Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции (20.03.2007)
Автор: Софьина Вера Николаевна
Профессиональная компетентность и качества личности подвержены развитию, в основе которого лежат, с одной стороны, способности и профессионально значимые мотивы, с другой – реальная деятельность и ее функциональные модели. Проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что компетентность следует рассматривать как системную характеристику качества подготовки специалистов, как ведущий показатель результата образования. Однако реализация компетентностного подхода в высшей школе не ориентируется на конечные результаты подготовки специалистов и не учитывает уровень развития профессиональной компетентности, что значительно снижает эффективность профессионального обучения специалистов в вузе и на производстве. Во второй главе «Акмеологический подход к разработке системы формирования профессиональной компетентности специалиста» анализируются образовательные системы «вуз – производство», выделяются структурные и функциональные компоненты акмеологической системы «производство», исследуется структура профессиональной компетентности специалиста, технопарк рассматривается как базис научно-производственной интеграции и развития профессиональной компетентности. Следовательно, происходящие изменения в образовательных системах носят упорядоченный характер благодаря управлению. Упорядоченность структурно-функциональных компонентов, их интеграция и взаимодействие со средой могут обеспечиваться собственными механизмами управления. В этом смысле образовательные системы выступают как самоуправляемые – реальные (по происхождению), социальные (по субстанциональному признаку), сложные (по уровню сложности), открытые (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамические (по признаку изменчивости), вероятностные (по способу детерминации), целеустремленные (по наличию целей), самоуправляемые (по признаку управляемости). Используя акмеологический подход к исследованию моделей менеджмента промышленно-развитых стран, мы рассмотрели производство как акмеологическую систему. В соответствии с научной концепцией, разработанной Н.В. Кузьминой, выделены структурные и функциональные компоненты акмеологической системы «производство». Функциональные компоненты содержат профессиональные умения и модели компетентности специалистов различных специальностей. В состав структурных компонентов входят: Цель – цели менеджмента на предприятии. Сотрудники – основное реализующее звено цели (кадровая политика, обучение, организация команд и групп). Менеджеры – основное координирующее звено цели (требования к руководителю, методы управления, организация обучения на рабочем месте, руководство производственными группами и командами). Мотивация – методы мотивации и стимулирования персонала. Информация – необходимая сотрудникам и менеджерам для выполнения своих непосредственных обязанностей (системы управления знаниями в организации; Интернет-технологии, электронного документооборота, открытость каналов общения с подчиненными). Средства коммуникации – средства, обеспечивающие взаимодействие менеджеров и сотрудников для достижения цели (открытость и доступность администрации, собрания, совещания, технические средства коммуникации, Интранет-технологии, система группового принятия решений). Система менеджмента качества — методы контроля и повышения качества продукции, система управления качеством на производстве. Система качества является интегрирующим элементом акмеологической системы (рис. 1). Акмеологическая система «производство» является открытой и саморазвивающейся. На основе анализа модели менеджмента промышленно развитых стран, были выявлены условия и факторы, способствующие развитию профессиональной компетентности специалистов, побуждению к саморазвитию; обнаружению и реализации творческого потенциала, поддержанию высокого уровня профессионализма и заинтересованности в работе на протяжении всей трудовой деятельности. Рис. 1. Структурные компоненты акмеологической системы «производство» В результате обобщения международного опыта и анализа «Производства» как акмеологической системы установлено, что объективными факторами, способствующими формированию профессиональной компетентности в условиях наукоемкого производства, являются: 1) организация системы непрерывного повышения квалификации специалистов; 2) вовлечение сотрудников в процесс управления; 3) инвестиции в исследования, внедрение инновационных технологий; 4) внедрение системы менеджмента качества; 5) организация командной работы; 6) внедрение стратегических методов управления; 7) открытость информации, создание системы управления знаниями в организации. В соответствии с задачами исследований на основе структурно-функционального анализа деятельности специалистов, работающих на современных технических предприятиях, был выделен комплекс профессиональных умений и структура профессиональной компетентности, исходя из которых, был определен состав функциональных компонентов акмеологической системы. В качестве ведущих компонентов деятельности инженеров выступили гностический, конструктивный, проектировочный, коммуникативный и организаторский компоненты. Функциональная модель деятельности инженера основана на взаимодействии пяти компонентов (гностический, конструктивный, коммуникативный, организаторский, проектировочный). Для того, чтобы выделить структуру профессиональной компетентности и разработать модели компетентности руководителей и специалистов, мы проанализировали: 1) какие функции они выполняют; 2) какие знания, умения, способности, деловые и личностные качества необходимы им для успешной профессиональной деятельности. Установлено, что профессиональная компетентность специалиста с высшим техническим образованием предполагает: 1. Понимание системного характера производственных проблем. 2. Способность осваивать и развивать инновационные технологии в системной интеграции. 3. Владение знаниями и новыми технологиями в своей предметной области и смежных областях. 4. Способность к быстрому обучению, усвоению нового, непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию, к профессионализму. 5. Умение принимать правильные и ответственные решения при создании и эксплуатации объектов новой техники. 6. Постоянное развитие и совершенствование основных компонентов профессиональной компетентности: дифференциально-психологической; социально-психологической; аутопсихологической; акмеологической; управленческой; специальной и информационно-технологической компетентности. 7. Способность реализовать свой творческий потенциал (знания, умения, опыт, деловые и личностные качества) в продуктивной профессиональной деятельности. Для определения сформированности профессиональной компетентности мы использовали следующие уровни. Первый уровень (минимальный). Специалист использует знания для выполнения только данного конкретного задания и не всегда может применить их для другого задания. Хорошо работает по алгоритму и четким инструкциям. Второй уровень (низкий). Специалист адаптирует свои знания применительно к особенностям задания и умеет использовать их для решения другого класса аналогичных задач. Действует согласно конкретным обстоятельствам. Третий уровень (средний). Специалист самостоятельно может моделировать систему знаний по определённому классу задач. Умеет решать профессиональные задачи через создание моделей адекватных для данного класса задач. Четвертый уровень (высокий). Специалист умеет моделировать алгоритм деятельности применительно к данному классу задач и переносить его на решение нового, более сложного класса задач; владеет средствами моделирования в разных предметных областях; умеет разрабатывать модели для новых классов задач. Пятый уровень (наивысший). Специалист владеет системой общеинженерных знаний и умений, обладает творческим мышлением; применяет системный подход к решению различных задач; творчески решает профессиональные задачи. ДПК — дифференциально-психологическая компетентность; СПК — социально-психологическая компетентность; АПК — аутопсихологическая компетентность; АК — акмеологическая компетентность; УК — управленческая компетентность; СК — специальная компетентность; ИТК — информационно-технологическая компетентность. Рис. 2. Структура профессиональной компетентности инженера – специалиста с высшим техническим образованием |