Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции (20.03.2007)
Автор: Софьина Вера Николаевна
Наши исследования показали, что профессиональная компетентность как системная характеристика личности имеет сложную структуру (рис. 2), содержащую компоненты (дифференциально-психологическая, социально-психологическая, аутопсихологическая, акмеологическая, управленческая, специальная, информационно-технологическая) и элементы, из которых формируется модель компетентности. Следует отметить, что модель компетентности специалиста имеет гибкую структуру и может включать в себя различные элементы в зависимости от конкретной специализации. В структуре профессиональной компетентности инженера выделяются: Дифференциально-психологическая компетентность (проницательность) – знание индивидуальных особенностей коллег (психологических и типологических отличий, знание ведущих мотивов деятельности и ее направленности, профессиональных способностей) и умение разрабатывать продуктивные стратегии индивидуального подхода в работе с ними. Социально-психологическая компетентность – знание типологических отличий, особенностей поведения, деятельности и отношений специалистов в коллективе. Способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений (взаимодействие в профессиональной группе, между группами, с людьми в социуме). Умение работать в команде. Аутопсихологическая компетентность – осведомленность специалиста о способах самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать, чтобы повысить качество своей работы. Акмеологическая компетентность – знание критериев и факторов движения к вершинам профессионализма и создание акмецелевых программ достижения вершин профессиональной деятельности. Специальная компетентность – знание инновационных технологий, методов решения профессиональных задач и умение применять свои знания в практической деятельности, развивая и совершенствуя. Специальная компетентность предполагает осведомленность специалиста в своей научно-технической области и в смежных областях, аккумулирование знаний и применение их на практике. Управленческая компетентность – знание современных технологий и методов управления и умение эффективно применять их в практической деятельности, развивая и совершенствуя. Информационно-технологическая компетентность – знание информационных компьютерных технологий и умение использовать их в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность специалиста с высшим техническим образованием представляет собой системную динамично развивающуюся характеристику личности (совокупность способностей знаний, умений, деловых и личностных качеств), показывающую владение современными технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности и позволяющую осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. В данном исследовании технопарк рассмотрен как базис научно-производственной интеграции. В обучающих зонах технопарков, а также в процессе разработки инноваций создаются оптимальные условия для формирования профессиональной компетентности специалиста. Третья глава «Моделирование как основа развития творческого мышления и профессиональной компетентности» посвящена изложению процесса моделирования как особого вида инженерной деятельности, психологических основ и особенностей обучения студентов методам моделирования с использованием образных структур и компьютерных технологий. Мысленное моделирование физических процессов связано с прогнозированием поведения сложной технической системы. Описание физического процесса начинается с рассмотрения первоначального образа его и выбора основных параметров поведения рассматриваемой физической системы. Закономерности динамики образов в ходе конструкторской деятельности рассматриваются в работе В.А. Моляко. Ряд подобных фактов был получен в экспериментальных работах, проводимых в Новосибирском электротехническом институте под руководством Л.В. Меньшиковой. Данные, полученные при сопоставлении структурных особенностей интеллекта с интегральными показателями успеваемости, а также при нашем совместном с С.И. Мещеряковой исследовании влияния образных компонентов на успешность обучения в вузе, свидетельствуют о том, что способность оперировать образами играет значительную роль в учебной деятельности студентов технического вуза. Эффективность решения задач значительно выше в группе студентов, использовавших способ выполнения, связанный с постоянной координацией элементов вербального и пространственного типа. Координация вербального материала с пространственными элементами приводит к укрупнению информационных единиц, которыми оперирует студент в процессе решения, т.е. к сокращению количества элементов, оперирование которыми обеспечивает нахождение результата, что в свою очередь расширяет информационные возможности мышления. Рассматривая под этим углом зрения моделирование физических явлений и конструкторско-технологических процессов, необходимо отметить, что, с одной стороны, мы должны исследовать психические процессы, а с другой стороны – мотивы, побуждающие к деятельности моделирования, и отношения субъектов к самому процессу. В первом случае моделирование выступает как процесс, во втором случае как деятельность. Однако отделить одно от другого невозможно. Анализ динамики этих процессов в конкретной деятельности моделирования технических процессов не может проводиться в отрыве от анализа мотивов и целей этой деятельности. Моделирование как процесс раскрывается в деятельности субъекта, в описании ее психического процессуального и мотивационного состава. Моделирование как деятельность носит конструктивный, исследовательский характер и не сводится к простой перекомпоновке исходной информации. Оно предполагает активные действия исследователя по анализу физической ситуации, извлечению из памяти и ассоциативному рассмотрению различных вариантов преобразования образной и вербальной части модели. При мысленном моделировании физических явлений мы имеем дело с двумя видами образов. Чувственно-наглядные