Delist.ru

Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования (20.03.2007)

Автор: Майер Владимир Викторович

выявление степени информированности субъектов образования о сущности компетентностного подхода и его роли в модернизации профессионального образования;

определение степени готовности к внедрению нового подхода в практику обучения;

оценка качества образования ТюмГНГУ и соответствия запросу практики;

выявление конкретного набора важнейших профессиональных компетенций выпускника университета (по инженерным специальностям).

Анализ ответов респондентов на вопросы первого блока показал, что в университете лишь 7% преподавателей имело некоторые представления о внедряемом подходе. Достаточно большой процент преподавателей (30%) не понимали содержание и сущность компетентностного подхода, 23% опрошенных использовали общие рассуждения о современных тенденциях в высшем образовании, в которых не конкретизируется специфика рассматриваемого подхода. Наибольший скептицизм высказывали опытные преподаватели, проработавшие в системе высшего образования более 15 лет, и именно они менее всего связывали повышение качества образования с внедрением компетентностного подхода.

Второй блок анкеты касался выявления степени готовности преподавателей к внедрению нового подхода в практику обучения. Большинство преподавателей ТюмГНГУ считает, что трудно оценить степень готовности коллектива к внедрению компетентностного подхода. Оптимизм по поводу инновационной готовности выразили чуть больше 10% опрошенных, причем наибольшую уверенность в его эвристичности демонстрируют профессора, а наименьшую – доценты. Преподаватели без ученой степени занимают промежуточное между ними положение. Явное отрицание инновационной готовности демонстрирует вдвое большая группа опрошенных – около 20%, причем в этой позиции нет статистически достоверной разницы между преподавателями разной квалификации. Таким образом, диссертант считает, что коллективу профессорско-преподавательского состава необходимо время и ресурсы для подготовки к внедрению компетентностного подхода.

Вопросы третьего блока анкеты были ориентированы на выявление оценки качества образования в ТюмГНГУ и его соответствия запросу практики. Наибольшие различия между «производителями» и «потребителями» наблюдаются в оценке соответствия содержания образования и требований рынка труда. Работодатели и молодые специалисты очень высоко оценивают подготовленность выпускников. 90,5% руководителей производства считают, что студентов хорошо готовят для современного производства, а каждый десятый – просто отлично. Более 70% молодых специалистов благодарны «alma-mater» за полученную профессию, вполне удовлетворены содержанием и качеством образования. А вот для преподавателей этот вопрос оказался достаточно сложным, об этом свидетельствует значительное число отказов от ответа на него. Так, определенную позицию в блоке соответствия выразили всего 22% преподавателей.

Полученный результат трудно назвать неожиданным, утверждение об отрыве системы образования от практики уже давно стало «больной» проблемой российского образования. Тем не менее острота этой проблемы не только не снижается, но напротив, выдвигается в число приоритетных в связи с переходом на компетентностный подход, т.к. соответствие уровня и качества подготовки специалиста запросу современного рынка труда – стратегический ориентир перспективного развития системы высшего образования. Прямые вопросы об оценке качества образования в ТюмГНГУ показывают большой разброс мнений и демонстрируют очень характерную разницу в подходах работодателей и субъектов образования.

Так, абсолютное большинство производственников по-прежнему считают, что именно вуз отвечает за качество образования. Преподаватели и выпускники уверены, что вуз – только стартовые условия, и «жизнь научит», как стать профессионалом (см. рис. 3).

Рис. 3. Оценка качества профессионального образования в ТГНГУ

Вопросы четвёртого блока анкеты были направлены на изучение представлений работодателей, преподавателей и выпускников ТюмГНГУ о конкретном наборе важнейших профессиональных компетенций выпускника университета. Сопоставление позиций молодых специалистов, работодателей и преподавателей ТюмГНГУ по отдельным качествам и профессиональным компетенциям также демонстрирует значительные расхождения в оценках. Так, позиции всех трех групп участников опроса практически совпадают только в оценке фундаментальной подготовки – здесь оценки довольно высокие (чуть менее 50% респондентов удовлетворены качеством фундаментальной подготовки) (см. рис.4).

Различия начинаются при ответе на вопрос о применении полученных знаний в практике профессиональной деятельности. Здесь преподаватели демонстрируют значительную неуверенность в результатах своего труда - только 38% из них убеждены, что обучение обеспечивает эффективность работы будущих выпускников, среди работодателей, имеющих такое же мнение, 52,4%. Выпускники высказывают по этому поводу еще меньше оптимизма. Только треть из них применяют свои знания на практике.

Не совпадают и оценки относительно умений выпускников самостоятельно добывать знания, новую информацию. Удовлетворенность этой подготовкой у работодателей и преподавателей значительно ниже, чем у выпускников – только треть из них вполне удовлетворены качеством. Молодые же специалисты (61,8%) считают, что их хорошо научили в вузе самостоятельно искать и применять знания, и они вполне справляются с этим в своей профессиональной деятельности.

Рис. 4. Чему лучше всего учат студентов в ТюмГНГУ?

Сопоставление рейтинга самых востребованных профессиональных компетенций с точки зрения участников опроса представлено на рисунке 5. Среди самых важных качеств молодые специалисты назвали:

1) умение осуществлять производственные процессы с помощью технических средств – систем объектов – 52,7%;

2) умение вести производственную документацию – 36,4%;

3) умение самостоятельно формулировать цели и задачи при заданных производственных параметрах – 36,4%.

Работодатели выстроили другую приоритетную группу:

1) умение проектировать производственные процессы с учетом технологических, экономических, конструкторских и прочих параметров – 47,6% (выпускники отметили эти компетенции как самые невостребованные в их профессиональной деятельности);

2) умение производить расчеты технологий – производственных процессов – 38,1%;

3) умение осуществлять производственные процессы с помощью технических средств – систем объектов – 38,1%.

Для преподавателей на первом месте оказалось:

1) умение организовывать и контролировать производственный процесс – 48%;

Рис.5. Какие качества являются самыми нужными в профессиональной

деятельности выпускников ТюмГНГУ?

2) умение самостоятельно формулировать цели и задачи при заданных производственных параметрах – 44%;

3) умение принимать и внедрять новые производственные решения в практику – 40%.

Полученные в результате опроса данные подчеркивают особое значение обратной связи с работодателями – что же ожидают от выпускников на предприятиях? Диссертантом в 2005 году также был проведен опрос 467 руководителей различных уровней управления 96 предприятий Тюменской области, в которых работает большинство выпускников Тюменского государственного нефтегазового университета.

Результаты, представленные в таблице 1, показывают высокий уровень оценки работодателями выпускников вуза.

Таблица 1

Удовлетворенность работодателей уровнем квалификации выпускников вуза

Элементы уровня квалификации выпускника Степень удовлетворенности, %

Найти подходящее место работы выпускнику ТюмГНГУ достаточно легко 75,3

Умение осуществлять производственные процессы с помощью технических средств 68,7

Умение вести оперативную и техническую документацию 70,2

Умение осуществлять контроль за производственной и трудовой дисциплиной 75,4

Умение внедрять новые инженерные решения в практику 72,3

Умение координировать прямую и обратную связь в рамках производственной деятельности 72,1

Умение формулировать цели и задачи при заданных производственных критериях 74,8

загрузка...