Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции (20.03.2007)
Автор: Софьина Вера Николаевна
Проведенные исследования показали, что овладению профессиональными моделями деятельности способствует выполнение студентами в процессе творческой самостоятельной работы реальных заданий в условиях производственной обстановки, в которой широкий класс задач решается в научном коллективе специалистов и студентов разных специальностей. Объединение коллективных и индивидуальных способов решения профессионально-значимых задач успешно обеспечивается в студенческом конструкторском бюро. При этом происходит расширение числа познавательных и социальных мотивов деятельности студентов. Творческая самостоятельная работа студентов способствует развитию творческого мышления, индивидуальных способностей и профессиональной компетентности, позволяет осуществлять подготовку инициативных специалистов, развивает научную интуицию, глубину мышления, творческий подход к восприятию знаний и практическое применение их для решения организационных, технических, прикладных задач и научных проблем, а также воспитывает у студентов умение работать в коллективе, т.е. все те профессиональные умения, которыми отличается подготовленный высококвалифицированный специалист. В ходе ТСР у студентов не только формируется творческий потенциал будущего специалиста и определяются его научные интересы, но и развиваются деловые и личностные качества, необходимые для профессиональной деятельности: ответственность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, инициативность, сотрудничество, ответственность, добросовестность, надежность, способность доводить дело до конца, адекватная самооценка, самоконтроль, самоорганизованность (умение планировать и организовывать самостоятельную работу), умение работать в команде. Учебно-научно-производственная интеграция «вуз – технопарк – производство» с учетом системного подхода к организации творческой самостоятельной работы студентов в контакте с научными специалистами позволяет выйти на качественно более высокий уровень подготовки специалистов в вузе и вносит существенный вклад в развитие их профессиональной компетентности в процессе решения реальных научно-производственных задач. В пятой главе «Учебно-научно-производственная интеграция, как фактор развития профессиональной компетентности» приведены результаты исследования особенностей формирования профессиональной компетентности в системе учебно-научно-производственной интеграции. Выделены акмеологические факторы, способствующие формированию профессиональной компетентности в системе непрерывного профессионального образования. Создана система методов и КТ для формирования профессиональной компетентности и экспериментально обоснована их эффективность. Исследованы особенности развития стиля мышления в процессе формирования профессиональной компетентности в вузе и на производстве. Выделены профессионально-значимые качества личности специалиста, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности, определены факторы, способствующие формированию профессиональной компетентности специалиста в системе учебно-научно-производственной интеграции (УНПИ). УНПИ как единая акмеологическая образовательная система вуз–производство является необходимым условием развития высшего профессионального образования и формирования профессиональной компетентности, которая активизирует научно-инновационную деятельность и способствует развитию новой генерации специалистов, способных работать в инновационном режиме. Задачи учебно-научно-производственной интеграции: организация системы непрерывного обучения специалистов; создание единых автоматизированных технологий для оценки и развития профессиональной компетентности специалистов в вузе и на производстве; создание технопарков. Цели учебно-научно-производственной интеграции: обмен инновационными технологиями между вузом и производством; разработка единых требований (стандартов качества) подготовки специалистов для современного производства; подготовка компетентных специалистов, способных быстро осваивать и внедрять инновационные технологии в производство. Учебно-научно-производственная интеграция может осуществляться успешно в том случае, если: созданы единые требования к качеству подготовки специалиста, его профессиональной компетентности; существуют единые технологии, позволяющие оценивать уровень подготовки специалиста (знания, умения, деловые и личностные качества), отражаемые в модели компетентности специалистов и в функциональных моделях профессиональной деятельности; разработаны единые технологии для оценки и формирования профессиональной компетентности специалиста в условиях вуза и производства; вуз, технопарк и производство непрерывно обмениваются инновационными