Delist.ru

Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции (20.03.2007)

Автор: Софьина Вера Николаевна

Основные положения, выносимые на защиту

1. Профессиональная компетентность специалиста с высшим техническим образованием представляет собой динамично развивающуюся характеристику личности, интегрирующую способности, знания, умения, деловые и личностные качества, проявляющиеся во владении современными технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности и позволяющие осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.

2. Структурообразующими компонентами профессиональной компетентности специалиста с высшим техническим образованием являются: дифференциально-психологическая, социально-психологическая, аутопсихологическая, акмеологическая, специальная, управленческая, информационно-технологическая компетентность.

3. В формирование профессиональной компетентности будущих специалистов большой вклад вносят те виды профессионально ориентированной самостоятельной работы, в которых заложена модель профессиональной деятельности.

4. Использование компьютерных технологий и средств имитационного моделирования, учитывающих взаимодействие образных и вербальных компонентов мышления, способствует развитию профессиональной компетентности.

5. Системный подход к учебно-научно-производственной интеграции позволяет создать единые акмеологические технологии оценки и формирования профессиональной компетентности специалиста в вузе и на производстве.

Апробация и внедрение результатов исследования

Представленные результаты апробировались:

в процессе экспериментальных исследований, проводимых автором в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ), Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ), в Петербургском энергетическом институте повышения квалификации;

в публикациях по теме диссертации (43 публикации, из них 5 публикаций в научных изданиях, входящих в перечень ВАК России);

в двух монографиях и двух учебных пособиях;

в курсах лекций, спецкурсах и семинарах, проведенных в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ), Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций (СПбГУТ) им. М.А. Бонч-Бруевича, в Петербургском энергетическом институте повышения квалификации, в учебном центре ОАО «Сибирьтелеком» и учебном центре НПО «Маяк»;

на научных докладах, представленных на международных конференциях:

Санкт-Петербург (1997, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003,

2004, 2005); Москва (2004); Ницца (Франция) 1996;

на республиканских конференциях: Ленинград (1988).

На основании результатов исследования разработаны и внедрены компьютерные акмеологические технологии развития профессиональной компетентности специалистов в вузе и на производстве.

Внедрены в учебный процесс НГТУ, СПбГУТ, Петербургского энергетического института повышения квалификации и запущены в промышленную эксплуатацию в ОАО «Сибирьтелеком» автоматизированные системы акмеологической диагностики кадрового менеджмента, предназначенные для диагностики и развития профессиональной компетентности.

Разработаны системы заданий для творческой самостоятельной работы студентов, которые внедрены в НГТУ, СПбГУТ, Ковровской государственной технической академии им. В.А. Дектярева (КГТА).

Процесс внедрения результатов исследования осуществлялся в условиях научно-производственной интеграции с 1987 года и подтверждается семью актами о внедрении.

Объем работы: диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения и практических рекомендаций, выводов, списка литературы содержащего более 600 источников, приложений, 21 таблицу и 40 рисунков.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность исследования. определяются его цель, объект, предмет, задачи; формулируются гипотезы исследования, а также положения, выносимые на защиту; характеризуются научная новизна, теоретическое и практическое значение исследования и его апробация.

В первой главе «Теоретические и методологические основы исследования профессиональной компетентности» обсуждаются основные психолого-акмеологические подходы к пониманию профессиональной компетентности и возможности ее формирования, приводятся результаты теоретико-методологического анализа состояния научной разработанности проблемы.

Проведенный теоретический анализ психолого-акмеологической литературы показывает, что компетентность – это интегральное свойство, характеристика личности, реализующая свой потенциал в профессиональной деятельности. Кроме знаний необходимы еще и мотивация к деятельности и способность реализовать свой творческий и операционно-технологический потенциал, трансформировать его в успешную деятельность (Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур).

