Delist.ru

Интегративные процессы в сельском социуме изменяющейся России (20.03.2007)

Автор: Михеев Петр Андреевич

Данные ряда исследований показывают, что сельчане в результате реформ прошли три этапа.

1992-1993 гг. характеризовались оптимистическими надеждами сельских жителей, связанными с активно пропагандируемыми новыми формами хозяйствования, раздачей имущественных и земельных паев.

В 1994-1995 гг. произошел крах ожиданий перемен в личной судьбе крестьянских семей, связанных с изменением форм собственности, осознание своей сиротской доли на фоне богатеющих устроителей их жизни.

С 1996-2002 гг. началось формирование автономных стратегий выживания, центральным звеном которого стало семейное хозяйство. Жизненные проекты (обучение детей в вузах, возможность переезда семьи в город) стали тесно увязываться с объемом того, что выращивается на своем подворье и может быть реализовано на рынке.

Ныне аграрная подсистема общества стоит на пороге четвертого этапа, где семьи, которым удалось укорениться в новом экономическом режиме, связывают свое будущее с селом. Однако их меньшинство. Большинство же переосмысливают цели, жизненные проекты и даже смысл жизни. Осознавая исчерпание ресурсов внутри села, они ориентируются на поиск их во вне его.

За эти годы в селах сложились две экономики: нестабильная и малоэффективная экономика большей части коллективных хозяйств и фермеров. Экономика семейных хозяйств – более устойчивая форма, но в перспективе тоже затухающая по мере утраты с возрастом физических сил и сокращения потребностей их деятелей.

В Саратовской области, типичной для сельской России, в 1993 г. сельскохозяйственные организации по объему производства занимали 59%, семейные хозяйства 36%; в 2004 г. соотношение резко изменилось – 29% и 52% соответственно. Хотя экономика семейных хозяйств и кажется устойчивой, но она повергает семью в образ и стиль жизни, терпимые средним и старшим поколением, но совершенно чуждые молодежи.

Неэквивалентность обмена с внешними контрагентами, которую определяла стихия рынка, вызвала к жизни специфические способы выживания крупных хозяйств новых организационно-правовых форм, которые резко сократили свое участие в поддержке социальной сферы. При сохранении экономического режима, в котором они функционируют ныне, после вступления страны в ВТО, им не выжить – это твердое убеждение многих практиков. Агрохолдинги во внимание брать не приходится, поскольку они социальных проблем села практически не решают, порой им даже не нужны местные трудовые ресурсы.

Фермеры технически оснащены еще колхозной и совхозной техникой, которой недостаточно, и она давно исчерпала свой производственный ресурс. Сервисное обслуживание техники практически везде отсутствует, ремонт делается своими силами. Фермеры, как правило, не ограничиваются сельским хозяйством. В литературе выделены такие типы как «фермер-отходник» - это предприниматель, который использует статус фермера для получения льгот, а на самом деле занимается несельскохозяйственным производством (имеет цех по производству мебели или мастерскую по ремонту легковых автомобилей); близкий к нему тип «фермер-наемник», который сам землю не возделывает, а за процент от урожая по найму выполняет сельскохозяйственные работы или сдает свою технику в аренду (иногда за 30% от урожая).

Все отмеченные типы фермерских хозяйств получили распространение. Если в фермерском хозяйстве семейного типа организация труда почти аналогична труду в мелкотоварном хозяйстве, функционирующем без образования юридического лица, то в фермерском хозяйстве, близком по сути к асъенде, руководитель работает с персоналом методами, характерными для крупного и среднего бизнеса. Больше того, он может оставить за собой только ключевые вопросы стратегии и тактики функционирования хозяйства, а для обеспечения технологических норм и дисциплины труда нанять менеджеров. Такое хозяйство не ограничивается только производством продукции, в нем организуется замкнутый цикл «поле-прилавок».

Семейные хозяйства сельских жителей стали заметным сектором аграрной экономики, но не как результат реформирования, а скорее как следствие реализации человеческого потенциала села, который зачастую вопреки реальной аграрной политике занял вполне самостоятельную позицию среди других хозяйственных укладов. И тем не менее именно в этом секторе, а не в крупных хозяйствах происходит наиболее заметное формирование новой рыночной культуры труда, способности к риску и социальной ответственности. Перелив энергии созидания в семейные хозяйства нельзя рассматривать как некий позитивный процесс. Несмотря на весомый экономический результат, это неоархаика.

