Delist.ru

Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования (20.03.2007)

Автор: Майер Владимир Викторович

Рост количества открываемых вузов и их филиалов (в настоящее время образовательное пространство Тюменской области составляют 21 высших, 54 средних и 72 начальных учреждений профессионального образования, около 40 филиалов), приема абитуриентов в них (за последние 3 года увеличился в 1,6 раза), студентов на 10 тыс. населения (за 6 последних лет увеличилось от 110 до 454) является следствием постоянно увеличивающегося спроса на высшее образование. Таким образом, сегодня в регионе сформирована целостная региональная многоступенчатая непрерывная система профессионального образования, своевременно реагирующая на потребности рынка труда и нужды региона, рост его престижа. В настоящее время во всех вузах области обучаются свыше 230 тыс. студентов более чем по 170 специальностям.

В то же время анализ ситуации в профессиональном образовании Тюменской области выявил и его негативные моменты, такие как ажиотажный спрос на отдельные специальности, быстрый рост платных образовательных услуг, сокращение подготовки рабочих кадров, слабая техническая оснащенность ряда учебных заведений, недооценка воспитательной работы и социальной защиты студентов и преподавателей.

Еще одной инновационной формой совершенствования высшего образования стала диверсификация вузов и их объединение в университетские комплексы и корпорации. В настоящее время многие вузы выбирают этот вариант развития, так как реализация идеи университетского комплекса позволяет обеспечить единство и повышение качества организационного, учебно-методического, научного, информационного взаимодействия различных видов профессиональных учебных заведений в новых экономических и социальных условиях региона.

Диссертант раскрыл преимущества объединенных структур по сравнению с малыми и средними организациями, которые заключаются в получении большей результативности своей деятельности за счет эффекта масштаба в широких возможностях проведения целевых комплексных научных исследований и разработок, в увеличении объемов внедрения инноваций, в привлечении высококвалифицированного персонала. Кроме того, по мере роста и, соответственно, веса и влияния корпорации возрастает ее независимость от внешнего вмешательства.

Анализ российского и зарубежного опыта создания образовательных корпораций позволил автору данного диссертационного исследования разработать структуру регионального университетского комплекса.

Так, региональный университетский комплекс, по мнению диссертанта, должен иметь многоуровневую структуру, представляющую собой вертикально интегрированную систему с матричной организационной структурой, где на 1-м уровне находятся структурные подразделения довузовского образования, обеспечивающие профессиональную ориентацию молодежи и преемственность образования, на 2-м уровне – подразделения начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), соответствующие по направлениям профессиональной подготовки специальностям и кафедрам, на 3-м уровне – подразделения университета, обеспечивающие выполнение всех программ высшего профессионального образования и на 4-м уровне – структуры послевузовского профессионального образования (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура регионального университетского комплекса

Именно в этом случае система управления региональным университетским комплексом обеспечивает его роль мобильного государственно-общественного органа, учитывающего интересы не только образовательных учреждений, но и органов и структур власти, отраслевых организаций и социальной сферы, родительской общественности и общества в целом.

В диссертации на основе анализа современных проблем вузов выявлены факторы, определяющие успешное и устойчивое функционирование университетской корпорации. К ним следует отнести: взаимодействие всех организационных систем; комплексную ориентацию на реализацию корпоративной стратегии, гибкой и адекватной условиям деятельности управление; определенную самостоятельность и автономность целостного и устойчивого в своем развитии образования; способность поддерживать заданное качество и функции при изменении организационной системы; соответствие процессов корпорации динамике потребностей среды; способность и высокий уровень самоорганизации.

В ходе исследований определены следующие основные факторы мотивации корпоратизации (см. рис. 2).

Рис. 2. Факторы мотивации создания университетской корпорации

Во второй главе «Теоретико-методологические проблемы формирования системы управления качеством образования в высшем учебном заведении» автор выявил сущность качества образования, его системообразующие элементы, провел анализ существующих концепций управления качеством образования, раскрыл специфику управления качеством, предложил авторскую трактовку сущности и содержания системы управления качеством образования и определил основные методы и формы ее формирования.

В диссертационном исследовании проведен анализ проблем, связанных с качеством высшего образования. Среди них, по мнению исследователей В.Губарева, О.Михеенко и других, можно выделить наиболее значимые:

- качество образования – междисциплинарная проблема, требующая синтеза социологических исследований с квалитологией, системологией, теорией управления, социологией управления и педагогикой;

- образовательные учреждения пока еще не готовы полностью реализовать свои права и функции в управлении всеми компонентами образовательной системы в связи с тем, что, определяя качество образования своих выпускников, несут за это ответственность, но не имеют механизмов практической их реализации;

- сфера образования все больше воспринимается в обществе как сфера услуг (связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачей ценностей культуры), поэтому подходы к обеспечению ее качества должны быть теми же, что применяются в мировой практике в разных областях деятельности;

- необходима специальная профессионально-педагогическая подготовка преподавателей и сотрудников высшей школы для совершенствования предъявляемых к ним требований со стороны системы управления качеством образования.

