Delist.ru

Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования (20.03.2007)

Автор: Майер Владимир Викторович

Умение выбрать исходные данные для проектирования и выявления приоритетов решения задач с учетом производственных, экологических технических и нравственных аспектов деятельности 73,9

Умение на основе анализа результатов производственной деятельности прогнозировать их развитие и последствия 78,5

Итоги опроса свидетельствуют о наличии определенных недостатков в подготовке специалистов. Так, например, в условиях информационной оснащенности многих предприятий выпускники оказываются не всегда готовы к использованию в своей деятельности современных информационных технологий (только 68,7%). А неумение вести оперативную и техническую документацию (только 70,2%), говорит о преобладании теоретической подготовки при обучении над реальными практическими навыками.

С целью выявления наиболее значимых проблем, связанных с качеством образования, автором данной диссертационной работы в 2006 году было проведено анкетирование 1470 студентов ТюмГНГУ. В исследовании приняли участие 56,3% студентов технических специальностей (ТС), 24,6% студентов экономических специальностей (ЭС) и 19,1% – социально-гуманитарных специальностей (СГС), что соответствует 13,9 % от генеральной совокупности, которая составляла 10545 студентов этих специальностей очной формы обучения. Ошибка выборки составила 2,6%, а доверительный интервал – 0,95. Наиболее значимые результаты представлены в таблице 2. Как видно из результатов социологического опроса, в полную меру сил и возможностей занимается лишь немногим больше половины студентов (63,1%). Негативным фактором можно считать то, что часть преподавателей продолжают использовать только традиционные способы обучения - лекции (29,3%). Возможно, поэтому 82,1% студентов хотели бы принять участие в контроле качества преподавания. Значимая часть студентов (27,2%) - в корректировке учебных планов и программ.

Таблица 2

Оценка студентами образовательного процесса

(в % к числу опрошенных по направлениям)

Элементы образовательного процесса Всегда Редко Никогда

ТС ЭС СГС ТС ЭС СГС ТС ЭС СГС

Я учусь в полную меру сил и возможностей 55,4 70,7 63,2 40,3 40,3 21,5 4,3 7,8 11,9

Занимаюсь дополнительно сверх образовательной программы 34,5 43,7 24,3 56,5 34,2 31,0 9,0 22,1 12,5

На отношение к учебе влияет

-интерес к изучаемым предметам 58,3 80,3 74,2 27,4 16,1 20,1 14,3 3,6 5,7

-требовательное отношение преподавателей к успеваемости 14,2 49,6 34,7 63,1 44,2 58,1 22,7 6,2 7,2

-учет оценок при приеме на работу 75,1 80,1 56,3 24,4 19,4 43,2 0,5 0,5 0,5

-стремление лучше подготовиться к будущей деятельности 65,4 78,5 62,5 34,1 21,0 37,0 0,5 0,5 0,5

В преподавании применяются:

- традиционные формы обучения (лекции) 31,3 31,2 25,4 29,3 60,3 46,3 19,4 8,5 28,3

- инновационные формы обучения (проблемные лекции, дискуссии, деловые игры и др.) 39,3 48,4 54,2 28,1 45,2 32,6 32,6 6,6 13,2

- практические знания и навыки преподавателя 58,3 50,5 33,2 27,1 30,3 52,7 14,6 19,2 14,5

- современные информационные технологии и программное обеспечение 63,1 72,3 41,3 29,3 27,2 43,4 7,6 0,5 15,3

Участие студентов в организации учебного процесса

-осуществление оценки качества преподавания 75,3 79,3 91,7 24,2 20,5 8,0 0,5 0,5 0,3

- осуществление корректировки учебных планов и программ 24,6 21,6 35,4 5,3 15,2 7,3 70,1 63,2 57,3

После окончания вуза имею:

- желание устроиться по специальности 85,3 94,8 51,3 11,2 5,0 25,4 3,5 0,2 23,3

- возможность устроиться по специальности 80,6 51,6 70,3 15,2 28,3 15,4 4,2 20,1 14,3

Различно желание студентов трудоустроиться по специальности после окончания вуза. Если студенты технических и экономических специальностей выразили желание работать по специальности (85,3 и 94,8 %% соответственно), то по социально-гуманитарным специальностям – только 51,3%. В то же время имеют реальную возможность устроиться по специальности 80,6% студентов технических и 70,3% социально-гуманитарных специальностей, экономисты испытывают при этом трудности – только 51,6% студентов уверены в своем будущем.

Для выявления проблем образования на различных уровнях (вуза, региона, страны), а также приоритетов в образовательной политике вузов и определении важных составляющих компетентностной модели руководителя образовательного учреждения диссертантом в 2006 г. был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие 86 руководителей различных уровней управления трех вузов г.Тюмени – Тюменского государственного нефтегазового университета (45,5%), Тюменского государственного архитектурно-строительного университета (29,0%) и Тюменской государственной медицинской академии (25,5%). В состав экспертов вошли следующие представители вузов (см. рис. 6).

Рис. 6. Состав экспертов исходя из должностного статуса

Таким образом, в экспертную группу вошли руководители и представители ректората, деканы факультетов, директора институтов, а также начальники отделов и служб, которые связаны с организацией и планированием учебного процесса в вузе. Около половины экспертов работают в Тюменском государственном нефтегазовом университете. Такой процент был обусловлен объективными факторами, т.к. данный вуз и по численности студентов и сотрудников, и по количеству предоставляемых образовательных услуг больше, чем два других вуза, выбранных для проведения экспертного опроса.

Первый блок вопросов посвящался выявлению основных факторов, способствующих или, наоборот, препятствующих повышению эффективности системы управления качеством образования в высшем профессиональном образовании. Проведенный экспертный опрос позволил выявить наиболее важные проблемы, от решения которых во многом зависит качество образования. К таким проблемам эксперты отнесли отсутствие достаточных финансовых средств (36,4%) и низкое качество образовательных услуг (14,5%). Нехватку квалифицированных преподавателей отметили 12,7% респондентов.

Кроме того, практически половина опрошенных экспертов (47,3%) считают, что проблемы российского высшего образования не связаны с проблемами его вхождения в мировое образовательное пространство (как отмечается во многих публикациях, приведенных автором в предыдущих разделах диссертации), а зависят от внутренней социально-экономической и социально-политической ситуации в стране.

Определяя степень важности составляющей современного высшего образования – гуманизации, 63,6% экспертов считают, что она применима только отчасти. Мнения экспертов по данным проблемам совпадают независимо от их места работы и должностного статуса.

Второй блок вопросов, заданных экспертам, касался профессиональности руководителей структурных подразделений вуза и преподавателей. Это связано с тем, что именно через набор профессионально-компетентностных качеств сотрудников вуза можно управлять качеством образования.

Так, по мнению экспертов, руководитель, работающий в высшем учебном заведении, должен обладать следующим набором компетенций (см. табл. 3).

Таблица 3

Оценка экспертами «набора» компетенций руководителя вуза

Наименование компетенции Оценка экспертов

(I место – самое важное, IX – наименее важное)

загрузка...