На селе получили распространение такие социально-экономические образования, в которых во взаимодействии сельской общности и крупного хозяйства соединены капиталистические, социалистические и народно-коллективистские (общинные) отношения, и автор доказывает, что такие образования не могут быть лучше людей, которые их создали. По мысли автора, истоки приближения сельского населения к умению пользоваться рыночными механизмами нужно искать не в рамках последних десяти-пятнадцати лет, а в значительно большем временном пространстве. Наиболее зримые элементы капиталистических форм сложились в фермерском секторе АПК. Удельный вес производимой ими продукции составляет всего 3,7%, но фермерство оказалось весьма привлекательным для сельского населения, оно готово идти к фермерам наемными работниками.

Следующая форма – это товарное домохозяйство, и сегодня 60% сельских домохозяйств ведут устойчивое товарное хозяйство, производят значительный, более половины, объем продукции аграрного сектора страны. Соглашаясь с тем, что мелкотоварное хозяйство есть массовое, но официально не признанное фермерство или, по крайней мере, его стратегический резерв (В.В. Пациорковский), автор отмечает взаимообусловленность таких отношений, которые поддерживают на грани выживания обе хозяйственные формы. Поддержание такого баланса – это интерес не только менеджмента хозяйства, но и сельской общины, которая, с одной стороны, видит в крупхозе некоего конкурента, поскольку одни и те же кормовые угодья используются для скота из домашнего хозяйства и из крупхоза, а с другой стороны - ей важно, чтобы коллективное хозяйство функционировало более или менее эффективно и позволяло получать (приобретать) корма для своих животных и другие блага. Семейные хозяйства в последние 15 лет жизни сельского населения выступают как ведущее звено стратегии выживания и благополучия. Определяющим мотивом ведения его является производство продуктов питания для собственного потребления (90% респондентов). Другой мотив – стремление получить дополнительный денежный доход, чтобы повысить качество своей жизни (приобретение предметов бытового обихода, одежды и обуви, обучение детей). Хотя государство осуществляет сдержанную фискальную политику в отношении семейных хозяйств сельчан, но они до последнего времени находились вне существующей системы государственной поддержки цен и доходов сельскохозяйственных производителей.

Превращение семейного хозяйства из дополнительного (подсобного) в основной источник средств обеспечения основных потребностей, произошедшее за последнее десятилетие в отечественном селе, существенно повлияло на изменение статусных позиций и ролей всех членов сельской семьи. Во-первых, уменьшилась трудовая нагрузка (по сравнению с 1986-1987 гг. на 8,2 часа у женщин и 10,2 часа у мужчин в среднесезонную неделю). Сократилась разница между мужчинами и женщинами в общей трудовой нагрузке (с 13,2 часа в 1975-1976 гг. до 8 часов в 1999 году). Значительно возросла роль женщины как координатора усилий членов семьи по выполнению многочисленных дел в семейном хозяйстве. Ее положение как матери, воспитывающей детей, также улучшилось за счет перераспределения труда в семье.

Известно, что значительная часть сельского населения не является работниками сельскохозяйственных предприятий. Лица, имеющие личное подсобное хозяйство, не занятые по найму и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, по методологии международной организации труда относятся либо к экономически активным, либо к занятым, либо к не полностью занятым. По действующему российскому законодательству, эти группы не дифференцированы и относятся к категории безработных. Однако официальной регистрации они не подлежат, так как получают доход (в любом размере), с другой стороны - нет и социальной защищенности, так как отсутствует запись в трудовой книжке, не производятся отчисления в пенсионный фонд и на медицинское страхование.

Семейное хозяйство крестьянского типа, приобретшее за последнее десятилетие мелкотоварную форму, стало самодостаточным в том отношении, что члены его самоизолировались от других хозяйственных форм. С фермерскими хозяйствами они взаимодействуют лишь как покупатели кормов, но не как возможная рабочая сила, в которой нуждается фермер. Работать у фермера в качестве наемных работников они не хотят, поскольку и самих себя считают состоявшимися хозяевами. Поэтому у фермерства исчезает кадровая база дальнейшего развития.

