Оценка условий и эффективности работы боковых водоотводных канав автомобильных дорог (19.10.2009)
Автор: Ву Туан Ань
- цифры на кривых показывают значение относительной влажности земляного полотна в долях от границы текучести. - длительность стояния воды в кювете может быть от 2 – 3 месяцев. Специалисты – дорожники в ряде мест высказывают мысль – а надо ли вообще строить кюветы? На основании изложенного Целью настоящей работы является повышение эффективности работы боковых водоотводных канав на основе опыта их фактического содержания с целью обеспечения прочности и устойчивости земляного полотна автомобильных дорог в период эксплуатации дороги. Для достижения поставленной цели необходимо: Провести обследование автомобильных дорог с целью установления фактического состояния кюветов. Изучить природно-климатические характеристики территории Республики Вьетнам для оценки целесообразности строительства боковых водоотводных канав вдоль автомобильных дорог в условиях жаркого муссонного климата. Изучить влияние препятствий (загрязнений), находящихся в кюветах, на параметры протекающего по ним водного потока. Оценить влияние наличия текущего водного потока в кювете на влажность грунта земляного полотна. Разработать предложения по повышению эффективности работы боковых водоотводных канав с целью улучшения осушения грунта земляного полотна автомобильных дорог. В главе 2 проведён анализ природных условий, учитываемых при проектировании водоотводных сооружений автомобильных дорог. Цель анализа – оценить целесообразность строительства боковых водоотводных канав вдоль автомобильных дорог. Рассмотрен комплекс природных факторов, включающий рельеф территории Республики Вьетнам, атмосферные осадки (количество, частота выпадения), температура, ветры и интенсивность испарения, виды почво-грунтов. Установлено, что большая часть территории Республики Вьетнам расположена на возвышенностях (с высотой более 100 м над уровнем моря). Рельеф – пересечённый, на значительной части гористый. Между хребтами пролегают широкие долины. Уклоны на местности достаточно значительные, что обеспечивают надёжный естественный сток воды, выпадающей в виде осадков. Земляное полотно в большинстве случаев строится в нулевых отметках. Климат во Вьетнаме субэкваториальный, муссонный. Наивысшая температура наблюдаются в летние месяцы (до 30 – 350С в разных районах). Зимой средняя температура не опускается ниже +140С (на севере Республики Вьетнам в январе). В остальных районах – в центре и на юге Вьетнама – не ниже +200С. Муссонный климат характеризуется значительным количеством атмосферных осадков (дождей), выпадающих, в подавляющем количестве, в дождливые месяцы. Эти месяцы: на севере – май – сентябрь (количество осадков от 200 до 300 мм/месяц), в центре – сентябрь – ноябрь (количество осадков от 350 до 530 мм/месяц), на юге – осадки распределяются более равномерно в течение года – на 6...7 месяцев (рис. 5 и 6) и их количество меньше (180...280 мм/месяц) (продолжительность дождевого сезона: север – 4...5 месяцев, центр – 3...4 месяца, юг – 6...7 месяцев). Рис. 6. График изменения количества осадков в южных районах Во Вьетнаме господствуют два направления ветров: летом муссон юго-восточный, а зимой северо-восточный (табл. 1 и 2). Скорость ветра бывает достаточно высокая – средняя скорость ветров 2,8...4,1 м/с, но максимальная достигает 25 м/с (на юге) – 40 м/с (на севере). Таблица 1 Характеристика ветров в северных районах Республики Вьетнам. Направление ветра С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ Повторяемость, % 15,4 8,5 10 14,5 12 5 18,2 16,4 Таблица 2 Характеристика ветров в центральных районах Республики Вьетнам. Направление ветра С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ Повторяемость, % 14,6 13,1 14,8 11,7 9,6 15,4 4 16,8 Vср. ветра = (1,4...2,8) на севере, (2,7...3,7) в центре и (2,8...4,1) на юге. Такое сочетание распределения и количества дождей, температуры воздуха и ветров приводит к относительно небольшой интенсивности испарения воды как с открытой поверхности, так и с поверхности почво-грунтов. В северных районах интенсивность (а следовательно, и количество) испарения сохраняется примерно одинаковая в течение года (рис. 7) – от 60 до 93 мм/месяц (в августе выпадает осадков 320 мм, испарительная способность 59 мм). Рис. 7. График изменения количества испарения влаги в северных районах В центральных районах наблюдается пик испарения (150 мм/месяц в июне – июле), но время этого пика не совпадает с пиком осадков (август – сентябрь – октябрь – 380...530 мм/месяц). В месяцы пика осадков испарение достигает всего 76...62 мм). Аналогичная картина наблюдается на юге республики Вьетнам: максимум осадков (240...280 мм) наблюдается в июне – октябре, а максимум испарения в январе – марте (130...153 мм в месяце). Естественно это не способствует осушению земляного полотна автомобильных дорог. ?l?0???#? ?l?0???#? ?l?0???#? ?l?0???#? гор) не спасает положение, хотя известно, что в течение вегетационного периода (по данным РФ, где вегетационный период охватывает около 5 месяцев – май – сентябрь) испарение воды за счёт её транспирации растениями достаточно велико: Травы и культурные полевые растения ………… 230...250 мм Лиственный лес……………………………………... 200...300 мм Молодой лес и кустарники…………………………. 150...200 мм Хвойные деревья……………………………………. 100...150 мм Уменьшению испарения способствует и сохранение достаточно высокой влажности воздуха, которая достигает максимума (80...92%) как раз в месяцы с максимальным количеством осадков. Анализ геологического строения и грунтов на территории Республики Вьетнам показал, что в основном распространены глинистые, суглинистые и песчаные грунты. Анализ физико-механических свойств грунта из карьеров в районе города Шонтай (север Вьетнама), типичного для северной части Вьетнама, показал значительную зависимость плотности грунта от силы сцепления частиц, а угла внутреннего трения – параметров, не зависящих от плотности грунта. Таблица 3 |