технологиями; эффективно используются возможности технопарка, как связующего звена, ускоряющего его внедрение на производстве и повышающего качество подготовки специалистов в вузе. В процессе развития профессиональной компетентности были использованы следующие принципы организации творческой самостоятельной работы студентов и специалистов. Принцип творческой направленности позволяет расставить приоритеты в решении учебно-познавательных и научно-исследовательских задач, выдвигая на первый план удовлетворение потребностей студентов и специалистов в самосовершенствовании и самореализации. Принцип положительной мотивации познания направлен на систематическое и целенаправленное формирование мотивационной основы деятельности в процессе решения профессионально-значимых учебных задач. Принцип непрерывности и поступательности обеспечивает системную организацию процесса развития основных компонентов профессиональной компетентности в процессе обучения. Принцип индивидуализации и социализации обеспечивает создание условий, способствующих овладению индивидуальными и коллективными методами решения профессионально-значимых задач и развитию дифференциально-психологической и социально-психологической компетентности, формированию умений, необходимых для эффективной работы в команде. В основе современного наукоемкого производства заложена командная работа специалистов различного профиля. Умение формировать и эффективно работать в команде, обеспечивают успешность профессиональной деятельности Наши исследования показали, что умение работать в команде вызывает существенные затруднения у студентов. Для формирования профессиональной компетентности была создана система заданий для ТСР студентов и специалистов, построенная по модульному принципу и учитывающая постепенное развитие профессиональной компетентности (рис. 6) и разработаны акмеологические компьютерные технологии, реализованные в виде автоматизированных систем (автоматизированной системы комплексной акмеологической диагностики — АСКАД, и системы подбора специалистов и обучения их эффективным моделям делового общения — АСПО). Созданные на их базе акмеологические компьютерные технологии формирования профессиональной компетентности, представляли собой системную, упорядоченно функционирующую совокупность инструментальных (компьютерных) и методологических средств, обеспечивающих прогнозируемый результат профессиональной подготовки специалиста. Информационная функция была направлена на передачу готовых знаний о эффективных моделях профессиональной деятельности. Основной задачей развивающей функции технологии было формирование личностных и профессионально значимых качеств и моделей деятельности. Креативная функция реализовывалась в виде системы заданий, развивающих творческий потенциал и обучающих методам самоанализа и самосовершенствования. В исследованиях на наукоемких технических предприятиях и технических университетах с использованием автоматизированной системы акмеологической диагностики были получены следующие результаты: Выявлены личностные особенности специалиста, способствующие и мешающие продуктивной деятельности, выделена система профессиональных умений, разработаны модели компетентности специалистов и руководителей. ДПК — дифференциально-психологическая компетентность; СПК —социально-психологическая компетентность; АПК — аутопсихологическая компетентность; АК — акмеологическая компетентность; СК — специальная компетентность; УК — управленческая компетентность; ИТК — информационно-технологическая компетентность Рис. 6. Динамика развития функциональных компонентов в образовательной системе «Творческая самостоятельная работа студентов» Исследована динамика изменения в процессе производственной и учебной деятельности моделей поведения, оказывающих наибольшее влияние на формирование индивидуального стиля. Установлено, что учебная и производственная деятельность оказывает влияние и на формирование определенного стиля мышления студента и специалиста. Проведены лонгэтюдные исследования динамики развития профессиональной компетентности специалиста в вузе и на производстве: особенности изменения его психологических характеристик; динамика развития творческих способностей, творческих потенциалов, профессиональных умений, деловых и личностных качеств, управленческих способностей и профессиональных компетенций. Разработана система заданий для творческой самостоятельной работы студентов и специалистов с использованием АСКАД, способствующая развитию профессиональной компетентности и формированию эффективных моделей профессиональной деятельности (рис. 6). Внедрение автоматизированной системы на предприятиях и в вузах позволило осуществить личностный подход к подготовке специалистов, выявить взаимосвязи структурных