Рассматривая трансформацию сельского социума в контексте модернизации (Э. Дюркгейм, Г. Мейн, Ф. Теннис, Ч. Кули), автор фиксирует сдвиг в эволюции солидарности, сопряженной с наращиванием промышленного уклада. Хотя в последнее десятилетие индустриализация АПК идет медленными темпами, прежние, общностные установления, поддерживающие статус, сменяются функционально-ролевыми отношениями «по соглашению». Подобная трансформация взаимозависимости индивида от места в жизненном пространстве влечет за собой трансформации менталитета, стиля мышления и системы ценностей.

Перспективы, связанные с национальными проектами по модернизации сельского хозяйства, конечно, что-то изменят в режиме хозяйствования, но они не ориентированы на комплексное возрождение села и никак не касаются статуса земли, сельскохозяйственных угодий. По их использованию существуют разные точки зрения. Одна из них – все сельскохозяйственные земли оставить в государственном ведении и использовать их на правах аренды; другая – распространение крупного землевладения, которое ныне уже реализуется; либо смешанная форма владения землей, как сейчас, но с определенным государственным регулированием. По глубокому убеждению автора, пятнадцать лет пребывания в плавильном котле, пусть ненормальных, с изъянами, реформ, породили определенные результаты, которые нужно учитывать в дальнейшем при отношениях с землей, селом. Сегодня сложились собственники, с которыми можно действовать по рыночным отношениям.

В то же время свободный индивидуализм как основа западного типа модернизации с трудом прокладывает себе дорогу в традиционной общностной организации жизни, каковой она в основном сохраняется в российской деревне до сих пор. Диссертант полагает, что не следует искусственно ускорять данный процесс: подавлять коллективность во имя индивидуализма. Наоборот, следует, как это делается в восточной цивилизации, не допускать механической вестернизации и унификации, а брать лишь выработанные западной (и восточной) культурами социальные идеалы при сохранении национальных российских традиций трудовой этики и общностной заботы о каждом индивиде.

В третьей главе «Сельский социум в контексте вызовов XXI века» автор отмечает, что совместное участие России с другими государствами в создании нового миропорядка бросает вызовы отечественному социальному пространству, в том числе и сельскому социуму. Вызовы и реальное положение дел в общности образуют горизонт, к которому вольно или невольно движется социум. Возможная перспектива российского общества заключается в потере собственной базы создания продовольствия, что становится особенно актуальным в контексте вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. По нормативам ВТО, государственные дотации сельскому хозяйству сильно ограничиваются и согласование их уровня ведется по достигнутому за 3 последних года объему. Прямая поддержка агросектора в странах ЕС в 2000 г. составила 37,5 млрд. долларов США, в России же расходы на поддержку аграрного сектора составляют всего 2-3 млрд. долларов, что становится для нее постоянной квотой. Если закрепить этот объем дотации, то деградация отечественного АПК только усилится.

В то же время само участие в ВТО дает и преимущества, и усложнения: вступающей стране приходится снимать дискриминационные барьеры для экспорта своих товаров. Евросоюз, на который приходится 35% российского экспорта, должен будет отменить примерно 60 квот и ограничений, но и Россия должна снять 129 ограничений. ВТО – это своеобразный престижный экономический клуб, и присоединение к нему имеет смысл, в частности, в том, чтобы в сельском хозяйстве на селе действовали отношения не по обычаю, а на основе институций.

Социальное положение селян в результате реформ стало более автономным. Местные органы власти, в своей деятельности иногда копирующие технологии государственного, а не муниципального самоуправления, столкнулись с тем, что население стало во многом другим, оно научилось жить само по себе. Сельские семьи сами демонстрируют обладание властью, о чем свидетельствуют такие факты, как запрет входить на подворье представителям налоговых, ветеринарных служб, различным переписчикам имущества.

