Delist.ru

Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования (20.03.2007)

Автор: Майер Владимир Викторович

Проведенный диссертантом анализ степени разработанности темы показал, что проблема образования и управления его основными процессами достаточно подробно рассматривалась учеными на протяжении многих десятилетий. Однако проблема управления качеством образования с использованием компетентностного подхода, являющаяся в настоящее время весьма актуальной, еще не решена и требует разработки инновационной концепции на основе изучения современных тенденций развития системы управления качеством образования.

Объектом исследования является система управления качеством высшего образования.

Предмет исследования – формирование системы управления качеством образования в корпорации «университет».

Цель диссертационного исследования – разработка концептуальных принципов управления качеством высшего образования.

Реализация поставленной цели потребовала решения определенных задач:

1. Выявление детерминант инновационной деятельности в высшем образовании.

2. Систематизация концепций управления качеством и определение специфики управления качеством образования.

3. Уточнение категориального аппарата.

4. Определение основных системообразующих элементов управления качеством образования.

5. Формирование основных методов и форм системы управления качеством образования.

6. Разработка компетентностных моделей субъектов системы управления качеством образования.

7.Построение модели системы управления качеством образования.

8. Разработка механизма реализации модели управления качеством образования в вузе.

Теоретико-методологическими основами исследования являются теоретические положения классиков социологии, социальной психологии, педагогики и образования, определившие статус системы образования в социальных структурах общества и сформулировавшие функции субъектов образовательной среды. В ходе выполнения диссертационного исследования нашли свое применение теории моделирования сложных социальных систем, специфические особенности развития образования в регионе, теоретические и прикладные положения социального управления и управления сложнопостроенных систем.

Эмпирическая база работы. Эмпирической базой исследований явились: законодательные акты Министерства образования и науки РФ, данные региональных программ в области образования, результаты исследований, проведенных автором в 1999-2006 годах самостоятельно и в составе исследовательских групп, в том числе: экспертный опрос руководителей предприятий Тюменской области для выяснения степени удовлетворенности работодателей уровнем выпускников и определения основных проблем в организации образовательной деятельности; анкетирование студентов технических, экономических и социально-гуманитарных специальностей; экспертный опрос руководителей вузов для выявления отношения к системе российского образования и определения «болевых» точек.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Систематизированы теоретико-методологические принципы исследования системы управления качеством образования.

Обоснована приоритетность компетентностного подхода для совершенствования качества образования.

Выявлены социальные детерминанты инновационной деятельности российских вузов на этапе их интеграции в мировое образовательное пространство.

Сформулированы методологические принципы социологического анализа формирования системы управления качеством образования вуза в процессе его перехода в корпорацию.

Проведено операциональное уточнение категорий «качество образования», «система управления качеством образования», «компетентностный подход к управлению качеством образования».

Разработана социологическая концепция формирования системы управления качеством образования в единстве:

а) концептуальных положений системы управления качеством образования в университетской корпорации на основе компетентностного подхода;

б) инструментария социологических исследований по проблемам качества образования;

в) оценки готовности вузов к совершенствованию системы управления качеством образования;

г) модели системы управления качеством образования на основе компетентностного подхода и механизма ее реализации.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедр социологии, маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета.

Материалы, выводы, концептуальные положения работы докладывались на международных, всероссийских, региональных и вузовских научно-практических конференциях: «Совершенствование подготовки специалистов в условиях рыночной экономики» (Тюмень, 1991г.), «Вузы и региональные проблемы развития образования» (Тюмень, 1993г.), «Проблемы подготовки кадров в вузах Тюмени в условиях рыночной экономики» (Тюмень, 1993г.), «Организация самостоятельной работы студентов и новые государственные образовательные стандарты» (Тюмень, 1996г.), «Научно-технические проблемы Западно-Сибирского нефтегазового комплекса» (Тюмень, 1997г.), «Управление учебным процессом» (Тюмень, 1997г.), «Непрерывная физико-математическая и компьютерная подготовка студентов в вузе» (Тюмень, 1999г.), «Научные проблемы Западно-Сибирского региона: гуманитарные, естественные и технические аспекты» (Тюмень, 1999г.), «Совершенствование подготовки кадров в филиалах вузов Западной Сибири» (Тюмень, 2000г.), «Формирование профессиональных знаний, умений и навыков у студентов при изучении общенаучных и специальных дисциплин» (Тюмень, 2001г.), «Повышение качества подготовки специалистов: проблемы и решения» (Тюмень, 2001г.), «Качество образования в северном филиале вуза» (Тюмень, 2003г.), «Совершенствование подготовки кадров в филиалах вузов Западной Сибири» (Тюмень, 2003г.), «Фундаментализация профессионального образования в университетском комплексе» (Тюмень, 2004г.), «Духовно-нравственный потенциал России: связь поколений» (Тюмень, 2005г.), «Здоровье нации – основа процветания России» (Москва, 2005г.), «Духовная судьба России и цивилизации XXI века» (Тюмень, 2006г.), «Становление и развитие системы образования в регионах Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2006г.), «Профессиональная компетентность как системообразующий фактор непрерывного профессионального образования» (Надым, 2006г.).

