Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования (20.03.2007)
Автор: Майер Владимир Викторович
Оценка экспертами значимости принципов, используемых в управленческой деятельности п/п Принципы Оценка экспертов (I место – наиболее важный VI – наименее важный) Поддержание благоприятного социального климата в коллективе III Поощрение предприимчивых, инициативных работников V Сохранение четкой дистанции с подчиненными I Использование в своей деятельности общечеловеческих, моральных ценностей IV Создание условий для продуктивного общения с подчиненными II Делегирование своих полномочий VI Таким образом, в рамках разработанной концепции системы управления качеством образования с учетом результатов экспертного опроса руководителей различных управленческих звеньев вузов, руководителей предприятий Тюменской области и анкетирования студентов и преподавателей вуза были разработаны: модель системы управления качеством образования, которая строилась на основе компетентностного подхода; модели профессиональной компетентности выпускника вуза, преподавателя и руководителя. В разработанной автором модели системы управления качеством образования основными процессами 1-го уровня (горизонтальными) являются образовательный и научный процесс при обязательном условии их интеграции. Вспомогательные процессы (2-го уровня, горизонтальные) повышают эффективность процессов 1-го уровня. Вертикальные процессы должны состоять из процессов менеджмента и обеспечивающих процессов (см. рис. 7). Качество управления структурными подразделениями как процессами системы управления качеством образования приводит к качеству его основной продукции – профессиональной компетентности выпускника. Исходя из анализа исследований и полученных результатов, автор разрабатывает компетентностную модель выпускника (см. рис. 8), в которой основными должны быть общенаучная предметная, социально-личностная и общекультурная компетенции. В первом блоке компетентностной модели представлены знания и умения, касающиеся квалификации, формируемой в процессе подготовки будущего специалиста в вузе. Эта часть модели играет роль квалификационной характеристики выпускника. Корректно построенная квалификационная характеристика специалиста должна дать возможность вузу разработать профессиональную образовательную программу, позволяющую вести подготовку специалистов по различным квалификациям. Рис 7. Система управления качеством в корпорации «университет» Профессионально-компетентностная модель выпускника Общенаучная предметная компетентность Социально-личностная компетентность Общекультурная компетентность Производственно-технологическая Организационно- управленческая Проектная Эксплуатационная Информационно- технологическая Маркетинговая Системная Самоорганизационная Научно-исследовательская Мотивационная Познавательная Мировоззренческая Гуманитарная Межличностная Этическая |