Типичный работник экс-колхоза (СПК, ТОО или АО) по своему социальному статусу – это акционер или пайщик предприятия, но по сути это – безынициативный, отстраненный от участия в управлении и принятии решений наемный работник, чему способствовало опривычивание жизни в условиях ограниченного потребления. В результате притязания их к «достаточному» доходу снижаются. Для России, как и для многих других стран, характерна прямая зависимость занятости населения от социально-экономической «продвинутости» района, степени его интегрированности в национальную экономику. В наибольшей степени интегрированы в национальную экономику районы урбанизированной группы, у которых больше межотраслевых связей сельскохозяйственного производства с другими отраслями, большая включенность в экономическую и социальную инфраструктуру. И наоборот, районы с преобладающим сельскохозяйственным производством (а их большинство) испытывают все нужды и трудности «периферии». Трудности этих районов усугубляются большими расстояниями, неравномерной плотностью размещения населения по территории, крайне неудовлетворительным состоянием социальной инфраструктуры. Здесь особенно сильно ощущаются неустроенность и аморфность институциональных связей, наиболее остры проблемы занятости, безработицы, бедности, что недостаточно отражается в государственной территориальной социально-экономической политике. В контексте изменений, происходящих на сельском рынке труда, можно говорить о процессе реального снижения степени интегрированности села в экономику страны, проявляющемся в усилении специфичности, деурбанизации сельского рынка труда и его территориально-экономическом сегрегировании.

Стихийность сельских практик в значительной степени обусловлена нормативно-правовой базой, которая слабо учитывает реалии функционирования села. Содержание законов пока не сориентировано на регулирование уже сложившихся практик, не соотносится с экономическим потенциалом села. Преобладает стихийность и в отношении жизненной перспективы сельской молодежи. Ранее ее удерживала ответственность за родителей, которые, старея, могли рассчитывать в основном на помощь детей, поскольку пенсионное обеспечение появилось на селе намного позднее, чем в городах. Существовала также система стимулирования «возвращенцев» на село: молодых селян, пожелавших учиться сельским профессиям, поддерживали колхозной стипендией, для них директивно устанавливались лимиты приема в различные, в том числе столичные вузы. Ныне перспектива работы на предприятиях вновь возникших экономических укладов является самым слабым стимулом, потому что аграрное производство утратило разнообразие видов занятости.

Однако есть и положительные сдвиги. По данным мониторинга, проводимого социологами Института аграрных проблем РАН и при участии диссертанта с 1992 года, материальное благосостояние улучшилось у 12,3% селян. Почти не изменился уровень материального достатка на протяжении последних 2-3 лет среди работающих в бюджетных организациях – 40%. Более половины (52%) тех, кто занимается только ведением семейного хозяйства, также считают, что их положение не изменилось в худшую сторону. Они в своих оценках приближаются к фермерам. Основная масса удовлетворенных своим материальным положением (43%) проживают в селах, расположенных на крупных транспортных магистралях, и это связано с тем, что там есть хорошие возможности продавать излишки продуктов со своего подворья. Наблюдается возросший уровень взаимодействия городских и сельских семей: трудовое участие городских родственников в трудоемких сельскохозяйственных операциях, взаимообмен продуктами, одеждой, лекарствами. Диссертант делает вывод, что неразделенный анализ места жизни, повседневной деятельности и культурного единства живущих на селе индивидов и групп проясняет скрытые резервы прогрессивного развития, которые время от времени прорываются наружу и дают позитивные результаты, часто вопреки проектам управления или логике распада старых структур.

В четвертой главе «Сельский социум в проекции социальной политики» автор описывает процесс самоорганизации в трактовке социально-экономических взаимоотношений социальных групп. Любое экономическое решение, связанное с макроэкономической ситуацией, например, изменение бюджетных статей доходов и расходов или кредитно-денежного регулирования, имеет социальное содержание, поскольку его реализация неизбежно отражается на уровне жизни, социальной защищенности групп населения. Автор использует термин «коммуникационная арена», т.е. упорядочение жизни с помощью различных коммуникативных средств за счет взаимодействия элементов составляющих систему. Скорректированные культурой крестьян современные экономические преобразования образуют поля социальной политики. Автор считает, что не существует управляющих воздействий, которые могли бы реализовать способ поведения, отсутствующий в генотипе системы, именно потому усилия управления бывают тщетными, «уходят в песок», если они противоречат тенденциям саморазвития сложноорганизованных систем. В то же время в социальной среде социумов потенциально содержатся определенные паттерны будущих структур, и лишь соответствующие этому паттерну воздействия имеют надежду на успех. Такими, пока незрелыми образцами будущего являются:

- преодоление иждивенчества или взятие ответственности за свое благополучие на себя;

- признание правомерности неравенства в распределении доходов;

- выработка собственного взгляда на происходящие процессы в регионе, стране в целом и формирование жизненного проекта в соответствии с уровнем социального потенциала. Группы населения, реализующие конструктивные и инновационные стратегии поведения, такие как открытие бизнеса, рост интенсивности труда, дополнительная занятость, демонстрируют не только лучшее, чем у других категорий, материальное и социальное положение, в меньшей степени подвержены риску социальной эксклюзии, но выступают образцом и ориентиром для менее активных односельчан.

Пока не обнаруживается паттерн социально-политической активности сельчан, обусловленность которой связана, во-первых, с габитусными предпосылками (долгое время сельское население жило в условиях господства идеологем солидарности между работниками, отраслями и властью); во-вторых, она сопряжена с хронической неустойчивостью финансово-экономического положения современных коллективных хозяйств, малочисленностью или отсутствием профсоюзных организаций и НКО, незнанием прав работников.

Потенциал рынка имеет пределы воздействия на общество, когда речь заходит о развитии естественной солидарности и разнообразного гражданского опыта, опирающихся на альтруизм, самопомощь, коллективную активность. Взаимодействие государства, бизнеса и сообществ важно для обеспечения социального благополучия и свободы граждан. В этой цепи наиболее слабым звеном является блок самопомощи, поэтому вопрос о мобилизации потенциала самоуправляемых общественных субъектов является важнейшим в социальной политике.

Автор доказывает, что в современных российских условиях традиционные модели социальной политики, включающие технологии распределения благ, оказываются недостаточно эффективными, и связывает необходимость ее корректировки с расширением рыночного пространства, закрепленного новыми институциальными установлениями, с тем, что все больше членов сельских социумов автономно участвуют в качестве потребителей по отношению к торговым, транспортным, страховым, кредитным учреждениям и компаниям; как налогоплательщики и потребители социальных услуг по отношению к государству и его службам социальной защиты.

Данные факты можно оценить как весьма перспективные с позиции будущего: во-первых, происходит активизация организаций, занимающихся нахождением и удовлетворением индивидуальных потребностей. Сегодня это пока самодеятельные перекупщики. Однако заявленный вызов новой общественной потребности не может не повлиять на позиции тех официальных инстанций, в компетенцию которых и сегодня входит ответственность за различные сферы жизни села, но которые пока действуют недостаточно эффективно.

Автор полагает, что государство должно сосредоточить внимание на нерыночных аспектах жизни, таких как общественная безопасность, здравоохранение, образование, возможности отдыха и т.п. Что касается коллективных хозяйств (крупхозов) и семейных мелкотоварных хозяйств, то более приемлема политика создания благоприятных институциальных предпосылок для развития хозяйственной активности и обеспечения важнейшими ресурсами (газ, вода, электричество). Начало такому подходу положено приоритетными национальными проектами. По расчетам, сумма в 435 млн. руб., полученная отдельным регионом по инвестиционным кредитам на модернизацию животноводства, обеспечивает привлечение почти 3,5 млрд. руб. кредитов коммерческих банков, которые найдут в сельской среде свои ниши участия.

Преодоление социальной безответственности сельского населения – одна из актуальных ныне задач, решение которой автор связывает с демократическим участием его в принимаемых решениях и взятием на себя ответственности. Современные практики стимулирования активности, реализуемые муниципалитетами, страдают формотворчеством, между тем важно одно главное условие – приближение уровня принятия решения к отдельному гражданину. Важно действенное сотрудничество по реализации интересов всех акторов, входящих в социум, как между собой, так и между сообществами, объединение их под конкретные проекты.