В отечественной и зарубежной литературе наряду с термином «компетентность» охватывающим многие стороны личности и профессиональной деятельности (Н.В. Кузьмина, Ю.Г. Татур, Дж. Равен, Т.Ю. Базаров, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Д.В. Пузанков, И.А. Зимняя), употребляются смежные с ним понятия – «профессионализм», «квалификация», «профессиональная компетентность», «профессиональное качество», «педагогическая культура», «педагогическая образованность» и другие, так как термин «компетентность»

Интерес представляют исследования отдельных видов профессиональной компетентности: аутопсихологической (И.В. Елшина, А.А. Деркач, А.П. Ситников, А.С. Гусева и др.); психолого-акмеологической (В.Н. Маркин, И.Н. Дроздов); социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения (Н.Н. Ершов); социально-психологической (В.Г. Первутинский, Г.Е. Белицкая, Л.И. Берестова); конфликтологической (О.И. Денисов); информационно-технологической (П.В. Беспалов), коммуникативной компетентности (Л.А.?Петровская и др.).

В акмеологии термин «компетентность» используется для описания конечного результата обучения (Н.В.?Кузьмина, А.К.?Маркова, Л.А.?Петровская, Ю.Г. Татур и др.). Исследователи не просто говорят о компетентности в различных сферах человеческой жизнедеятельности (педагогическая компетентность, коммуникативная, правовая), но и выделяют в каждой из них различные виды.

Отметим общий большой вклад в разработку проблем компетентности именно отечественных исследователей – Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Л.П. Алексеевой, Н.С. Шаблыгиной, Г.И. Сивковой, П.В. Беспалова и других.

В рамках образовательной парадигмы, согласно которой основная цель профессионального образования – «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года), компетентность может быть: в узкой области профессиональной деятельности; в широкой области профессиональной деятельности; в общенаучной сфере; в сфере социальных отношений; аутопсихологическая компетентность, готовность к критической самооценке, постоянному повышению квалификации.

Несомненно, что компетентность – многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения. Формируется связь и с глубинными свойствами личности – с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. Сюда добавляется и знание последствий применения конкретных способов воздействия и их эффективности. Компетентность имеет свои функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки.

Все выше названные подходы к исследованию профессиональной компетентности преломляются в личностно-деятельностном направлении изучения феномена профессиональной компетентности.

Понятие «профессиональная компетентность» толкуется крайне неоднозначно. (И.В.?Ильина, Н.В. Кузьмина, А.А. Маркова, В.Г. Первухинский, Д.В. Пузанков, В.Д. Шадриков, Н.С.?Шаблыгина и многие другие, работающие в проблематике профессионального образования) подчеркивают разные стороны этого явления. В силу этого на первый план выходят либо знания, опыт, либо качества личности, либо аспект профессионализма.

Исследования функционального развития профессиональной компетентности показали, что на начальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автономность этого процесса, а на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами.

Профессиональную компетентность определяют как интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, ПВК, психологическую готовность (Л.Ю.?Кривцов, Э.Ф.?Зеер).

Профессиональная компетентность может быть структурирована как системная характеристика, состоящая из различных компонентов, состав которых исследователи определяют по-разному (Н.В. Кузьмина, А.К.?Маркова, В.Г. Первутинский).

В настоящее время отсутствует однозначный подход к определению понятия «профессиональная компетентность», отсутствует единый исследовательский подход к составу структурных компонентов профессиональной компетентности, не определена профессиональная компетентность специалиста с высшим техническим образованием, не определены методы и факторы, способствующие формированию профессиональной компетентности специалистов в вузе и на производстве.

Анализ результатов научных исследований показал, что профессиональную компетентность можно целенаправленно формировать через специальную систему заданий, учитывающую личностные способности и профессиональные модели деятельности.

В качестве универсальной функциональной модели профессиональной деятельности целесообразно использовать модель, разработанную Н.В. Кузьминой. Для выделения основных компонентов профессиональной компетентности специалиста с высшим техническим образованием был проведен системно-структурный анализ инженерной деятельности в условиях инновационного наукоемкого производства.

Формирование профессиональной компетентности специалиста в качестве системообразующего фактора продуктивности его профессиональной деятельности необходимо исследовать во взаимосвязи со способностью к саморазвитию, самосовершенствованию личности и деятельности, самореализацией и развитием его потребностей и творческих способностей.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11