Delist.ru

Государственная служба российской федерации как социальный институт (20.03.2007)

Автор: Кириллов Владимир Владимирович

КИРИЛЛОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Специальность 22.00.08 – Социология управления

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Санкт – Петербург

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»

Научный консультант:

доктор философских наук, профессор Малышевский Александр Федорович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор

Заслуженный деятель науки РФ

Ельмеев Василий Яковлевич

доктор социологический наук, профессор

Захаров Николай Львович

доктор социологических наук, доцент

Тимерманис Игорь Евгеньевич

Ведущая организация: Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Защита состоится «____» мая 2007 года в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.13 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.21, ауд.327

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПбГУЭФ.

Автореферат разослан «___» апреля 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Э.Б.Молодькова

(. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

Развитие системы государственного управления в Российской Федерации связывается, во многом, с реформированием государственной службы. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - Основной Закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.

В этом аспекте заслуживает внимания процесс институциализации государственной службы, который устанавливает принципы формирования государственно-служебного правоотношения; состав государственных должностей, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а также от имени органов местного самоуправления) функции; правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения. Этому правовому институту соответствуют конкретные законодательные и иные нормативные акты, определяющие все основные элементы этого института, включая Федеральный Закон об основах государственной Службы РФ.

Поскольку действие норм, образующих правовой институт государственной службы, направлено, прежде всего, на установление правового статуса государственных служащих, то можно утверждать, что правовой статус государственных служащих является лишь одним из основных компонентов правового института государственной службы. По общему определению правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей, юридически закрепляющих положение индивида в его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством.

Можно утверждать, что правовой статус государственных служащих вполне определен и представляет собой содержание государственно-служебных правоотношений.

Статус государственных служащих можно рассматривать и как дифференцированную и комплексную систему, которая включает в себя вертикальную и горизонтальную структуры. Вертикальное деление состоит в разграничении: 1) видов государственных служащих (например, в зависимости от занимаемых государственных должностей (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы); 2) уровней государственной службы: федеральная, в субъектах Федерации. Горизонтальное деление указывает на множество специальных направлений в государственной службе: архивная служба, служба безопасности, военная служба, дипломатическая и т.д.

Правовой статус государственных служащих зависит также от условий, в которых протекает государственная служба. Поэтому особенности статуса государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической либо государственно-правовой ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание статуса государственного служащего существенным образом может изменяться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности. Как следствие может изменяться и нормативно закрепляемый набор прав, обязанностей и служебной ответственности государственных служащих. В свою очередь специфика выполняемых служащими задач и государственных функций определяет особенности правового статуса различных категорий государственных служащих. Так, для некоторых видов государственных служащих законодателем могут быть установлены особые правила прохождения государственной службы, специальные права и обязанности, ограничения по службе, порядок проведения аттестации (оценки), привлечения к дисциплинарной ответственности, возможность (или, наоборот, запрет) привлечения к уголовной и административной ответственности.

Таким образом, в понимании сущности государственной службы в последние 10-15 лет сделан определенный шаг, однако, по всей вероятности, в контексте реформирования общей системы государственного управления этого явно недостаточно. Так, например, в государстве, с социально-ориентированной экономикой, с социальной направленностью управленческих решений, видимо, должен проявляться и институироваться социальный характер государственной службы.

Ограничение реформирования государственной службы по признаку организационно-правового существенно сужает ее роль в общественном развитии и может привести к самовоспроизводству деятельности, отторжению от большинства общественных процессов и населения страны в целом.

Не вызывает сомнений, что главная функция государственной службы, и в этом ее суть, - служить обществу, обеспечивать устойчивую связь государства и общества, государства и его граждан, в своей деятельности практически реализовывать демократические принципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивировать развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной управленческой работы, максимально делегировать функции управления общественным институтам, гражданам, словом, поддерживать их свободную жизнедеятельность и жизнеспособность на основе не только права, но и тех духовно-нравственных принципов, ценностей, которые являются определяющими для народного самосознания. Поэтому государственная служба не только организационно-правовой институт общества, но и его социальный, возможно, достаточно специфический институт, характеристикой которого должны стать: духовно-патриотический центр, призванный управленческими средствами подвигать общество на практическое осуществление его целей: социальной справедливости достижения достойной жизни своих членов, развития, демократических институтов, формирования высокой духовности каждого своего члена, развития науки, культуры, образования.

Ключевым в исполнении государственной должности является не только высокий профессионализм государственного служащего, но его личностные качества, гражданская позиция, высокая нравственность и умение служить своему отечеству, социальная ответственность за результаты принятия и реализации управленческих решений.

Все это предполагает проведение комплексных исследований, результатом которых должно стать обоснование государственной службы как специфического социального института, выявление особенностей его функционирования в системе государственного управления, взаимовлияния государственной службы и социальных процессов в обществе, развитие социальной ответственности за управленческие решения, целевая направленность деятельности государственной службы на социальное воспроизводство населения и т.п.

Состояние научной разработанности проблемы исследования

Разработка общих теоретических проблем реформирования государственной службы основывается на методологической базе исследований Анисимова А.С., Атаманчука Г.В., Байкова В.Э., Деркача А.А., Приваловой С.В. и др. Социальная направленность организации деятельности государственной службы отражена в работах Байкова Н.М., Волчковой Л.Т., Магомедова К.О., Потемкина В.К. Сущностные характеристики функций государственной службы определены в работах Грековой Ж.В., Казанцева Н.М., Мурадян В.А. Механизм формирования общественных реакций на результаты деятельности государственной службы исследован в работах Докторова Б.З., Грушина Б.А., Здравомыслова А.Г., Рывкиной Р.В., Ядова В.А. Процессы институционализации управленческих решений обоснованы Бузганиным А.В., Заславской Т.И., Лебедевым П.Н., Полозовым В.Р., Пригожиным А.И., Сорокиным П.А., Юрьевой Т.В. и др.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11