Delist.ru

Совершенствование методов управления логистической деятельностью предприятий строительной отрасли (20.01.2009)

Автор: Брыков Артемий Михайлович

Теоретической и методологической основой диссертации являются труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики, логистики и маркетинга. В качестве методологического и инструментального базиса исследования были использованы методы математической статистики и моделирования, экономического и системного анализа, исследование операций, а также законодательные акты, постановления Правительства РФ и другие официальные документы, методическая и научно-техническая литература.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке методических основ по применению логистических систем, предназначенных для управления процессом обеспечения ресурсами и установления взаимосвязей между участниками цепей поставок строительных предприятий.

В ходе выполненного исследования получены следующие научные результаты:

проведенный в диссертации анализ влияния логистики на показатели деятельности строительных предприятий позволил установить недостатки в логистической деятельности и определить направления ее совершенствования и развития;

сформулирована концепция создания логистической системы для строительных предприятий путем уточнения основных понятий, главных целей и задач, стоящих перед логистическими системами; дано содержательное определение сущности системы, проявляющейся в выборе форм, методов и объектов логистизации;

разработана логистическая модель цепи поставок для строительных организаций, позволяющая осуществлять последовательный синтез структуры логистической цепи с учетом технологической и организационной совместимости звеньев цепи поставок;

на основе анализа различных логистических стратегий разработан методический подход к формированию эффективной логистической стратегии строительного предприятия, дающей возможность принимать стратегические решения по развитию логистической деятельности;

обоснована и предложена логистическая организационно-управленческая структура, учитывающая специфику строительных предприятий, отражающая все логистические процессы и функции управления, и позволяющая координировать деятельность всех участников цепи поставок;

разработаны рекомендации по управлению рисками в логистических системах, направленные на снижение влияния рисков для обеспечения гарантированного дохода предприятия.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что методические и практические рекомендации могут быть использованы строительными предприятиями для повышения эффективности своей деятельности. Полученные результаты создают основу для формирования эффективного взаимодействия строительных предприятий как участников цепей поставок.

Достоверность полученных результатов исследования обусловлена применением современных экономических теорий и методов исследований, позволяющих получать достоверные и надежные данные для решения поставленной проблемы; оригинальных методов, методологических и научно-практических положений, разработанных автором в процессе исследований, а также использованием репрезентативного объема данных, представляющих собой обширный массив информации по исследуемой проблеме.

На защиту выносятся:

- логистическая модель цепи поставок материально-технических ресурсов для строительных организаций;

- методика разработки эффективной логистической стратегии строительного предприятия;

- методический подход к созданию системы управления логистической деятельностью предприятия;

- принципы разработки альтернативных логистических организационных структур с учетом специфики строительных организаций;

- рекомендации по управлению рисками в логистических системах.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано шесть печатных работ, в том числе три в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, определенных Высшей Аттестационной комиссией. Общий объем публикаций составил 3,34 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертационной работы составляет 145 страниц, в том числе 1 таблица и 30 рисунков. Библиография содержит 88 наименований трудов отечественных и зарубежных авторов.

Основное содержание работы

За последние годы в строительстве произошли серьезные количественные и качественные изменения, которые вместе с известными достижениями вызвали ряд трудностей в области управления, обеспечением ресурсами строительных объектов. Это связано с тем, что в традиционных системах управление производством и логистикой предприятия рассматриваются как изолированные элементы, что обуславливает возникновение существенных колебаний во всей логистической цепи. В тоже время необходимо отметить, что влияние макроэкономических и микроэкономических факторов требуют не только оптимизации основных элементов цепи поставок, но и необходимость обеспечения устойчивых взаимосвязей между звеньями логистической цепи и способности быстрого реагирования на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды строительной организации в рамках общих целей. Потребность в материалах, конструкциях и изделиях определяется индивидуальными особенностями строящихся объектов, технологией и организацией строительства. Закупка и поставка материалов должны осуществляться в строгом соответствии с технологическими требованиями и сводить к минимуму излишние складские запасы.

Современные тенденции организации снабжения строительства испытывают на себе, с одной стороны, влияние внутреннего стремления предприятий к автономности и независимости, а с другой - стремления к своевременному обеспечению строительного производства и достижения максимальной сопряженности выполнения логистических операций всеми участниками цепей поставок. Эти требования предопределяют необходимость поиска новых форм и способов интеграционного взаимодействия всех звеньев цепи поставок, что можно реализовать на базе логистического подхода.

Принципиальное отличие логистического подхода состоит в том, что объектом управления становится поток.

Под потоком в логистике понимают один или множество объектов, воспринимаемые как единое целое. Поток в определенные моменты времени может быть запасом материальных ресурсов, незавершенным производством или готовой продукцией.

Логистические потоки классифицируются по разным признакам, в том числе: по отношению к рассматриваемой системе; по степени непрерывности и изменчивости; по характеру перемещения объектов потока; по степени периодичности, сложности, управляемости и т.д.

Для строительных предприятий характерны следующие соотношения потоков: внутренние потоки превалируют над внешними, дискретные – над непрерывными, стохастические – над детерминированными, нестабильные – над стабильными, неравномерные – над равномерными, сложные – над простыми, управляемые – над неуправляемыми.

Любое предприятие, являясь основным звеном в рыночной экономике, характеризуется определенной двойственностью: оно и потребитель, и производитель. Продукция, производимая предприятием, поступает к потребителям, проходя определенный цикл, в ходе которого потребители генерируют спрос, а в ходе выполнения на предприятии производственных процессов используются различные ресурсы для выпуска продукции, удовлетворяющей этот спрос. Перемещением ресурсов в границах этого цикла занимается логистика.

Логистика отвечает за материальный поток, идущий от поставщика в строительную организацию, проходящий через определенные процессы внутри организации и затем уходящий к потребителям. Кроме того, логистика занимается также перемещением материальных ресурсов внутри самой организации, доставляя их от внутренних поставщиков к внутренним потребителям (рис.1).

Рассматривая общую схему материальных потоков при производстве строительной продукции, выделяют следующие логистические виды деятельности: закупка, транспортировка, прием и складирование материалов; управление запасами материальных ресурсов и комплектация материалов.

Совокупность логистических операций по перемещению материалов от источника сырья через производителя до потребителя готовой продукции представляет собой цепь поставок.

На практике строительные организации получают материально-технические ресурсы от множества поставщиков и передают свою продукцию разным потребителям, поэтому все материалы, пройдя по отдельным цепям поставок, сначала аккумулируются в строительной организации, проходят производственный цикл и в виде готовой продукции поступают потребителям.

Логистическая модель строительного объекта увязывает цепи поставок всех предприятий, участвующих в строительстве, в единый моделирующий комплекс, описывающий цепи поставок между этими предприятиями. Эта модель может быть представлена следующим образом:

где Q – общее количество процессов;

– поток ? для процесса q;

? – общее количество потоков;

W – общее количество элементов в снабженческо – производственно – сбытовой деятельности;

– j-й параметр описания потока ? для процесса q соответственно на входе и на выходе каждого элемента;

– оператор преобразования процессов и потоков в элементе w;

J – общее количество параметров описания потоков;

Формирование цепей поставок в строительстве включает два основных направления: оптимизацию элементов логистической цепи и обеспечение согласованного взаимодействия между звеньями цепи поставок.

загрузка...