Теоретические положения и результаты исследования использованы в проекте 1-06-МОН «Совершенствование системы эффективности интегрирования российского высшего образования в мировое образовательное пространство» в рамках аналитической целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)».

Результаты диссертационного исследования представлены в 42 опубликованных работах общим объемом 47,53 п.л., в числе которых 3 монографии и 3 учебно-методических пособия.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии (342 наименования) и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, представлены его методологические и теоретические основы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Социальные детерминанты инновационной деятельности в высшем образовании» проведен анализ социально-экономических, социально-политических и социокультурных условий в российском обществе, обусловливающих необходимость внедрения в образовательную деятельность высших учебных заведений инновационных, нетрадиционных для университетов направлений, среди которых основными можно считать регионализацию, диверсификацию и корпоратизацию. В диссертации подчеркнуто, что смысловой доминантой этих направлений применительно к региону является организация относительно замкнутой сети научно-образовательных связей, разнообразие образовательных программ, расширение, модернизация специальностей и специализаций, дополнительной подготовки, сочетание гибкости и вариативности содержания обучения с учетом потребностей как региона, так и личности в образовательных услугах.

Кризис, в котором оказалась Россия на пороге третьего тысячелетия, поразил большинство организационных систем страны. В настоящее время отмечается низкий уровень финансирования образования и падение престижа профессии преподавателя, сокращение научно-исследовательских работ в области образования, старение преподавательского корпуса (58% профессоров старше 60 лет), отсутствие эффективных механизмов ротации управленческих кадров в области образования.

С другой стороны, стремление России интегрироваться в мировое (европейское) сообщество вызывает необходимость ориентации на общие тенденции мирового развития, обусловливающие изменения в системе образования. Новые цивилизованные вызовы закономерно приводят многие страны к волне глубоких реформ систем образования. Вхождение России в ВТО и Болонский процесс предоставляют некоторые возможности для продвижения российского образования на международную арену. Однако в этих условиях к образованию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

Необходимость перемен в сфере российского образования связана с рядом как внутренних, так и внешних важнейших социально-экономических и социокультурных факторов, сменой системы ценностей и социальных приоритетов. В диссертации показано, что действующая система образования существенно отстала от происходящих в обществе процессов. Профессиональное образование, с одной стороны, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников, с другой – многие выпускники не могут найти себе работу, определить собственную нишу в современной экономической ситуации.

Российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности за конечный результат образовательной деятельности, а слабая интеграция образовательной деятельности учебных заведений и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала сферы научного производства. Отсутствие полноценных связей профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью привело к тому, что его содержание и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на глобальном рынке образовательных услуг.

Происходящие в стране социально-экономические и социально-политические изменения обусловили необходимость разработки инновационных мероприятий, направленных на обновление профессионального образования с учетом процесса вхождения России в мировое образовательное пространство. В качестве одного из инновационных направлений развития высшего образования диссертант выделил его регионализацию, целью которой является обеспечение социальной защищенности молодежи на региональном рынке труда за счет привнесения региональной специфики в содержание и организационные формы профессионального образования. Соответствие заявленных вузом целей и задач уровню профессиональных требований к специалисту с точки зрения состояния производства и перспектив его развития в регионе является одним из условий эффективного решения этой задачи. Таким образом, регионализация образования предполагает его адаптацию к социально-экономическим условиям данного региона, в результате которой обеспечивается подготовка специалистов, обладающих специфическими для предприятий региона профессиональными знаниями и умениями.

В диссертации в качестве примера рассматривается Тюменская область, чьи территориально-отраслевые особенности, к которым можно отнести, прежде всего, наличие на ее территории территориально-промышленных комплексов, ориентированных на освоение западносибирских запасов нефти и газа, что делает данный регион крупным многоотраслевым организмом, не имеющим аналогов в России как по важности решаемых проблем, так и по масштабам выполняемых работ. Данная региональная специфика вызвала необходимость становления и развития его научно-образовательного пространства.

загрузка...