компонентов с образом результата профессионального развития, выделить профессиональные умения, личностные качества, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности специалистов. На данном этапе эксперимента были использованы результаты самооценки и экспертной оценки коллегами сформированности профессиональных качеств у руководителей. Анализ результатов психологического тестирования (с использованием автоматизированной системы комплексной акмеологической диагностики) двух контрольных групп руководителей всех уровней (по 210 человек продуктивных и непродуктивных руководителей, работающих на наукоемких предприятиях) позволил выявить комплекс профессионально значимых качеств личности, обусловливающих успешность управленческой деятельности. Анализ результатов показал, что у продуктивных руководителей наиболее развиты следующие качества: ответственность (89%), целеустремленность (82%), настойчивость (81%), инициативность (81%), деловое общение (81%), организаторские способности (83%), управление ресурсами (80%) и организация командной работы (80%), , объективность (69%), системный подход к решению производственных проблем (78%), социальная проницательность (79%) и управление ресурсами (81%). При организации системы непрерывного профессионального образования в вузе и на производстве следует обращать внимание на формирование этих качеств. Значимые различия у продуктивных и непродуктивных руководителей по критерию t-Стьюдента на 10% уровне наблюдаются в следующих качествах: ответственность; целеустремленность; инициативность; организаторские способности; управление ресурсами; организация командной работы; решительность; системный подход к проблеме; доброжелательность; толерантность. В процессе определения факторов, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности в инновационных условиях, была исследована группа продуктивных руководителей (210 человек). В результате анализа мотивационных компетентностей по методике Дж. Равена были выделены три основных фактора: 1) способность использовать инновации; 2) организаторские способности; 3) работа в команде. Дальнейшее исследование по разработанной нами модели компетентности с последующим корреляционным анализом подтвердили результаты, полученные по методике Дж. Равена, и расширили содержание и структуру выделенных факторов. Установлено, что объективными факторами, обеспечивающими успешность профессиональной деятельности в инновационном производстве, являются: 1) организаторские способности; 2) способность к инновационной деятельности; 3) управление и работа в команде; 4) ответственное отношение к профессиональной деятельности; 5) системный подход к решению профессиональных проблем; 6) управление качеством; 7) целеосуществление (достижение поставленных целей); 8) её постоянное саморазвитие. Анализ сформированности профессионально-значимых качеств у продуктивных руководителей (ПР) выборка 210 респондентов и у студентов пятого курса контрольной (СКГ) и экспериментальной групп (СЭГ) численностью по 315 респондентов (рис. 7) показал, что значимые отличия по критерию t-Стьюдента в исследуемых группах наблюдаются в следующих параметрах: ответственность (ПР — 89%, СЭГ — 75%, СКГ — 40%), организаторские способности (ПР — 83%, СЭГ — 63%, СКГ — 49%), работа в команде (ПР — 80%, СЭГ — 67%, СКГ — 40%), инициативность (ПР — 81%, СЭГ — 63%, СКГ — 43%), знание профессиональной специфики (ПР — 78%, СЭГ — 62%, СКГ — 40%), ориентация на качество (ПР — 80%, СЭГ — 67%, СКГ — 55%), ориентация на результат (ПР — 78%, СЭГ — 69%, СКГ — 57%), лояльность (ПР — 75%, СЭГ — 65%, СКГ — 51%). Перечисленные параметры более развиты у студентов экспериментальной группы, чем у контрольной, и приближены к уровню развития профессиональных качеств руководителей, что подтверждает эффективность предложенной системы организации профессионально-ориентированной творческой самостоятельной работы студентов и ее положительное влияние на формирование профессиональной компетентности специалиста. При разработке автоматизированной обучающей системы для исследования стиля мышления и формирования эффективных моделей делового общения мы использовали методику А. Хиррисона и Р. Брамсона, адаптированную А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой. Структура АОС включает в себя: диагностику стиля мышления; анализ особенностей деятельности в зависимости от стиля мышления; обучение эффективным моделям делового общения, с учетом особенностей стиля мышления; контроль усвоения материала. Апробацию и внедрение АОС «стиль мышления» мы провели в группах студентов СПбГУТ и НГТУ, а также на предприятиях связи, топливно-энергетического комплекса и атомной энергетики. В исследовании приняли участие 720 студентов и 570 руководителей и специалистов. |