Delist.ru

Разработка методики оценки моющих свойств автомобильных бензинов (19.09.2008)

Автор: Извеков Денис Викторович

11 %масс № 2

этанол, 7,8 %масс № 3

N-метил-анилин, 1,3 %масс № 4

марганец-содержа-щая присадка,

18 мгMn/л № 5

опытная присадка, 0,4 %масс № 6 № 7 № 8

моющая присадка,

0,03 %масс

Степень загрязнения карбюратора, балл 7,08 7,11 7,40 7,20 7,82 5,71 7,08 7,18 7,27 9,08 9,22

Отложения на впускных клапанах, мг/клапан 160 142 152 151 78 85 101 114 21 1,1 2,7 1,8

Отложения в камере сгорания, мг/двигатель 673 698 688 686 996 874 1113 1028 2589 1375 1414 1449

На основе результатов испытаний разработаны рекомендации по составу современных бензинов:

В составе бензинов желательно отсутствие компонентов, приводящих к увеличению загрязнения деталей двигателя в процессе эксплуатации.

Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) в концентрации до 11 %масс может рассматриваться как перспективный компонент автомобильных бензинов для новой техники, способствующий уменьшению загрязнения деталей двигателей и улучшению экологических свойств бензинов за счет наличия в МТБЭ молекул кислорода.

Этанол в концентрации до 7,8 %масс следует рассматривать как перспективную добавку к автомобильным бензинам при доработке их рецептуры в направлении уменьшения степени загрязнения карбюратора и сохранения других эксплуатационных показателей на уровне товарных бензинов.

Моющие присадки следует рассматривать как способ улучшения экологических показателей автомобильных бензинов, так как их применение является эффективной мерой предотвращения образования отложений на деталях двигателей.

N-метиланилин в концентрации до 1,3 %масс и марганецсодержащая присадка в концентрации 18 мгMn/л могут рассматриваться как временная мера по расширению ресурсов высокооктановых компонентов на период освоения производства бензинов на углеводородной основе для техники с ужесточенными требованиями по экологическим показателям.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

На основании теоретических и экспериментальных исследований процесса образования и накопления отложений на деталях двигателя и влияния на него различных факторов (частичная рециркуляция, обогащение смеси, температура воздуха на входе и др.) выбраны и обоснованы режимы испытаний для оценки моющих свойств бензинов.

Для реализации выбранных режимов испытаний сконструирована экспериментальная установка для проведения испытаний, разработана последовательность действий при проведении испытаний по методике и оценке результатов испытаний.

Для оценки дифференцирующей способности методики и установления диапазона контролируемых показателей проведены испытания автомобильных бензинов различного компонентного состава, с различными добавками и присадками. Воспроизводимость методики и возможность дифференцирования бензинов по их моющей способности находится на высоком уровне.

Разработанная методика оценки моющих свойств автомобильных бензинов на двигателе ВАЗ-11113 обеспечивает качественную и количественную оценку автомобильных бензинов.

Разработаны требования к моющим свойствам автомобильных бензинов и даны рекомендации по составу современных автомобильных бензинов, способствующему повышению эксплуатационной надежности двигателей.

Дальнейшее развитие исследований целесообразно проводить в направлении разработки методики оценки склонности автомобильных бензинов к закоксовыванию распылителей форсунок на двигателе с распределенным впрыском бензина.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Разработка метода оценки склонности автомобильных бензинов к образованию отложений в карбюраторе, на впускных клапанах и в камере сгорания двигателей. / Соколов В.В., Извеков Д.В. Сборник трудов III Международной научно-практической конференции «Новые топлива с присадками», г.Санкт-Петербург, Научный Центр РАН 2004 – с. 51-54.

Методика оценки склонности автомобильных бензинов к образованию отложений в карбюраторе, на впускных клапанах и в камере сгорания двигателей. / Сборник трудов МАДИ (ГТУ) 2005.

Требования к качеству моторных топлив в свете принятия Специального технического регламента. / Сборник трудов 50-ой Международной научно-технической конференции «Автомобиль и окружающая среда», автополигон НИИЦИАМТ 2005 – с. 31-37.

Требования к качеству моторных топлив для современной и перспективной автомобильной техники. / Соколов В.В., Извеков Д.В. «Автотранспортное предприятие» № 4 2007 – с. 47-51.

Современные требования к качеству моторного топлива и развитие автопарка. / Соколов В.В., Извеков Д.В. Каталог «Независимый сектор нефтяного рынка – производство нефтепродуктов», Москва – с. 121-129.

Крутящий момент, Нм

Количество отложений, мг/двигатель

Рис.1. Влияние изменения нагрузочного режима работы двигателя на образование отложений в камере сгорания (3 часа испытаний):

1 – n = 900мин-1; 2 – n = 1950 мин-1; 3 – n = 3000 мин-1

СН без рециркуляции ОГ и обогащения

СН без рециркуляции ОГ, с обогащением

СН по методике

Расход картерных газов (Gк.г.)

Расход рециркуляционных газов (Gрец.)

СО без рециркуляции ОГ и обогащения

загрузка...