Исходя из этого диссертант выявляет причины недостаточно эффективной подготовки специалистов в высшем профессиональном образовании, среди которых основными являются: ликвидация государственного распределения выпускников вузов; дефицит специалистов, способных работать при рыночных отношениях, при количественной избыточности рынка традиционных специалистов; неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей; снижение мотивации к овладению техническими знаниями и приобретению инженерной профессии; сокращение госбюджетного финансирования образования и науки; массовость высшего образования; признание автономности вузов.

Все это обусловило поиск инновационных форм и методов улучшения качества образования, среди которых важное место играет создание системы управления качеством образования. В этой связи в проведенном исследовании раскрывается сущность качества образования и системообразующие элементы системы управления качеством образования.

В.Добреньков определяет качество образования как соответствие учебно-дисциплинарной динамики формам культурной институциональной практики, подчеркивая, что при отсутствии качества образования утрачивается смысл образования как социального института.

А.Субетто и В.Селезнева выделяют основную триаду компонентов качества образования – условия, процесс и результат, называя отмеченные компоненты внутренними, а внешними компонентами качества - соответствие внутренних компонентов потребностям государства, обучаемых, государственных стандартов и т.п. Г.Скок при определении качества образования на первое место ставит качество ценностей, целей и норм, где цель формируется в русле заявленных ценностей при условии возможности проверки ее достижения. М.Поташник определяет качество образования личности как соотношение цели и результата образовательной деятельности, если цели заданы операционально и спрогнозированы в зоне ближайшего развития обучаемого.

Б.Гершунский считает, что попытки выйти на некий интегративный уровень оценки качества образования путем индуктивного «собирания» отдельных, частных качественных характеристик личностных и образовательно-воспитательных приобретений не могут быть продуктивны. В социологии образования критериями качества образования определены: во-первых, профессиональная компетентность и менталитет как глобальная характеристики мировоззренческих и поведенческих параметров личности; во-вторых, стремление к наиболее полной жизненной самореализации с учетом собственных способностей.

В.Загвязинский объединяет показатели качества образования в следующие группы: знания, умения и навыки; личностное развитие; компетентность учителей и руководителей образования; престиж учебного заведения в социуме; отрицательные эффекты образовательного процесса. Л.Давыдов рассматривает качество образования на локальном подуровне (группы) субъект-субъектных отношений (обучаемый - обучающий), где по существу формируются все его основные слагаемые.

Наиболее часто при определении понятия «качество образования» выделяют три основных вектора – качество содержания образования, качество результатов образования (образованности личности) и качество образовательных технологий (методов обучения и воспитания). Их дополняют такие структурные элементы качества образования, как: качество целей образования; качество условий их достижения (материально-технических, методических, информационных, организационных, социально-бытовых); качество профессорско-преподавательского состава (персонала), качество образовательных программ, качество абитуриентов и студентов; корпоративная этика и культура учебного заведения; имя, «бренд» вуза, обеспечивающий привлекательность своих специалистов на рынке труда; собственно управления учебным заведением (менеджмент). Э.Кайнова считает, что основу понимания данной категории составил ряд положений, важнейшими из которых являются: качество как совокупность отдельных свойств образовательного процесса, качество динамично и в тоже время структурно, качество связано с количеством (что выражается в категории меры), качество социальных процессов обусловливает их пригодность для удовлетворения потребностей одновременно обучаемых и обучающихся.

Проведенный диссертантом анализ различных подходов к определению сущности понятия «качество образования» позволил определить качество образования как фундаментальную характеристику образования, включающую систему показателей, ориентированных на разные цели, разных пользователей, разные управляющие воздействия. Обеспечение качества высшего образования предполагает поддержание качества высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) на уровне не ниже установленных норм, требований, стандартов. Важнейшими факторами, условиями и ресурсами, позволяющими достичь целей качества, являются: учебно-методическая среда, материальная база, способности персонала, мотивация и подготовленность студентов, финансовое обеспечение, информационное обслуживание, т.е. совокупность всех базовых элементов образовательной деятельности вуза.

В диссертации показано, что одним из основных путей решения проблем управления качеством образования является применение общей теории управления. Необходимость управления обусловлена природой общества, коллективным характером труда, потребностью людей в общении в процессе обмена продуктами материальной и духовной деятельности. В то же время, по мнению Е.Сахарчук, нельзя допускать происходящего в научной литературе превалирования технократического подхода в решении вопросов управления качеством образования. Хотя управление действительно имеет общие законы, но «принципы управления заводом, парикмахерской, баней и университетом» все-таки разные.

Диссертант подчеркивает, что отличие заключаются, прежде всего, в понимании сущности качества образования, которое отражает специфику целевых, содержательных, процессуальных компонентов образовательного процесса в вузе. Высшее профессиональное образование не может считаться исключительно сферой услуг, т.к. оно должно не только удовлетворять познавательные потребности студентов и их потребности в самореализации, но и решать государственную задачу обеспечения страны компетентными специалистами. Отличие заключается и в коллективности педагогической деятельности в учебном заведении (в системе преподаватель-студент, студент-студент, преподаватель-преподаватель), что позволяет говорить о коллективном субъекте образовательного процесса, определяющем гуманитарные аспекты управления качеством в вузе.

