Delist.ru

Методы и модели адаптивногго управления дорожностроительными работами (19.10.2009)

Автор: Гудков Егор Петрович

ГУДКОВ Егор Петрович

МЕТОДЫ И МОДЕЛИ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ

05.23.11 – «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей»;

05.02.22 – «Организация производства (строительство)»

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре Экономики строительства Военно-технического университета при Спецстрое России

Научный руководитель заслуженный работник высшей школы, доктор военных наук, профессор МАЛЬЦЕВ Юрий Анатольевич

Официальные оппоненты доктор технических наук, профессор ИСАЕВ Виктор Васильевич,

доктор технических наук, профессор: Кретов Валерий Андреевич

Ведущая организация Автомобильно-дорожный институт Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Защита состоится « 19 » ноября 2009 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.126.02 ВАК РФ при МАДИ (ГТУ) по адресу: 125319, г.Москва, А-319, Ленинградский просп. , 64, ауд. 42.

Телефон для справок (495) 155-93-24.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ (ГТУ).

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные печатью, просим направлять в адрес диссертационного совета. Копию отзыва просим присылать на e-mail: uchsovet@madi.ru

Автореферат разослан «19 » октября 2009г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

канд. техн. наук, проф. Н.В. Борисюк

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ. Дорожное строительство всегда расценивалось как наиболее динамичная отрасль строительного комплекса страны, подверженная сильному влиянию погодно - климатических, организационных, экономических и других факторов, нарушающих ритмичность производства, создающих неизбежность простоев и потенциальную угрозу несвоевременного завершения строительства. Это обстоятельство требовало принятия соответствующих мер по исключению (или максимальному ослаблению) негативного воздействия указанных факторов на конечные результаты дорожно-строительного производства. В конце 90-х годов XX века начала формироваться так называемая теория рисков, призванная разрабатывать системы защиты строительных организаций и технологических процессов от опасного влияния рисков.

Актуальность таких исследований существенно возросла с переходом экономики России к рыночным отношениям. В условиях рынка строительные организации вынуждены постоянно работать в предвидении инвестиционных, финансовых, снабженческих, организационных и других рисков. Чтобы предприятие работало ритмично, необходимо постоянно выявлять эти риски, минимизировать убытки в стремлении к получению максимальной прибыли. Работа в условиях рисков требует создания системы адаптивного управления, позволяющей приспосабливаться к конкретным производственным условиям за счет применения гибких технологий, внесения изменений в организационную структуру предприятия, смены недобросовестных партнеров на строительном рынке и т.п. Научно методическая база организации адаптивного управления в дорожно-строительном производстве на сегодняшний день находится в стадии становления. Данная диссертационная работа посвящена созданию системы адаптивного управления производством дорожных работ в условиях рынка строительной продукции под влиянием системы рисков различной природы. Основу такой системы составляют адаптивные вероятностные сетевые модели.

Применяемые в настоящее время сетевые модели строятся в детерминированной постановке, без увязки с прогнозированием рисков, оценкой их влияния на производство в ближайшей и дальнейшей перспективе, выработкой решений на преодоление рисковых ситуаций. Разработка такой системы адаптивного управления дорожно-строительным производством в условиях рисков на основе вероятностных сетевых моделей и современных информационных технологий составила содержание диссертационной работы, что определило ее научную и практическую актуальность. В диссертации решена задача разработки моделей и методик адаптивного управления дорожно-строительными работами в условиях рисков.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является управление производством дорожно-строительных работ в условиях рыночных экономических отношений под влиянием рисков различной природы.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ составляет научно-методическая база адаптивного планирования и управления дорожно-строительными работами.

ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ является разработка моделей и методик адаптивного управления дорожно-строительными работами в условиях рисков.

Достижение этой цели потребовало решения следующих ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Проанализировать состояние науки и практики в области исследования.

2. Разработать модель адаптивного управления производством дорожных работ.

3. Дать уточненную методику выявления и оценки рисков, оказывающих наибольшее влияние на процесс строительства автомобильной дороги.

4. Разработать методику регулирования производства с учетом влияния рисков.

5. Создать методику выработки и оптимизации решений на преодоление последствий рисковых ситуаций.

6. Дать практические рекомендации по организации управления производством дорожно-строительных работ в условиях рисков.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в предлагаемых автором модели адаптивного управления производством дорожных работ, методиках выявления и оценки рисков, а также регулирования производства с учетом влияния этих рисков на строительство дороги; методики оптимизации решений на преодоление рисковых ситуаций.

Указанные научные результаты получены лично автором и могут расцениваться как его вклад в дорожную науку.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ определяется практическими рекомендациями по организации управления производством дорожно-строительных работ в условиях рисков. Практическую значимость имеют также проверенные на производстве методики планирования дорожно-строительных работ и управления ими в условиях рисков с применением вероятностных сетевых моделей.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ВЫВОДОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ подтверждается использованием апробированных классических методов проведения научных исследований (теории вероятностей и математической статистики, теории графов и матриц, теории систем, системно-целевого подхода к организации управления производством). Она подтверждается также хорошей сходимостью теоретических результатов с результатами их экспериментальной проверки на производстве; использованием реальной информационной базы дорожного строительства при выполнении теоретического и экспериментального исследований.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ.

загрузка...