Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции (20.03.2007)
Автор: Софьина Вера Николаевна
Профессиональная компетентность является основным фактором, интегрирующим профессионально значимые психологические свойства личности, знания, умения, деловые и личностные качества и их проявление в профессиональной деятельности специалистов и фактором, обусловливающим уровень ее эффективности. В соответствии с основной гипотезой сформулированы частные гипотезы. Предполагалось, что профессиональная компетентность специалиста с высшим техническим образованием имеет сложную структуру, основными компонентами которой являются: дифференциально-психологическая, социально-психологическая, аутопсихологическая, акмеологическая, управленческая, специальная и информационно-технологическая компетентность. Можно ожидать, что в процессе овладения профессиональными моделями деятельности происходит развитие профессиональной компетентности и определенного стиля мышления. На основе системного подхода к учебно-научно-производственной интеграции возможно создание единых акмеологических технологий оценки и развития профессиональной компетентности специалиста в вузе и на производстве. Развитию профессиональной компетентности специалиста способствует системный подход к организации самостоятельной работы в рамках учебно-научно-производственной интеграции с применением компьютерных акмеологических технологий, основанных на использовании средств моделирования. Можно целенаправленно формировать социально и профессионально значимую систему мотивов, оказывающих положительное влияние на развитие профессиональной компетентности через определенную организацию профессионально ориентированной творческой самостоятельной работы студентов. В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи. Теоретико-методологический анализ состояния проблемы формирования профессиональной компетентности специалиста в вузе. Выявить содержательную структуру профессиональной компетентности и уровни ее развития, на основе анализа функциональных моделей деятельности специалистов, работающих на современных технических предприятиях. Рассмотреть профессионально-ориентированную творческую самостоятельную работу студентов как образовательную систему и выявить её возможности в направленном формировании профессиональной компетентности. Разработать психолого-акмеологическую концепцию формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции. На основе этой концепции провести формирующий эксперимент. На материале изучения работы студенческого конструкторского бюро (СКБ) проверить эффективность предложенных методов. На основе системного подхода к учебно-научно-производственной интеграции разработать компьютерные акмеологические технологии, диагностический и обучающий инструментарий для формирования профессиональной компетентности специалиста в вузе и на производстве. Определить факторы, способствующие формированию профессиональной компетентности. Реализовать технологическое обеспечение системы развития профессиональной компетентности специалистов в технических вузах и на производстве. Исследовать структуру мотивов учебной и профессиональной деятельности студентов и специалистов в процессе формирования профессиональной компетентности. Разработать стратегию организации профессионально ориентированной самостоятельной работы студентов с использованием средств моделирования на базе компьютерных технологий для развития профессиональной компетентности. Провести мониторинг стиля мышления и профессиональной компетентности в вузе и на производстве и проверить эффективность предложенной системы методов. Методологическую основу исследования составляют: Структурно-системный подход к личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Ю.М. Забродин, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Ядов и др.). Теоретические концепции развития психики и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов). Подход к обучению как к процессу управления психическим развитием человека (Б.Г. Ананьев, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина и др.). Междисциплинарный подход к обучению (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, В.Н. Скворцов). Структурно-функциональный подход к организации и деятельности разных производственных и образовательных систем (С.И. Архангельский, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, А.Л. Свенцицкий, Г.В. Суходольский, В.А. Якунин и др.). Психология индивидуальных различий (Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, В.Л. Маришук, В.С. Мерлин. В.Н. Мясищев, В.Д. Небылицин, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Степанова, Б.М. Теплов и др.). Теория мотивации и направленности личности и деятельности (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Ф. Герцберг, Е.А. Климов, А. Маслоу, В.Л. Васильев, А.А. Крылов, Н.Н. Обозов, Э.С. Чугунова, Е.Б. Старовойтенко, Х. Хекхаузен, И.И. Чеснокова и др.). Акмеологический подход к изучению профессиональной деятельности (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Е.И. Степанова). Теория творчества и профессионализма в деятельности (А.А. Деркач, Е.А. Климов, Л.Д. Кудряшова, Н.В. Кузьмина, А.А. Лобанов, А.В. Петровский, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков, М.Г. Ярошевский, Л.