В заключении содержатся основные выводы и результаты диссертационного исследования, формулируются практические рекомендации, основное содержание которых сводится к следующему. Результаты исследований показали, что российское село по-прежнему остается в кризисе созидания, т.е. в нем не происходит динамичного наращивания позитивных изменений. Небольшой прирост показателей процессов кооперации и стабилизация жизненного уровня примерно третьей части населения, а также некоторые позитивные показатели в аграрной экономике еще не свидетельствуют о перемене тенденции. Смысл подручности среды обитания нарушен по всему кругу причин и детерминаций: сельчане изолированы от благ коллективного хозяйства, сельскохозяйственные угодья как основной источник получения благ выключены из хозяйственного оборота (значительная их часть заросла сорняками); единого этоса, соединяющего власть, организацию и культуру, нет, поскольку нет единства интересов акторов сельской жизни. Претерпевает изменения и культура сельских общностей, так как наряду с отчуждением сельчан от активных преобразований в стране они отчуждены друг от друга, ведь каждый крестьянский двор выживает по своей стратегии, у него нет большого интереса в контактах с поселенческой общиной.

В последние 10-15 лет дезинтеграция поддерживается возникновением неоправданных деловых и этических границ между подавляющей частью общности, замкнутой на труд в семейном хозяйстве, и немногочисленной группой односельчан, имеющих постоянную работу в коллективном хозяйстве. Исправление данной ситуации возможно за счет новой сборки общественного организма социума, используя элементы (социальный капитал, материально-вещественная среда, менеджмент), которые сохранились частично вопреки дезинтеграции, вызванной неэффективным проведением аграрного реформирования в конкретных муниципальных образованиях.

Необходимо выровнять возможности крестьян с другими социальными группами общества по приобретению собственности, строений, техники, земли. Важно учитывать следующие положения, которые имеют значение для разработки и проведения социальной политики. Во-первых, в социальной среде социумов потенциально содержатся определенные паттерны будущих структур, и лишь соответствующие этому паттерну воздействия имеют надежду на успех. В сельских социумах, например, мезоуровня в отличие от микроуровня будут другие паттерны и, следовательно, должны быть другие способы воздействия и технологии. Во-вторых, важна не мощность воздействия, а его направленность на типологически правильно организованные структуры. В-третьих, для инициирования процессов ускоренного роста необходимо включение механизмов нелинейной обратной связи, дающей эффект кооперативности. Измерение эффективности социальной политики возможно путем сравнения результатов социального развития в переходном периоде по сравнению с высшими достижениями в прошлом, стабильном состоянии системы.

Интеграция, понимаемая как состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы применительно к сельскому социуму как аграрной подсистеме общества, означает согласованный процесс созидания. Для людей, ныне барахтающихся в ЛПХ и уставших от его беспросветности, склонных к групповым, коллективным формам, это могут быть некие крупные образования (производственные кооперативы); для семейных хозяйств, желающих работать индивидуально на своей земле, – малое фермерство. Остальные пристроены в крупхозах (АО, ТОО, СПК), которые, если будут умело использовать новые возможности кредитования, лизинга, тоже встанут на ноги.

Село – это такой синтез зависимостей и связей между подручностью (удобством) места жизни и смыслом пожизненного пребывания в нем, который легко разрушается, но почти никогда не восстанавливается. Аграрная социология давно и настойчиво доказывает, что село и аграрная экономика, хозяйствование на земле – это особая система, не сравнимая ни с одной известной в мире отраслью. Если в силу каких-то обстоятельств оказывается подорван один из внутренних элементов, это влияет на всю систему, причем при каждом новом подрыве она (система) только опускается на более низкую ступень деградации. Одна из главных проблем заключается в том, что работники, покинувшие село, практически не возвращаются, несмотря на меры стимулирования. В этой связи вновь актуализируется идея агрогородов, которая в 70-е годы прошедшего столетия была подвержена критике и отвергнута как не соответствующая тогдашним реалиям сельской жизни. Действительно, при том уровне развития производительных сил и коммуникаций они вряд ли могли бы иметь преимущества по сравнению даже с райцентрами, которые по условиям жизни мало отличались от сельской глубинки. Иное дело сейчас: крупный аграрный бизнес и власть нуждаются в стабильных коллективах и надежных кадрах и должны пойти на затраты, чтобы создать не точечно социальные блага, не жилье, пусть и удобное, в вымирающем селе, а воссоздать целый поселок, где есть и разнообразие мест приложения труда, и социально-культурная инфраструктура, и экологическая безопасность. Задача социальной политики – выровнять возможности улучшения социального благополучия сельчан, которые имеют право, пусть с опозданием, почувствовать, что настало время позитивных перемен.

загрузка...