Анализ исследования подходов к понятию «управление качеством образования» показал, что существуют различные точки зрения на эту дефиницию:

- деятельность, в которой ее субъект посредством предоставления образовательных услуг и решения управленческих задач обеспечивает организацию совместной работы учащихся, педагогов, родителей и ее направленность на качественное удовлетворение их потребностей (А.Субетто);

- процесс разработки и осуществления системы мер, позволяющих экономически эффективно предоставлять образовательные услуги такого качества, которое отвечает требованиям потребителя (О.Епишева);

- деятельность субъектов, обеспечивающая целенаправленность и организованность работы людей в педагогической системе любого уровня (Е.Сахарчук);

- воздействие на процессы становления, обеспечения, поддержки развития (улучшения) качества по отношению ко всем объектам и процессам в высшем образовании (в цепи их жизненных циклов) со стороны субъектов управления и организация ими обратной связи (контроля, оценки, анализа) в соответствии с сформулированными целями, нормами, стандартами (Н.Селезнева).

- целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов, соответствующих требованиям, нормам и стандартам (Э.Кайнова).

В диссертации обоснованы следующие подходы к системе управления качеством образования. Так, с позиций системного подхода качество образования естественным образом выступает как системная характеристика, а управление качеством – как системообразующий компонент этой системы.

Как любая система управления система управления качеством в вузе состоит из объекта (образовательный процесс) и субъекта управления. На основе системно-функционального подхода структура управляющей части должна обеспечивать выполнение следующих функций: а) формирование политики в области качества образования; б) формирование механизмов реализации политики; в) организация деятельности вуза по реализации планов; г) мониторинг образовательного процесса и качества образования; д) анализ получаемых в результате мониторинга результатов; е) управление рассогласованием между требуемыми и действительными характеристиками объекта управления.

Обязательной составляющей управления качеством является контроль качества, т.к. управление качеством требует установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня. Важную роль при этом играет выбор подходов к определению качества образования – нормативных или критериальных. Критериальный подход регламентирует (например, в форме ГОС), какими знаниями, умениями и навыками должны обладать выпускники различных образовательных ступеней и специальностей. Нормативный подход предполагает оценку знаний обучающихся на основе уровня качества образования, принимаемого за норму для данного вуза, региона, страны или сообщества стран.

Новые задачи образования на всех этапах его реформирования вызывали к жизни и новые социальные технологии их решения и, прежде всего, технологии образования, различные модели которых (прошлого, настоящего, будущего) являются предметом исследования российских ученых. Среди них важными являются технологии управления качеством образования (совокупность приемов выполнения управленческих работ), которые связаны с тремя подходами к решению проблемы качества образования – обеспечение качества, улучшение качества, управление качеством. Технологии трансформируют теоретические закономерности управления качеством образования в последовательности совместных действий участников того или иного процесса системы управления.

Таким образом, в диссертации модель управления качеством образования представлена в виде трех полюсов – системы образования, развития отдельного человека, внеобразовательных систем. Каждый из них может быть фокусом соответствующих концептуальных представлений, затем – норм и нормативных систем, определяющих требования к содержанию образования, используемым социальным и образовательным технологиям, деятельности преподавателя и студента. Отсюда и три предмета анализа качества – содержание образования (обучения, подготовки), учебная деятельность студента и деятельность преподавателя (педагогическая технология). Систему управления качеством в вузе представляется целесообразным рассматривать в виде процессной модели, выделяя необходимые процессы, их классификацию (соотнесение процесса к той или иной категории в соответствии с заранее установленными признаками и правилами классификации), определение «владельцев» (руководителей) процессов, описание и выявление критериев результативности.

Теоретические и эмпирические исследования диссертанта показали, что при создании системы управления качеством образования в вузе целесообразны следующие мероприятия: 1) для выявления проблем вуза и достижения понимания коллектива проведение организационно-инновационного семинара; 2) создание рабочей группы по разработке концепции системы качества университета; 3) принятие разработанной концепции; 4) проведение самообследования и самооценки в системе качества вуза; 5) разработка на базе концепции программы управления качеством образования в университете; 6) создание университетского центра качества; 7) разработка руководства по качеству в соответствии с требованиями ISO; 8) обучение персонала по программе, совершенствование структуры подготовки кадров и повышения их квалификации; 9) более глубокая проработка и переработка программы управления качеством; 10) аудит и корректирующие действия; 11) совершенствование образовательных технологий.

В работах Т.Афанасьевой, Г.Мотовой, В.Байденко, Ю.Васильева, В.Панасюка, М.Беляева, В.Битюкова, К.Калугяна и др. проводится анализ состояния решения проблемы формирования систем управления качеством образовательных учреждений.

загрузка...