Delist.ru

Совершенствование методов управления логистической деятельностью предприятий строительной отрасли (20.01.2009)

Автор: Брыков Артемий Михайлович

в) «склонное к риску» решение

Рис. 4. Семейства линий возможных решений относительно уровня риска

- альтернативные решения в пространстве «Доход – Риск» при среднем ожидаемом доходе;

- альтернативные решения в пространстве «Доход – Риск» с учетом изменения уровня риска и дохода.

Предложенная графическая модель позволяет при управлении цепями поставок определить наиболее выгодный для предприятия вариант решения.

Схема функционирования логистических систем в условиях риска приведена

Для снижения влияния риска в логистике используется метод перераспределения риска между участниками цепи поставок, что должно быть предусмотрено в контракте.

В диссертации разработана экономико-математическая модель перераспределения рисков между участниками поставок:

- коэффициент долевого участия предприятия в цепи поставок;

- конечный результат при участии в цепи поставок;

- требуемые затраты;

- рентабельность предприятия.

Предложенная модель учитывает возможность получения прибыли каждым участником цепи поставок. Чем меньше коэффициент долевого участия предприятия, тем больше будет соответствующий безрисковый эквивалент доходности. «Баланс» между ожидаемой доходностью и риском ее отклонения при уменьшении доли участия предприятия в цепи поставок становится для него более предпочтительным. Но следует учитывать, что соответствующий конечный результат при малых значениях долевого участия будет ограничен. Поэтому в реальной ситуации, при оценке участия в цепи поставок, предприятие накладывает ограничения снизу на величину доли своего

К способам снижения риска, принимаемых в логистике решений, кроме перераспределения рисков между участниками цепи поставок, относятся страхование рисков и резервирование средств на покрытие дефицита.

Страхование рисков заключается в передаче рисков страховой компании. Когда наступает страховой случай, предприятие получит от страховой компании сумму, которая не будет фиксированной, а зависит только от тарифа. Оговоренная в страховом договоре цена страхового возмещения при заданном тарифе служит основанием для определения затрат предприятия при его заключении.

Кроме страхования одним из способов управления рисками для ненадежных элементов любой системы является создание резервов. Применительно к системам логистики в моделях такого типа необходимо учитывать как стоимость управления рисками, так и эффективность такого управления. К методам управления рисками в цепях поставок с использованием резервирования относится метод хеджирования. При этом рассматривается модель, для которой риск обусловлен возможностью дефицита некоторых конкретных материалов. Затраты на резервирование каждой конкретной единицы в общих затратах предприятия оцениваются с помощью коэффициента хеджирования. В задачах выбора оптимального варианта хеджирования дефицита при максимизации дохода учитываются: стоимость хеджа, его эффективность и отношение предприятия к риску:

- начальный капитал предприятия;

- конечный доход предприятия;

- затраты на поставку материалов при отсутствии резерва запаса;

- показатель максимального резервного запаса в долях от требуемого количества материалов;

- коэффициент хеджирования;

- рентабельность;

- доля затрат на хранение резервного запаса.

Применение логистического подхода к управлению ресурсами оказывает существенное влияние на показатели деятельности строительного предприятия, так как позволяет сокращать оборотные активы за счет снижения уровня запасов и активизирует рациональное использование строительной техники, складских помещений, что снижает долгосрочные активы и соответственно повышает прибыль.

Основные выводы и предложения

В диссертационной работе рассмотрены наиболее актуальные проблемы управления логистической деятельностью строительных предприятий, обобщены научные результаты, представляющие собой комплексное исследование, которое включает все этапы решения поставленных задач от анализа и исследования до разработки практических рекомендаций.

По результатам выполненного исследования можно сделать следующие выводы:

На основе анализа управления обеспечением строительных предприятий ресурсами определены логистические виды деятельности в строительстве, выявлены логистические потоки, разработана их классификация и установлена взаимосвязь между ними, что дает возможность качественно изменить традиционные методы решения многих актуальных задач управления предприятиями строительной отрасли на базе использования процессного подхода в логистике.

Анализ существующих методов проектирования и оценки способов поставок позволил разработать принципы формирования цепей поставок в строительстве, основанные как на внутренних видах деятельности по обеспечению ресурсами строительных процессов, так и деятельности внешних организаций, участвующих в цепи поставок.

Предложенная логистическая модель дает возможность увязать цепи поставок всех предприятий - участников строительства, в единый моделирующий комплекс, включающий все процессы снабженческо-производственно-сбытовой деятельности, которые необходимо контролировать с целью своевременного ввода объекта в эксплуатацию и выполнения требований потребителей.

Разработанные методические принципы формирования логистической стратегии, охватывающей вопросы, связанные с решением стратегических и тактических задач планирования и распределения материально-технических ресурсов, позволяют строительным организациям значительно сократить запасы материальных ресурсов, ускорить оборачиваемость капитала, снизить себестоимость продукции, обеспечить удовлетворение потребителей в качественной продукции и расширить свою долю строительного рынка.

Предложенная структура логистической системы строительного предприятия, включающая логистические функции и операции, позволяет отразить существующие взаимосвязи между структурными и функциональными подразделениями предприятия, а так же с внешними поставщиками материальных ресурсов и потребителями готовой строительной продукции.

Разработанная методика управления бизнес-процессами логистической системы дает возможность на основе анализа и структуризации бизнес-процессов определить направления по их результативности и эффективности и способствует получению строительными предприятиями синергетического эффекта от их улучшения.

На основе выполненных теоретических исследований разработаны рекомендации по использованию методов и моделей управления рисками, направленные на снижение влияния рисков, на конечные экономические результаты деятельности строительных предприятий и позволяющие получать гарантированный доход.

Проведенное исследование показывает, что источниками экономического эффекта от применения логистической системы являются снижение совокупных затрат и потерь при выполнении логистических процессов, минимизация запасов материальных ресурсов и повышение доходности на активы предприятия.

Разработанные методические рекомендации по применению логистических систем могут быть широко использованы предприятиями строительной отрасли, участвующими в цепи поставок независимо от вида деятельности.

Список публикаций автора в которых отражены основные положения диссертации:

Статьи опубликованные в ведущих рецензионных научных изданиях и журналах, определенных Высшей Аттестационной Комиссией

Брыков А.М. Логистические виды деятельности в строительстве. – М: «Промышленное и гражданское строительство.» № 7, 2007 – 0,34 п.л.

Брыков А.М. Функции логистической системы строительной организации М., Журнал «Недвижимость: экономика и управление» №3-4, 2007 – 0,4п.л.

загрузка...