Delist.ru

Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования (20.03.2007)

Автор: Майер Владимир Викторович

Рис. 8. Компетентностная модель специалиста-выпускника

Во втором блоке представлены свойства личности специалиста, сформированность которых позволяет эффективно выполнять профессиональную деятельность. Третий блок - общекультурная компетентность включает базовую культуру личности студента, умеющего сохранять физиологическое здоровье, и предполагает сформированность качеств гражданина, отвечающих социальному заказу общества.

Выполнение данных требований к компетентности выпускника невозможно без создания и реализации компетентностной модели преподавателя, находящегося в непосредственном контакте с обучающимся.

На основании государственных требований к профессионализму преподавателя высшей школы и результатов проведенного исследования диссертантом разработана профессионально-педагогическая компетентностная модель преподавателя вуза (см. рис. 9), которая служит основанием для: выстраивания образовательной стратегии вуза, ориентированной на результат - компетентного выпускника; обеспечение научно-методического сопровождения; эффективной организации воспитательного процесса; отбора содержания учебного процесса; определения уровня профессиональной компетентности преподавателя и при необходимости организации повышения его квалификации. В русле компетентностного подхода преподаватель реализует новую функцию сопроводителя студента в деле приобретения им тех или иных компетенций.

Для создания необходимых и достаточных условий формирования компетентного выпускника с помощью компетентного преподавателя должен быть сформирован и компетентный «чиновник» (руководитель), возглавляющий и направляющий управляемые субъекты. На основе анализа теоретических и эмпирических исследований качеств менеджера и руководителя образовательного учреждения, а также опыта практической управленческой деятельности диссертантом разработана модель управленческой компетентности руководителя (см. рис. 10).

Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя

Социально –

методологическая

Дидактическая

Организационно-управленческая

Научно-познавательная

Информационно-технологическая

Научно-исследовательская

Социально-этическая

-знания основных достижений, проблем и тенденций развития педагогики высшей школы;

-знания современных подходов к проектированию педагогической деятельности;

-знания правовых и нормативных основ системы образования;

-знания об экономико-финансовых механизмах системы образования.

-профессионально необходимые знания по предмету;

-умения выстраивать личностно-деятельностное обучение;

-умения структурировать излагаемый материал по значимости;

-умения излагать лекционный материал в соответствии с целями;

-знания и умения использования методов и приемов составления задач, упражнений, тестов по различным темам;

-умения проектировать учебные цели в соответствии с формируемой компетентностью студентов;

-знания и умения использовать разнообразные образовательные технологии;

-знания, умения и способы формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей.

-знания принципов организации учебно-воспита-тельной и научно-исследова-тельской работы;

-умения взаимодействовать с аудиторией;

-умения сплотить студентов в учебной группе;

-умения планировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей студентов.

-знания фундаментальных основ современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующих научных областей;

-умения интегрировать и излагать учебный материал в соответствии с взаимосвязями с другими науками и дисциплинами.

-знания основ применения компьютерной техники и информационных технологий;

-умения разрабатывать в компьютерном варианте тестовые задания и использовать их для проверки знаний у студентов;

-умения осуществлять оперативный сбор и анализ информационных данных.

-знания принципов, методов, этапов научных исследований;

-умения организовать индивидуальную и коллективную научно–исследовательскую работу со студентами;

-умения осуществлять научно - исследовательскую работу в рамках образовательной деятельности.

-знания этических норм и правил;

-обладание системой моральных ценностей, потребность в совершенствовании профессионально-личностного потенциала, эрудиция;

загрузка...