Delist.ru

Оценка условий и эффективности работы боковых водоотводных канав автомобильных дорог (19.10.2009)

Автор: Ву Туан Ань

Извилистые каналы с медленным течением 0,0225 0,025 0,0275 0,030

Каналы в гравии с песком

0,020 0,025 0,027 0,030

Русла естественных рек:

• чистое извилистое ложе, слегка заросшее и с камнями 0,035 0,040 0,045 0,050

• участки рек с очень медленным течением: значительно заросшие и с глубокими промоинами 0,050 0,060 0,070 0,080

• очень сильно заросшие участки рек 0,075 0,100 0,125 0,150

В процессе выполнения данной работы (в 2009 г.) в литературе появилась информация об оценке влияния травы (зарастание травы) в гидромелиоративных канавах на их пропускную способность. Полученные гидромелиораторами данные полностью совпадают с полученными нашими результатами (табл. 6):

Таблица 6

Влияние зарастание канала на скорость течения воды и пропускную способность (натурные данные).

Состояние канала, период зарастания травой Наполнение канала водой Расход, м3/с Скорость течения, м/с Коэффициент гидравлической шероховатости дна и откосов

Чистое, начало роста травы (начало вегетационного периода) Нормальное

Минимальное 0,2

0,06 0,41

0,24 0,030

Заросшее травой, середина вегетационного периода Нормальное

Минимальное 0,1

0,033 0,20

0,13 0,068

После очистки (после окашивания и удаления травы) Нормальное

Минимальное 0,21

0,06 0,41

0,24 0,030

В период между очистками канала Нормальное

Минимальное 0,108

0,038 0,27

0,17 0,042

Наши исследования (табл. 4) показали, а натурные данные гидромелиораторов подтвердили, что чем меньше канавы (канал), тем больше влияния оказывает на его работу фактор зарастания растительностью.

Очистка канав (каналов) ведёт к полному восстановлению их работоспособности (пропускной способности, скорости течения, расчётных глубин потока).

В четвёртой главе диссертации описываются методики проведений натурных наблюдений на автомобильных дорогах Вьетнама. Решались 2 задачи: одна – установление фактических значений коэффициентов гидравлической шероховатости для кюветов в природных условиях Республики Вьетнам; другая – оценка осушающего воздействия кюветов по отношению к земляному полотну автомобильной дороги, другими словами – оценка того, насколько полезны кюветы с точки зрения сохранения прочности земляного полотна в случае беспрепятственного протекания воды по кюветам. Решить эти задачи можно проведением натурных наблюдений. Такие наблюдения проведены в дождевой сезон года, когда в кюветах формируется поток воды и следует ожидать наибольшей влажности грунта и, соответственно, наименьшей прочности земляного полотна автомобильных дорог.

Работы были проведены на автомобильных дорогах Ханой – Хоабинь и Хоабинь – Кимбой. Для наблюдений было выбрано 2 участка: один длиной 55м, второй – 45 м.

Участки одинаковы по основным характеристикам: земляное полотно расположено в небольшой полувыемке-полунасыпи, ширина проезжей части 7 м с покрытием из асфальтобетона, обочина шириной 1 м. Кювет имеет трапецеидальное поперечное сечение. Укрепление откосов, дна кювета и обочин – одерновкой.

Гидравлические исследования заключались в измерении геометрических параметров поперечных сечений кювета в 10 пунктах каждого опытного участка (до дождя), измерении глубины и ширины потока в этих же пунктах и скорости течения воды в кювете (во время дождя). Скорость измерялась с помощью поплавков.

Грунтовые исследования заключались в отборе проб грунта с обочины земляного полотна на удалении 0,5 и 1,0 м от бровки на глубине 0...50 см (т.е. с поверхности и через каждые 10 см по глубине). Пробы грунта отбирались до начала дождя, во время дождя (обычно через 1 - 2 часа после появления водного потока в кювете) и после дождя. В лаборатории материалов и сооружений Ханойского института транспорта и коммуникаций проводилась оценка влажности и плотности грунта.

, рассчитывались фактические значения коэффициента Шези С и далее подсчитывались значения коэффициента гидравлической шероховатости.

Коэффициент гидравлической шероховатости по Н.Н. Павловскому определен методом подбора (так как показатель степени y=f(n)).

В результате установлены фактические значения коэффициента гидравлической шероховатости, которые можно использовать в практических расчётах при проектировании кюветов на дорогах в Республике Вьетнам (табл. 7).

Таблица 7

Осреднённые значения коэффициента гидравлической шероховатости

участка По И.И. Агроскину По Маннингу По Н.Н. Павловскому По Базену

загрузка...