Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования (20.03.2007)
Автор: Майер Владимир Викторович
Таким образом, интегральным показателем качества образования является качество выпускаемого специалиста как совокупного результата целого ряда качеств: контингента абитуриентов, а затем студентов; преподавательского состава; содержания образования; педагогических технологий; образовательного процесса; ресурсного обеспечения; образовательной среды и условий организации обучения; участия специалиста в производстве товаров или услуг по окончании вуза; социокультурной деятельности выпускника в обществе; качество жизни самого специалиста и возможностей его самореализации. Для совершенствования деятельности соответствующих подсистем управления качеством важную роль играют критерии и показатели качества ее результатов. «Инстанций», устанавливающих нормы, требования, эталоны, стандарты и т.п., по которым «сверяется» качество профессионального образования, несколько – сам студент как будущий специалист, преподаватель, учебно-методическое объединение (УМО), образовательная система (внутренние инстанции), производство, общество, государство (внешние по отношению к образовательной системе), каждая из них работает в своей логике, не всегда совпадающей с другими. ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ (исполнитель обеспечивающих процессов системы управления качеством в вузе) Координация процессов системы управления качеством Стратегическое планирование и прогнозирование образовательных услуг Информационное обеспечение деятельности системы управления качеством на всех уровнях Документирование процессов системы управления качеством Мониторинг качества процессов Внутренний аудит Анализ, коррекция и внесение изменений с целью улучшения процессов Обратная связь с выпускниками и работодателями Рис.11. Функции центра управления качеством образования в вузе В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные предложения и рекомендации. Основное содержание работы изложено в следующих публикациях: I. Монографии Майер В.В. Ответственная миссия университета в повышении качества подготовки специалистов //Монография. – Тюмень, 2005. – 6,75 п.л. Майер В.В., В.И.Бакштановский, О.М.Барбаков и др. Шанс успеха. Университет как научно-образовательная корпорация //Коллективная монография. Под редакцией Н.Н.Карнаухова. – Тюмень, 2006. – 18,25 п.л./2,16 п.л. Майер В.В. Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования //Монография. – Тюмень, 2006. – 9,37 п.л. II. Учебные и учебно-методические пособия Майер В.В., МелиховВ.В. Учебно-методическая работа в вузе //Учебное пособие. – Тюмень, 1996. – 2,62 п.л./1,5 п.л.. Майер В.В. Влияние методической работы в вузе на качество образования //Методическое пособие. – Тюмень, 2003. – 5,75 п.л.. Майер В.В. Управление учебным процессом в университете на основе нормативно-правовых документов //Учебное пособие. – Тюмень, 2006. – 6,62 п.л. III. Программы Майер В.В., Барбакова К.Г., Долгушин В.В., Карнаухов Н.Н. и др. Профессиональное образование в Тюменской области: анализ и прогноз //В составе авторов. Программа «Кадры 2010» по заказу Администрации Тюменской области. – Тюмень, 2003. – 12 п.л./ 1,5 п.л. Майер В.В., Барбакова К.Г., Долгушин В.В., Карнаухов Н.Н. и др. Профессиональное образование в Тюменской области: программа модернизации до 2010 года //В составе авторов. Программа «Кадры 2010» по заказу Администрации Тюменской области. – Тюмень, 2004. – 16,25 п.л./2,35 п.л.. IV. Статьи Майер В.В., Мелихов В.В. Нефтегазовому комплексу – инженерные кадры //Межвузовский сборник научных трудов «Научно-технические проблемы Западно-Сибирского нефтегазового комплекса». Т.2. – Тюмень, 1997. – 0,2 п.л. Майер В.В., Епишева О.Б. Управленческая компетентность вузовского руководителя //Высшее образование в России. – Москва, 2005, №8. 0,25 п.л.. Майер В.В. Управление вузом в современных условиях //Известия высших учебных заведений «Нефть и газ». – Тюмень, 2005, №5. – 0,2 п.л. Майер В.В., Моложавенко В.Л. Основы системы управления качеством образования в вузе //Известия высших учебных заведений «Нефть и газ». – Тюмень, 2006, №1. – 0,35 п.л. Майер В.В. Роль качества образования в социально-экономическом развитии //Экономика и образование. – Москва, 2006, №2. – 0,25 п.л. Майер В.В. Региональные особенности вузовского образования //СОЦИС. – Москва, 2007, №5. 0,68 п.л. Майер В.В. Инновационные подходы к управлению научно-педагогическими кадрами //Вестник высшей школы «Alma Mater». – Москва, 2006, №8. – 0,18п.л. Майер В.В. Мировые тенденции и специфика функционирования российского профессионального образования //Вестник Тюменского нефтегазового университета «Региональные социальные процессы». Тюмень, 2007, №1. – 0,25 п.л. Майер В.В. Проблемы функционирования региональных университетских корпораций //Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права. Вып.5 – Тюмень: Вектор Бук, 2007. – 0,62 п.л. V. Нормативные и методические материалы Майер В.В. Учебно-методический центр в структуре управления учебным процессом //Сборник научно-методических материалов «Управление учебным процессом». – Тюмень, 1997. – 0,31 п.л. Майер В.В., Акимов М.Ю. Роль инновационных технологий в улучшении качества подготовки специалистов //Сборник учебно-методических материалов. – Тюмень, 2005. – 0,18 п.л. Майер В.В., Акимов М.Ю., Кепещук С.Ф., Доманская О.В. Уникальная образовательная миссия: подготовка компетентных специалистов для регионов Севера //Сборник методических материалов. – Тюмень, 2006. - 3,87 п.л./ 1,29 п.л. |