Delist.ru

Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования (20.03.2007)

Автор: Майер Владимир Викторович

-знание принципов валеологической и экологической культуры;

-умение создать комфортные условия для продуктивного общения;

- способность разрешать конфликты.

Рис. 9. Модель профессионально-педагогической компетентности преподавателя

Модель управленческой компетенции руководителя

I. Организационная

Маркетинговые знания и умения, внимание к проблемам, связанным с достижением целей, проектировочные умения, мобильность, предприимчивость, инновационность

Рациональное использование психологических и социальных основ управления, знания в области разработки стратегии и тактики управления, ответственность за принятые решения умение подбирать «команду»

Знания и умения по делопроизводству, умение управлять временем II. Общекультурная

Обладание системой моральных ценностей, деловое честолюбие, потребность в совершенствовании профессионально-личностного потенциала, этикет, эрудиция

Знание принципов валеологической и экологической культуры

Культура межличностного общения, умение создать комфортные условия для продуктивного общения с подчиненными, способности вести переговоры, разрешать конфликты

III. Информационная

Создание и использование информационной среды на уровне государственной и региональной политики в области образования

Создание и использование информационной среды на уровне внутривузовских процессов управления качеством образования, нахождение новых источников информации

Оперативный сбор, анализ и обработка данных, структурирование информации для принятия управленческих решений IV. Психологическая

Знание психологических основ управления, инновационность, ответственность, аналитическое мышление, его системность, саморегуляция

Толерантность, мобильность, внешняя и внутренняя мотивация, креативность, способность к рефлексии деятельности и ее коррекции

Коммуникативные умения, деловое общение, умение побуждать к работе других, слушать и принимать чужие мнения и опыт, доверие к сотрудникам

V. Педагогическая

Знание структуры и содержания педагогической деятельности, принципов организации в вузе учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы

Знание педагогических проблем преподавателя, студента и путей их решения

Знание образовательных инноваций – технологий определение качества образования, способность к передаче профессионального опыта VI. Научно-методическая

Умение установить взаимосвязи между дисциплинами, организация научно-исследовательской деятельности

Знание и умение проектирования образовательного процесса, выбора методов и технологий обучения и воспитания студентов

VII. Социальная

Знание проблем и социального заказа российскому образованию, общественно ценностных основ качественного образования

Знание проблем, парадигмы, основных категорий, социальных и методических основ повышения качества образования, инновационное мышление

Знание образовательной политики в мире и в регионе, реальных возможностей участия в ней вуза, ориентация на потребителя услуг VIII. Экономико-правовая

Знание нормативно-правовых документов в области образования и умение правового регулирования деятельности вуза

Знания и умения экономического и хозяйственного регулирования деятельности вуза

Знания и умения финансового регулирования вузовских процессов, выявление и использование дополнительных источников внебюджетного финансирования

IX. Технологическая

Знание идеологии управленческой деятельности, ее видение в форме процесса, умение описать процессы своей деятельности в виде последовательности управленческих действий, представлять систему (сеть) процессов

Умение определять и проектировать цели процесса, оценивать реальность процессов, контролировать и корректировать процессы, делать заключительные выводы

Рис. 10. Модель управленческой компетенции руководителя

Любой вузовский руководитель, по мнению диссертанта, должен обладать всеми общими компетенциями, составляющими понятие управленческой компетентности как инвариантами своей деятельности на втором (тактическом) уровне, а некоторыми из них (специальными для основного содержания управленческой деятельности) – на третьем (стратегическом). Формирование управленческой компетентности и повышение ее уровня достигается в системе повышения квалификации руководителей.

Разработанные в результате данного диссертационного исследования модель системы управления качеством образования, а также компетентностные модели основных субъектов образовательной деятельности способны к реализации при помощи механизма, который включает в себя: мониторинг качества образования; совершенствование структуры системы управления качеством с позиций структуры университетского комплекса и процессного подхода к управлению качеством; определение содержания и критериев качества деятельности всех подсистем системы управления качеством университета.

Мониторинг качества образования в концепции данного исследования может осуществляться по показателю – продуктивность соответствующих видов управленческой деятельности руководителей подразделениями системы качества.

Структура системы управления качеством образования в вузе должна соответствовать структуре университетского комплекса и структуре системы управления его деятельностью. В этом случае руководитель каждого структурного подразделения является и руководителем соответствующей подсистемы управления качеством. В то же время в сети процессов менеджмента и обеспечивающих процессов системы управления качеством в вузе существуют такие, которые не входят непосредственно в содержание деятельности имеющихся структур вуза, но являются необходимым условием функционирования системы. Поэтому в образовательных учреждениях необходимо создавать специальные центры (отделы, лаборатории), функцией которых является реализация этих процессов. На рисунке 11 показаны функции деятельности такого центра, созданного для совершенствования системы управления качеством образования в вузе.

загрузка...