образы – это образы, которые сводятся к непосредственным показаниям органов чувств, а символические образы – образы «на уровне логического мышления», получающиеся в результате понятийной обработки чувственно-наглядных, образы представления. Все образы физических явлений являются пространственными, т. е. каждому из них с точностью до изоморфизма может быть сопоставлен внешний объект. Заметим, что именно такие образы могут быть переданы другим лицам, т. е. могут являться содержанием общения, в частности, между инженерами. Индивидуальность восприятия и участие внутренних, ранее сложившихся, образов изменяют модель, поэтому один и тот же объект разные наблюдатели моделируют по-разному. Для взаимопонимания требуется общность модели в главном. Этим общим при общении субъектов (инженеров) является одинаковый пространственный образ модели. Если два субъекта используют существенно различные образы некоторого объекта, то взаимопонимание затруднено, не говоря уже о возможности взаимопонимания при отсутствии образа у одного из субъектов. Системное описание процесса моделирования дает возможность утверждать, что модель состоит из образов и слов, а работа с ней сводится к согласованным преобразованиям этих образов и слов за счет взаимодействия информации образной и словесной частей модели. Моделирование физических явлений мы рассматриваем как психическую деятельность по построению модели с целью познания свойств реальной ситуации. Данное утверждение вытекает из методологического принципа единства психики и деятельности, разработанного в советской психологии в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова и др., согласно которому сознание не только проявляется, но и формируется в деятельности личности. Моделирование – это сложная психическая деятельность, в состав которой в качестве компонентов включаются такие психические процессы, как восприятие, представление, память, воображение и мышление. Соглашаясь с этим, мы можем отметить, что удельный вес этих процессов на разных этапах моделирования различен. Так, на первом этапе, этапе создания первоначального образа явления решающая роль принадлежит процессу восприятия. На этапе выделения существенного и схематизации образа на первый план выступают такие психические процессы, как представления и память. Однако на всех этапах моделирования мышление, благодаря его конструктивным возможностям, организует деятельность по переработке образов восприятия и представлений. ?????? при которых использование различных образов является оптимальным. В эксперименте принимали участие 140 студентов первого курса и 187 студентов второго курса технических вузов. Всего 327 человек. Это позволяло проследить, как влияет процесс обучения на развитие образных представлений. В результате эксперимента было установлено: что конкретные образы, в которых воплощается перцептивный опыт студента, практически не претерпевают изменений в процессе обучения, возрастает число образов более высокого уровня обобщенности. Основные функции образов как элементов модели физического явления: 1) познавательная, при которой образы являются связующим звеном между объектом и мыслящим субъектом; 2) управляющая, связанная со способностью мышления преобразовывать образы. В данном исследовании рассматриваются образы как элементы моделей физических явлений двух видов: чувственно-наглядные и символические. Основная функция символических образов как средств наглядности состоит в том, чтобы на каждом этапе обучения обеспечить связь между конкретным и абстрактным в познании. На сегодняшний день представление учебного материала осуществляется преимущественно с помощью слов и формул, а возможности образного отражения с применением средств имитационного моделирования и машинной графики используются явно недостаточно. В процессе построения образа модели физического явления происходит возрастание обобщенности образа за счет координации пространственных и вербальных элементов модели, что приводит к информативности символического образа. Это, в свою очередь, способствует ускорению процесса решения задач, а в некоторых случаях позволяет одномоментно находить желаемый результат. Обучение этим умениям, на наш взгляд, должно включать накопление студентами рабочих образов, используемых в технике, и свободное оперирование ими. Обучать этому умению можно в процессе выполнения профессионально-ориентированной самостоятельной работы студентов, обеспечивающей межпредметные связи и позволяющей эффективно использовать методы имитационного моделирования на ЭВМ различных конструкторско-технологических процессов. Инженеру приходится применять свое умение строить модели в самой разнообразной обстановке (начиная с умения представить себе будущее поведение еще не созданной машины и кончая умением представить себе поведение еще не сформировавшегося коллектива). Для формирования профессиональной компетентности и обучения методам моделирования была разработана система заданий, учитывающая межпредметные связи и рассчитанная на весь период обучения в вузе. Система заданий предусматривает формирование профессиональных умений, необходимых для процесса моделирования. К основным умениям специалистов, необходимым для процесса моделирования, относятся: умение выделять существенное в явлении и проводить сравнение по существенным признакам; умение создавать образы и оперировать готовыми; умение находить аналогии и рассуждать по аналогии; умение представлять результаты своего труда в удобной для восприятия форме и т. д. Были проанализированы результаты сдачи экзаменов по специальным курсам физики студентами технических факультетов. К числу этих специальных курсов мы отнесли теоретическую физику, физику полупроводников, физику тонких пленок, ядерную физику и т. д. Студенты экспериментальной группы знакомились с методом моделирования при изучении курса общей физики, в то время как студенты контрольной группы направленно этому методу не обучались. Результаты исследования показали, что общая успешность по специальным курсам физики у студентов (экспериментальная группа – 120 чел.), обучающихся методу моделирования, при прочих равных условиях (одинаковый начальный уровень — вступительные экзамены, одинаковая успешность по математике, одинаковая успешность по механике и инженерной графике), выше, чем у студентов (контрольная группа — 120 чел.), не обучающихся направленно методу моделирования. Различие значимо на 10%-м уровне по критерию Стьюдента. Анализ экспериментальных данных свидетельствует о том, что обучение методу моделирования способствует успешности обучения в вузе и положительно сказывается на будущей деятельности в качестве инженера. Таким образом, моделирование в инженерной деятельности является инвариантным и включает в себя в зависимости от специализации моделирование процессов: физических, физико-химических, конструкторско-технологических, социально-психологических и т.