А. Ясюкова и др.). Теория управления (И. Ансофф, Н. Винер, М. Вудкок, Д.М. Гвишиани, П.Н. Керженцев, И.С. Мангутов, Д. Мерсер, A.M. Омаров, Т. Санталайнен, Г.X. Попов, Н.Ф. Талызина, А.А. Реан, В.Л. Свенцицкий, В.А. Якунин и др.). Принципы гуманистической психологии и педагогики, идеи личностно-ориентированного обучения и субъектного подхода к его научному анализу (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Братченко, Д. Бьюдженталь, А. Маслоу, К. Роджерс, В.Я. Слепов и др.). Достоверность и обоснованность полученных экспериментальных данных и теоретических выводов обеспечивается применением в качестве теоретико-методологических оснований разработок, получивших научное признание и прошедших всестороннюю практическую проверку; комплексностью использованных методов и их адекватностью целям и задачам исследования; использованием стандартизированных и широко распространенных психодиагностических методик; репрезентативностью эмпирических выборок; корректностью математико-статистической обработки полученных данных; применением современных методов и высокоэффективных компьютерных технологий анализа эмпирического материала; успешной апробацией и внедрением теоретических и прикладных результатов исследования в практику обучения в вузе и в системе повышения квалификации специалистов и руководителей. Конкретное личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации проявилось в самостоятельном формулировании основных положений концепции формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции; в разработке стратегии организации профессионально ориентированной творческой самостоятельной работы студентов; в разработке оригинального инструментария и компьютерных технологий для оценки и формирования профессиональной компетентности специалиста в вузе и на производстве; в структурировании и интерпретации применительно к задачам исследования обширного эмпирического материала. Этапы исследования 1-й этап (1982–1992 гг.) – анализ социологической, психологической, педагогической, акмеологической литературы по проблеме исследования; изучение функциональной структуры и особенностей профессиональной деятельности руководителей и инженеров, работающих с нанотехнологиями в наукоемком производстве. В этот же период разрабатывались и экспериментально апробировались методики изучения индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности инженеров и руководителей, характер их проявленности в профессиональной деятельности. 2-й этап (1992–1997 гг.) – выделение структуры профессиональной компетентности специалистов и руководителей технических предприятий в целях ее развития у студентов. Исследование акмеологических факторов, обусловливающих развитие профессиональной компетентности специалиста, и трудностей, которые испытывают студенты при овладении профессиональными моделями деятельности. 3-й этап (1997–2006 гг.) – разработка психолого-акмеологической концепции построения обучающей системы профессионально ориентированной самостоятельной работы студентов и выявление ее возможностей в развитии профессиональной компетентности; разработка автоматизированных систем для развития специальной компетентности с использованием средств имитационного моделирования, применяемых при создании нанотехнологий; разработка акмеологических технологий для развития профессиональной компетентности специалистов в вузе и на производстве. Создание и внедрение автоматизированной системы комплексной акмеологической диагностики для анализа и развития профессиональной компетентности специалиста в вузе и на производстве. Проведение формирующего эксперимента развития профессиональной компетентности специалиста в условиях учебно-научно-производственной интеграции. Исследование мотивационно-целевой основы учебной деятельности и ее влияния на развитие профессиональной компетентности. Проведение мониторинга развития профессиональной компетентности и стиля мышления специалиста в процессе профессионального становления. Методы исследования. Комплексный и системный подходы, реализуемые в настоящем исследовании с его многоплановым характером поставленных задач потребовал применения разнообразных методов сбора эмпирических данных, диагностики и формирования процедуры их математической обработки. Эмпирические методы исследования: наблюдение и метод самооценки с использованием компьютерных технологий; психодиагностические методы в разнообразии их целевого назначения и форм; методы опроса и беседы; анализ результатов деятельности; изучение и анализ литературы, учебно-методической документации и результатов деятельности студентов; наблюдение за деятельностью студентов; рейтинг (оценивание компетентными судьями деятельности студентов); интервью специалистов и руководителей, работающих на современном наукоемком производстве; ауторейтинг; анкетирование; лонгитюдные методы исследования; обучающий эксперимент; математические и программные методы (статистические методы, теория графов, таксономический анализ и т.д.). Для обработки результатов экспериментов использовались разработанные сотрудниками Института математики СО РАН программы таксономии и корреляционного анализа с выделением клик корреляционного графа. Описание выборки К исследованию было привлечено 1470 человек, в том числе: 750 студентов технических вузов; |