Delist.ru

Методы и модели адаптивногго управления дорожностроительными работами (19.10.2009)

Автор: Гудков Егор Петрович

Условием оптимальности дополнительных затрат является минимум суммарных расходов С n,р и штрафов Сn,ш, достигаемых при Ропт.

Сп? = Сп,р + Сп,ш ? min, (14)

На четвёртом этапе рассматриваются меры, связанные с привлечением сил и средств вышестоящей инстанции, инвестора, местных органов власти, если на предыдущем этапе не удалось устранить рисковую ситуацию.

Пятый этап – привлечение средств сторонних источников, если с помощью предыдущих шагов проблема рисковой ситуации не была решена.

Теоретические положения диссертации были проверены на практике в ВТУ, при проведении занятий с курсантами и студентами, а также строительной организации (Объединение "ЭЛГАД") (глава 4 диссертации). Проверка подтвердила адекватность и работоспособность моделей и методик, позволила сформулировать общие выводы и рекомендации.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В диссертации решена научная задача, заключающаяся в разработке научно-методического аппарата организации адаптивного управления дорожно-строительными работами в условиях рисков.

В основу адаптивного управления положены вероятностные сетевые графики и экономико-математические модели регулирования производственных процессов в зависимости от соотношения фактического и директивного хода строительства, а также появления внезапно возникающих рисковых ситуаций. Для этого автором предлагаются вероятностные сетевые модели.

В отличие от традиционных детерминированных сетевых моделей предлагаемые модели позволяют не только выявить критические пути, но и разделять весь комплекс технологических процессов на работы критической зоны, не имеющие резервов; зоны резервов и промежуточной зоны. Наличие зоны резервов позволяет в случае необходимости перераспределять имеющиеся на этих работах ресурсы между критическими работами.

Автор предлагает не отказываться от традиционных календарных графиков, а использовать их в вероятностном исполнении совместно с сетевыми. При этом сетевые модели рекомендуются для комплексного описания строительного комплекса, а вероятностные календарные графики - для расчета сроков контроля за ходом работ и расчета допустимых границ отклонений фактических показателей строительства от их директивных значений.

В качестве принципиальных направлений преодоления рисковых ситуаций рекомендованы три варианта решений: снижение уровня риска (организация двухсменной работы, повышение производительности техники и личного состава, подготовка рабочих и управленческого персонала к работе в экстремальных условиях, включение в состав потока дополнительной техники и т.п.); сохранение уровня риска (компенсация ущерба за счёт включения специально создаваемых резервных фондов риска); передача риска другому субъекту (страхование; получение финансовых гарантий; другие договорные и юридические методы).

В главе 3 автором предложена методика оптимизации решений на преодоление рисковой ситуации, основанная на минимизации экономического риска от уплаты штрафов за несвоевременное завершение работ и вложения дополнительных затрат на досрочную сдачу объекта в эксплуатацию.

Реализация методики адаптивного управления дорожно-строительными работами требует создания соответствующей системы адаптивного управления производством дорожных работ. Предложенная автором система адаптивного управления представлена в третьем параграфе третьей главы. В ее состав рекомендуется включать в качестве управляющей подсистемы руководство дорожно-строительной организации (подрядчика), управляемой подсистемы – дорожно-строительные подразделения, а также элементы инфраструктуры ДСО. В отличие от существующей системы управления в системе управления, предлагаемой автором, включено специальное подразделение управления риском, обязанностями которого является решение вопросов прогнозирования, оценки рисковых ситуаций, выработки решений по устранению критических ситуаций.

Сетевые графики производства строительных работ требуют соответствующей подготовки инженерно-технического состава, а также применения ЭВТ для сокращения времени расчета сетевых моделей. Практика показала, что ознакомление персонала с основами сетевого планирования вполне доступно в рамках производственного обучения в самой строительной организации. В целях сокращения времени разработки сетевых моделей автор предлагает специальное программное обеспечение расчета сетевых графиков, приведенное в приложении к диссертации.

Апробация сетевых моделей на производстве показала, что некоторое увеличение трудоемкости разработки сетевых моделей по сравнению с линейными календарными графиками вполне окупается на стадии управления работами, а также преимуществами сетевого планирования, изложенными в предыдущем пункте практических рекомендаций.

Изложенные рекомендации можно рассматривать в качестве основы для разработки методического аппарата по управлению рисками в дорожно-строительных организациях на основе вероятностных сетевых моделей и математического моделирования. Эти рекомендации были апробированы на строительстве объектов, возводимых фирмой ООО «ЭЛГАД Мост», и подтвердили свою работоспособность и практическую пригодность. Однако для широкого внедрения сформулированных рекомендаций в практику дорожного строительства, по мнению автора, объем экспериментальной работы недостаточен и требуется продолжить проверку теоретических положений диссертации в дорожно-строительных организациях и на предприятиях.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

Гудков, Е.П. Исследования наиболее значимых факторов, влияющих на сроки строительства автомобильных дорог // НТС ВТУ: сборник, выпуск 10, Балашиха: ВТУ, 2005. - С. 64-66

Гудков, Е.П. Применение сетевых моделей дорожно-строительного производства в условиях рисков / Ю.А. Мальцев, И.Н. Захаренков // НТС ВТУ: сборник, выпуск 16, Балашиха: ВТУ, 2007. - 6 с.

Гудков, Е.П. Методика расчёта допустимых отклонений производственных показателей от директивных / Ю.А. Мальцев // НТС 26 ЦНИИ МО РФ: сборник, выпуск IV / 15, Балашиха: 26 ЦНИИ МО РФ, 2007. – С. 68-73

Гудков, Е.П. Модель адаптивного управления строительной организацией // НТС ВТУ: сборник, выпуск 15, Балашиха: ВТУ, 2007. – С. 50-56

Гудков, Е.П. Оптимизация конструктивных, технологических и организационных решений в деятельности ДСВФ Спецстроя России / В.В. Савицкий, Н.В. Атабеков // Материалы XXVII научной конференции – Балашиха: ВТУ, 2002. – 2 с.

Гудков, Е.П. Учёт влияния рисков на продолжительность выполнения дорожных работ // НТС ВТУ: сборник, выпуск 15, Балашиха: ВТУ, 2007. - С. 61-66

Гудков, Е.П. Метод оценки степени "напряжённости" графиков организации строительных работ // НТС ВТУ: сборник, выпуск 15, Балашиха: ВТУ, 2007. - С. 56-61

Гудков, Е.П. Применение сетевых моделей дорожно-строительного производства в условиях рисков // Вестник МГСУ: сборник, выпуск 4, Москва: МГСУ, 2009. - С.

Природные риски

Организационные риски

Производственные риски

Экономические риски

Политические риски

Техногенные риски

Риск природных пожаров

Ландшафтные риски

Метеорологи-ческие риски

Геологические риски

Геофизические риски

Гидрологическ-ие риски

Коммерческие риски

Финансовые риски

Инвестицион-ные риски

загрузка...