д. Успешность мышления определяется степенью использования образных структур и тем, как они взаимодействуют с вербальными элементами. Эта закономерность проявляется при работе с моделями физических явлений. От того, насколько скоординированы эти элементы в сознании человека, зависит эффективность использования модели в каждой конкретной ситуации. Контент-анализ курсовых и дипломных работ, изучение стиля преподавания показали, что обучение в вузе излишне вербализовано. Отсюда вытекает необходимость создания специальных методик, направленных на развитие образного мышления будущих инженеров. Процесс моделирования рассмотрен как особый вид инженерной деятельности. Проанализированы психолого-акмеологические особенности обучения студентов методам моделирования с использованием компьютерных технологий. Четвертая глава «Акмеологический подход к формированию компетентности в творческой самостоятельной работе студентов» посвящена организации направленного формирования профессиональной компетентности в процессе творческой самостоятельной работы студентов. Она содержит результаты экспериментальной проверки функционирования образовательной системы «Творческая самостоятельная работа». Проведен сравнительный анализ сформированности профессиональной компетентности у студентов контрольной и экспериментальной групп. Исследована на мотивационно-личностном уровне структура мотивов и их направленность у студентов и специалистов. На базе компьютерных технологий разработана методика, способствующая обучению студентов методам моделирования и развитию у них образных компонентов мышления. В соответствии с целью исследования, были решены следующие задачи: 1) изучены особенности деятельности инженеров (глава 2), работающих на современных технических предприятиях, и выделена структура профессиональной компетентности; 2) определены трудности, возникающие у студентов при формировании профессиональной компетентности; 3) рассмотрена творческая самостоятельная работа студентов как образовательная система и выявлены ее возможности в направлении формирования профессиональной компетентности; 4) определены мотивы выполнения студентами различных видов ТСР и способы её организации направленные на формирование у студентов социально ценной совокупности мотивов; 5) на примере работы студенческого конструкторского бюро (СКБ) проверена эффективность предложенных методов. Дан обзор состояния и уровня разработанности проблемы использования самостоятельной работы студентов для профессионального становления специалиста. Проанализированы цели и задачи самостоятельной работы. Определена роль творческой самостоятельной работы студентов в учебном процессе технического вуза и возможности её использования для формирования профессиональной компетентности. В соответствии с определенным во второй главе комплексом профессиональных умений и моделей компетентности, необходимых специалисту для работы в наукоемком производстве, разработана образовательная система «Творческая самостоятельная работа» и определены ее структурные и функциональные компоненты. Для ускорения адаптации выпускника на производстве необходимо, чтобы он уже в вузе овладел профессиональными моделями деятельности. Это требование может быть выполнено при организации профессионально ориентированной творческой самостоятельной работы (ТСР) студентов, в частности, в таких ее видах, которые основаны на упрощенных моделях инженерной деятельности: лабораторных работах; курсовом проектировании; учебно- и научно-исследовательских работах и дипломном проектировании. Отличительной особенностью данной работы является рассмотрение процесса формирования профессиональной компетентности в единой образовательной системе, охватывающей все перечисленные виды творческой самостоятельной работы и функционирующей на протяжении всего периода обучения в вузе. Основной целью образовательной системы является подготовка специалистов для работы в наукоемком производстве. Учебный процесс в ней представлен как группа взаимосвязанных целенаправленных видов творческой самостоятельной работы, имеющих учебное, научное и профессиональное единство. В работе выделены основные структурные и функциональные компоненты рассматриваемой образовательной системы. В соответствии с её особенностями конкретизированы цели деятельности студентов в каждом виде творческой самостоятельной работы. На основе исследования структуры деятельности специалистов, работающих в наукоемком производстве, выделен комплекс профессиональных умений, исходя из которого определен состав функциональных компонентов образовательной системы. Для разработки стратегии развития профессиональной компетентности и формирования умений в вузе первоначально были исследованы трудности, испытываемые студентами при овладении профессиональными умениями, исходя из которых, намечены пути совершенствования организации творческой деятельности студентов. В результате корреляционного анализа было определено наличие связей (на 1% уровне значимости) между умениями, вызывающие наибольшие затруднения у студентов, и выявлены клики корреляционного графа (табл. 1 и рис. 3). Таблица 1 |