Delist.ru

Методы и модели адаптивногго управления дорожностроительными работами (19.10.2009)

Автор: Гудков Егор Петрович

1. Модель адаптивного управления строительным производством.

2. Методика регулирования производства с учетом влияния рисков.

3. Методика выработки и оптимизации решений на преодоле-ние последствий рисковых ситуаций.

4. Практические рекомендации по адаптивному управлению дорожно-строительными работами на основе вероятностных сетевых моделей.

Результаты научных исследований РЕАЛИЗОВАНЫ в ООО «ЭЛГАД Мост» при строительстве дорожной развязки на Ленинградском шоссе в г. Москве, и в управлении дорожного строительства №4 Спецстроя России на строительстве автомобильной дороги «Москва, Ростов». Положения, выносимые на защиту, ОПУБЛИКОВАНЫ в 7 научных работах общим объемом 1,95 печ.л., в том числе, в 1 работе, рекомендованной ВАК России. Они АПРОБИРОВАНЫ на научных конференциях и в учебном процессе в ВТУ при Спецстрое России; в 26 ЦНИИ МО РФ, в ООО «ЭЛГАД Мост».

Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Общий объем работы 473 страниц, в том числе, 150 страниц текста, 48 рисунков, 11 таблиц, 11 страниц списка литературы (138 наименований) и 276 страниц приложений (в отдельном томе).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность научной задачи, сформулированы цель и задачи исследования, дана общая характеристика работы с позиций ее соответствия требованиям к кандидатским диссертациям Положения о порядке присуждения ученых степеней. В главе 1 проведена классификация рисков в строительстве (рис. 1) и оценено их влияние на процессы управления. Рассмотрены особенности управления строительством в условиях плановой и рыночной экономики, дан сравнительный анализ систем управления строительством на объектах экономики. Отдельный параграф посвящен анализу состояния науки и практики

Рис. 1. Классификация рисков, предлагаемая в работе

в области планирования организации строительства в условиях возникновения рисков.

Проведен подробный анализ каждого из рисков, и сделан вывод о невозможности учета во всей их совокупности, поэтому необходимо выделить те риски, которые оказывают наиболее сильное влияние на строительное производство, и научиться их учитывать. Для этого потребовалось проанализировать систему управления дорожным строительством и на этой основе сделать выводы о мерах противодействия отрицательным воздействиям рисков на дорожно-строительное производство. Автором проведен сравнительный анализ системы управления дорожным строительством в СССР и в современных условиях. Было показано, что переход к рыночной экономике в корне изменил содержание управленческой деятельности при строительстве автомобильных дорог, обусловил ряд особенностей этой деятельности.

Во-первых, многие дороги, вместе с финансированием переданы субъектам Федерации, т.е. принадлежность дорог и источники финансирования различны. Существенно изменился порядок представления заказов на строительство.

Во-вторых, на дорогах “работают” организации и предприятия с различными формами собственности. Это увеличивает права строительных организаций, ослабляет их зависимость от вышестоящих организаций, включая министерства и ведомства. Но изменение форм собственности усложняет управление, поскольку появляется больше вариантов индивидуального проектирования организации работ, и происходит усиление зависимости проектов от системы рисков. Если в прежней централизованной системе управления строительством сбои в производстве компенсировало государственное регулирование, то теперь вся ответственность за качество и сроки выполнения работ ложится на строительную организацию. Поэтому особенную остроту в области управления дорожным строительством приобретает адаптация систем управления к условиям рынка строительной продукции.

В-третьих, наличие системы рисков обусловливает необходимость адаптивного планирования и управления, т.е. разработки таких планов и программ в строительстве, которые могли бы оперативно изменяться с учетом изменения условий, не затрагивая конечных целей заключенных договоров.

С переходом к рыночным отношениям существенно изменились организационно-правовые основы планирования. Теперь плановые задания формируются не в министерствах, а в строительных организациях. Министерства и ведомства в этом случае играют роль инвесторов, определяя лишь общие показатели плана.

Все это требует разработки адаптивного управления дорожно-строительными работами, которое невозможно без опоры на современное научное знание в области управления производством.

В главе был также проведен анализ состояния научно-методической базы в области исследования. Сделан вывод о том, что на сегодняшний день создана достаточно хорошая база планирования и управления производством в условиях рисков, однако полученные научно-методические разработки плохо внедряются в производственную сферу. В результате обозначилось противоречие между потребностями практики в области оптимального планирования и управления строительством и состоянием научно-методической базы в данной области научных знаний. Это в значительной степени связано с тем, что подавляющее большинство научных работ выполнено в период плановой экономики, когда требования к системе планирования и управления не были столь «жесткими».

Разрешению создавшегося противоречия посвящено настоящее диссертационное исследование, направленное на создание современной системы адаптивного планирования дорожно-строительных работ на основе сетевых моделей и применения ЭВМ.

Глава 2 посвящена разработке модели адаптивного управления производством дорожных работ в условиях системы рисков, рассмотренных в главе 1. Графическое представление модели дано на рис. 2.

Модель включает в себя три блока. Первый блок «Риски производства» предполагает оценивать влияние рисков на производственный процесс. В рамках этого блока решаются следующие задачи.

выявление (прогнозирование) видов рисков и характера их влияния на производственный процесс.

ранжирование рисков по степени опасности для производственно- финансовой деятельности строительной организации (чем сильнее воздействие риска на производственно-

Рис. 2. Графическая модель адаптивного управления производством дорожных работ

экономические показатели работы организации, тем выше будет его ранг).

Итогом реализации блока №1 модели должно быть выделение самых значимых рисков, способных вызвать наиболее сильное нарушение в технико-экономических показателях строительства. Здесь значимость рангов выстраивается по приоритетам с помощью выражения вида.

т.е. значимость первого риска выше, чем второго; риски № 2 и 3 равноценны и т.д. Результаты ранжирования рисков приведены в таблице.

Вид риска Характер влияние на показатели работы строительной организации Коэффициент ранга риска (Кр)

Природные Простои техники и рабочих.

Потери материальных ресурсов.

…………………………………………………. 0,4

Экономические Задержки заработной платы.

Штрафные санкции от несвоевременной оплаты услуг.

………………………………………………… 0,2

Производственные Простои техники.

Увеличение расхода материальных, технических и финансовых ресурсов.

…………………………………………………. 0,1

Организационные Простои.

Перерасход материальных и финансовых средств.

Срыв сроков сдачи объекта и.т.д.

………………………………………………… 0,05

Страницы: 1  2  3  4  5  6