Delist.ru

Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования (20.03.2007)

Автор: Майер Владимир Викторович

Социальная VII

Психологическая IV

Педагогическая V

Научно-методическая VI

Экономико-правовая VIII

Общекультурная II

Информационная III

Организационная I

Технологическая IX

Следовательно, по мнению экспертов, руководитель, прежде всего, должен обладать организационными качествами, быть культурным, интеллигентным человеком и владеть информационными технологиями. Менее всего ему нужны по оценке экспертов технологические знания и навыки, экономико-правовые знания и социальная компетентность. Необходимость быть психологом поставлена экспертами только на четвертое место, а его способности и навыки как преподавателя, педагога, воспитателя по оценке экспертов занимает пятое место.

Анализ результатов экспертного опроса относительно профессиональной компетентности преподавателя вуза представлен в таблице 4.

Наиболее важные элементы профессиональной компетентности преподавателя вуза, по мнению экспертов, это его умение заинтересовать студентов своим предметом (I-е место) и умение четко, доступно и логично проводить лекционные и семинарские занятия, т.е. владеть материалом (II-е место). Кроме того, он должен уметь организовывать самостоятельную работу студентов. Не важно, по оценкам экспертов, умение преподавателя вовлекать в процесс обучения (чтение лекций, проведение семинаров) студентов (VII-е место) и его дополнительные знания по читаемому курсу (VI-е место), а также опыт практической работы (V-е место).

Таблица 4

Оценка экспертами профессиональной компетентности преподавателя

п/п Элементы профессиональной

компетентности преподавателя Оценка экспертов

(I место – наиболее важный элемент; VII – наименее важный элемент)

Умение четко, доступно изложить учебный материал студентам II

Умение заинтересовать студентов изложенным материалом, вызвать «живой» интерес у аудитории I

Способность сформировать у студентов умения организовать самостоятельную работу III

Владение большим количеством дополнительной информации по предмету VI

Наличие у преподавателя опыта практической деятельности в преподаваемой области V

Способность привлекать студентов к проведению лекционных и семинарских занятий, развивать навыки самоуправления VII

Опыт проведения совместных со студентами исследовательских проектов в рамках изучаемого курса IV

Третий блок вопросов касался мнения экспертов об эффективности существующей в вузах системы управления качеством образования. Так, оценивая основные элементы вузовской деятельности, практически половина опрошенных отмечают, что учебная работа (58,2% экспертов), воспитательная деятельность (54,5% экспертов), научная работа (47,3%) и научно-исследовательская деятельность студентов (50,9%) построена в вузах недостаточно эффективно. Эта оценка экспертов служит еще одним подтверждением авторской гипотезы о том, что именно внедрение в учебный процесс системы управления качеством образования сможет улучшить все виды вузовской деятельности и сделать их более эффективными.

Не вызывает сомнения тот факт, что эффективность системы управления качеством образования в первую очередь зависит от руководства вуза, к которому, помимо ректора и проректоров, необходимо отнести и руководителей различных структурных подразделений (директоров институтов и филиалов, деканов факультетов, заведующих кафедрами и др.). Поэтому в ходе исследования очень важно было выявить мнение экспертов о том, каковы основные причины, мешающие им в управленческой деятельности способствовать росту качества образования (см. табл. 5).

Практически половина экспертов, занимающих должности проректоров, считают, что низкое качество образования обусловлено, в первую очередь, отсутствием мотивации у преподавателей и нехваткой квалифицированных кадров. Деканы, директора институтов и заведующие кафедрами, т.е. руководители, работающие непосредственно с профессорско-преподавательским составом и отвечающие персонально за качество образования, в числе причин неэффективности системы управления качеством выделяют несовершенство структуры управления и, как следствие этого, низкую дисциплину исполнителей.

Таблица 5

Оценка основных причин низкого качества образования в вузе в зависимости от должностного статуса эксперта (в % к числу опрошенных)

Основные причины Должность эксперта

Проректор Директор института (декан) Заведующий кафедрами Начальник отдела, службы

Несовершенство структуры управления вузом

Низкая дисциплина исполнителей 16,7 33,3 33,3 16,7

Нехватка квалифицированных преподавателей 23,1 15,4 30,8 30,8

Отсутствие мотивации преподавателей 42,9 28,6 28,6 -

Начальники служб и отделов видят низкую результативность системы управления качеством образования в первую очередь в нехватке квалифицированных кадров, однако не считают необходимым создание системы мотивации для их привлечения и сохранения.

Хотя большинство экспертов отметили недостатки существующей системы управления качеством, тем не менее только 20% из них хотели бы участвовать в этом процессе или руководить им, предлагая свои и реализовывая уже имеющиеся инновационные проекты. А основная доля экспертов (58,2%) затруднились с ответом, т.к. считают, что современные инновационные процессы в вузе не всегда необходимы и эффективны.

Отмечая важность улучшения качества образования, его сопоставимость с мировыми параметрами и потребностями российского общества, эксперты понимают и свою ответственность за результативность управления качеством образования. В связи с этим диссертант посчитал целесообразным определить и те принципы, которыми, по мнению экспертов, должен оперировать руководитель любого подразделения вуза с тем, чтобы повысить эффективность деятельности всего коллектива по подготовке специалиста XXI века, отвечающего современным российским и международным требованиям (см. табл. 6).

Все эксперты указали на необходимость четкой дистанции с подчиненными, но в то же время они считают, что с ними должно быть продуктивное общение. Не хотят руководители делегировать свои полномочия и не приветствуют предприимчивых и инициативных работников.

Таблица 6

загрузка...