Delist.ru

Совершенствование методов управления логистической деятельностью предприятий строительной отрасли (20.01.2009)

Автор: Брыков Артемий Михайлович

Для управления цепями поставок на предприятии создается логистическая система. Логистическая система – это совокупность подразделений строительного предприятия, а также поставщиков и потребителей, взаимосвязанных и объединенных единым процессом управления в рамках корпоративной стратегии. Она представляет собой некоторую производственную систему с обратной связью, в которой осуществляется управление логистическими потоками.

Созданию логистической системы предшествует разработка логистической стратегии предприятия.

Логистическая стратегия строительной организации представляет собой совокупность стратегических решений, связанных с выбором направлений движения и условиями формирования логистических потоков инвестиционно-строительного процесса. Логистика играет значительную роль в реализации бизнес-стратегии строительной организации. Общая бизнес-стратегия предприятия ориентирована на запросы потребителей, если ее цель достигнута, значит, потребитель удовлетворен продукцией, выпускаемой данным предприятием.

Наиболее часто предприятия используют следующие виды логистических стратегий (рис.2.):

- стратегию на основе временных параметров, целью которой является устранение неэффективных затрат времени в цепи поставок;

- стратегию снижения затрат, направленную на максимально возможное использование имеющихся ресурсов;

- стратегию диверсификации, исходящую из принципа удовлетворения как можно большего числа потребителей;

- стратегию специализации, предусматривающую снижение, логистических видов деятельности;

- стратегию роста, связанную с увеличением логистических видов

деятельности или рыночной доли предприятия.

Задачи, стоящие перед логистической системой, реализуются через логистические функции. Применительно к строительным организациям можно выделить следующие основные логистические функции (рис. 3).

$Управление закупками как логистическая функция включает в себя комплекс задач по планированию потребностей в материальных ресурсах, выбору поставщиков, определению сроков поставок, контролю качества закупаемых материалов и др.

Транспортировка материальных ресурсов рассматривается как совокупность процессов перевозки, погрузки, разгрузки и других сопутствующих логистических операций.

Управление запасами направлено на снижение вероятности возникновения дефицита материалов, используемых в процессе производства строительно-монтажных работ. Управление производственными процедурами в рамках логистической системы обеспечивает оптимальное, с точки зрения затрат и качества продукции, управление потоками материальных ресурсов и незавершенного производства с целью своевременного выпуска готовой продукции.

Поддержание стандартов обслуживания потребителей включает обеспечение заданного уровня качества продукции и послепродажного сервиса, которые являются первоочередными задачами логистического менеджмента любой организации.

Функция распределения в строительных организациях предназначена для решений задач, связанных с реализаций готовой строительной продукции.

Гарантийное обслуживание включает в себя устранение недоделок и дефектов в строительной продукции и обеспечение необходимыми для этого ресурсами.

К основным бизнес-процессам логистической системы относятся:

- управление закупками;

- управление запасами;

- управление распределением.

Бизнес-процесс «Управление закупками» включает: обработку и учет заявок на материально-технические ресурсы от строительных управлений и участков; выбор поставщиков для размещения заказов на материальные ресурсы на основании установленных критериев; учет договоров на поставку материальных ресурсов и контроль их исполнения поставщиками; учет возврата материальных ресурсов поставщикам, в случае их несоответствия уставленным в договорах требованиям.

Одной из основных задач, которые решаются в рамках бизнес-процесса «Управление запасами», является определение оптимального уровня запасов в логистических цепях поставок.

Оптимальным следует считать такой запас, который, обеспечивая непрерывность производства и уменьшая интенсивность воздействия случайных факторов на взаимодействие систем потребителя и поставщика, имел бы при этом минимальные размеры.

Бизнес-процесс «Управление распределением» включает: заключение договоров на продажу готовой строительной продукции, определение цены и вида оплаты реализуемой продукции.

Разработанная методика управления бизнес-процессами логистической системы дает возможность определить направление логистических операций, отвечающих за материальный поток, поступающий в строительную организации, проходящий через нее и выходящий из нее, и на основе этого оценить влияние логистики на экономические и финансовые результаты деятельности организации.

Анализируя логистические процессы в цепях поставок, можно оценить каждое принимаемое решение с точки зрения получения соответствующего дохода. При этом необходимо учитывать риск случайных отклонений от планируемых затрат и величины среднего ожидаемого дохода. Разброс значений возможных случайных отклонений в общем случае характеризуется законом нормального распределения ? (m, ?m) с параметрами математического ожидания получения дохода “m” и среднего квадратического отклонения значений ожидаемого дохода “?m” (или дисперсии ожидания “?m2”), характеризующего влияние

При управлении цепями поставок в логистических системах для выбора наилучшего варианта решения, анализируется соответствующее семейство линий возможных решений относительно уровня риска. При этом все альтернативы, для которых характеризующие их точки лежат на одной и той же кривой, являются эквивалентными между собой.

Параметр соотношения риска отклонений и дохода, характеризующий отдельную линию семейства кривых, является критерием принятия решения по выбору варианта из множества альтернатив.

Альтернативные решения в логистических системах обусловлены возможными изменениями частоты поставок материальных ресурсов, заменой одних поставщиков другими, изменением траектории движения потока, видами страхования поставок за счет запасов, дроблением материального потока на более мелкие партии поставок и т.д. Для выбора наилучшего решения в условиях риска при заданном значении начального капитала необходимо построить графическую модель семейства линий уровня дохода в пространстве «Доход - Риск» с использованием функций вида:

1) f (m; ?m) = m – для «нейтральных к риску» решений;

2) f (m; ?m) = m - ? х ?m2 - для «осторожных к риску» решений;

3) f (m; ?m) = m + ? ?m2 - для «склонных к риску» решений.

Величина “?” обозначает принятый интервал изменения дохода при построении графика нормального распределения значений ?m. При этом величина ? > 0 характеризует степень соответствующей «осторожности» или «склонности» к риску принимаемого варианта решения.

Таким образом, можно выделить три типа принимаемых решений по отношению к риску (рис. 4):

- «нейтральное к риску» решение, при котором значение величины риска не влияет на принимаемые решения;

- «осторожное к риску» решение, когда выбирается та из рассматриваемых альтернатив, для которой риск будет меньшим;

- «склонное к риску» решение, при котором увеличение риска при сохранении величины среднего ожидаемого дохода соответствует более предпочтительной альтернативе.

а) «нейтральное к риску» решение

б) «осторожное к риску» решение

загрузка...