Delist.ru

Институциональные основы развития социального партнерства в регионе (19.09.2007)

Автор: Хаванова Наталья Владимировна

Рис.6. Взаимосвязи в системе показателей, обусловливающих развитие социального партнерства в регионе и экономический рост

В состав экспертов вошли три группы:

представители администрации региона;

представители профсоюзных организаций предприятий;

группа руководителей предприятий.

В качестве представителей администрации региона для проведения экспертизы были привлечены сотрудники комитетов и министерств Правительства Московской области. Экспертиза проводилась на условиях анонимности экспертов.

Были получены экспертные оценки, определены значения коэффициентов согласия и несогласия, рассчитанные при различных порогах соответствия. Затем было осуществлено исследование множества альтернатив. Анализ проводился по четырем значениям коэффициентов согласия и несогласия с шагом 0,1, начиная со значения оценок 0,9.

Проведенный анализ выявил рассогласование в восприятии значимости факторов социального партнерства между представителями профсоюзов, руководителями предприятий и представителями администрации региона. Наиболее серьезное рассогласование наблюдается между представителями администрации и двумя другими участниками процесса социального партнерства. Так, работники администрации из предъявленного к экспертизе перечня, насчитывающего 10 показателей, установили отношения доминирования только в отношении пяти, причем их мнение существенно отличается от мнения экспертов – руководителей предприятий и представителей профсоюзов.

8. В диссертации разработаны концептуальные подходы к развитию социального партнерства как элемента региональной социально-экономической политики; предложены методические принципы создания системы управления социальным партнерством в регионе; разработаны предложения по развитию отдельных институтов социального партнерства.

Социальное партнерство представляет собой действенный и апробированный в мировой практике экономического развития механизм разрешения конфликтов и обеспечения условий экономического роста в регионе. Следовательно, важной задачей, определяющей успешность наращивания темпов экономического развития региона, становится создание системы управления развитием социального партнерства на основе долгосрочных связей и институтов.

Разработка проектируемой системы должна базироваться на следующих принципах.

1. Принцип непротиворечивости общенациональным целям. К настоящему времени региональная политика в области развития социального партнерства в стратегических документах, определяющих направления и пропорции регионального развития, в явном виде не представлена. Однако имеющиеся правовые нормы, представленные в «Основных положениях региональной политики РФ» и Конституции РФ, связанные с социальными стандартами и социальной защитой, необходимы и достаточны для создания и развития систем социального партнерства на региональном уровне.

2. Принцип постоянного наблюдения за формированием и развертыванием противоречий развития социального партнерства. Социальное партнерство, рассматриваемое как непрерывный процесс регулирования возникновения, развития и разрешения противоречий между его участниками, предполагает непрерывный контроль за наличием, состоянием и остротой данных противоречий.

3. Принцип непрерывности взаимодействий. Непрерывное взаимодействие участников системы социального партнерства позволит если не устранить негативное влияние различного вида нестабильностей на положение наемных работников и динамику экономического роста в регионе, то значительно смягчить возможные последствия. Принцип непрерывности взаимодействий является основой возникновения синергетического эффекта.

4. Принцип выравнивания уровней социально-экономического развития регионов. В новых условиях требуется смена установки «выравнивания» уровня социально-экономического развития регионов на их «сближение» при движении к возможному максимуму.

5. Принцип прогрессивного развития. Социальное партнерство должно способствовать становлению и функционированию экономики, целью которой является производство здорового, образованного, духовно развитого, имеющего достойное материальное обеспечение человека, участвующего в реализации этой цели через выполнение экономических функций (потребителя, собственника, работника, управляющего, инвестора и т.п.).

Становление социального партнерства и развитие социальной ответственности бизнеса должно являться комплексным направлением региональной политики. Содержанием данных процессов становится по преимуществу взаимодействие социально-экономических институтов, участвующих в процессе согласования интересов наемных работников, органов государственного управления и работодателей.

Усиление социальной ответственности бизнеса возможно только при повышении ответственности институтов государства перед обществом на разных уровнях. Остро стоит вопрос об ответственности за последствия снижения ставки единого социального налога в расчете на легализацию теневого бизнеса. Требуется восстановление ее размера в расчете на создание финансовой базы повышения трудовой пенсии и до 50% уровня средней заработной платы вместо четверти в настоящее время. Должна быть повышена ответственность институтов государства за снижение высокой (до 30%) доли теневого бизнеса. Многие работники, получающие заработную плату в конверте, социально не защищены даже по минимуму.

Мерами повышения социальной и инвестиционной ответственности институтов государства должно стать внесение изменений в бюджетное законодательство (в систему бюджетного федерализма) в целях обеспечения обязательности горизонтальных социальных и экологических межбюджетных трансфертов, подлежащих использованию для финансирования социальных мероприятий. При этом бюджет, получающий доходы от использования привлеченной рабочей силы, должен предоставлять часть бюджетных ресурсов, финансирующих социальные услуги занятых «на стороне».

В диссертации обоснована целесообразность развития некоторых институтов социального партнерства.

1. Институты управления экологическим риском. До настоящего времени экологическое страхование остается в тени, хотя проблемы загрязнения окружающей среды в долгосрочной перспективе представляют собой весьма значительную угрозу.

2. Налоговая система. Ее стимулирующая функция связана с предоставлением льгот социально ответственному бизнесу. Кроме того, она дает возможность контроля за расходованием благотворительных средств.

3. Институты корпоративного поведения, облеченные в форму этических кодексов (или кодексов корпоративного поведения) и этических индексов, задача которых состоит в обеспечении взаимного доверия между субъектами рыночных отношений: между фирмами и домашними хозяйствами.

4. Институты мониторинга. Функция институтов мониторинга заключается в постоянном контроле за различными аспектами деятельности предприятия.

5. Институты благотворительности, рассматриваемые как особого рода механизмы поддержки интеллектуальных ресурсов, а также развития духовного потенциала страны. В российских условиях они все еще остаются слаборазвитыми.

Бюджетный федерализм создает основу стабильности, как политической, так и социально-экономической. Социально-экономическая стратегия федерального центра призвана обеспечить стабильность в государстве, а это значит, что региональная политика должна строиться на согласовании интересов Центра и регионов, поиска взаимоприемлемых решений. В связи с этим следует содействовать развитию социального партнерства с целью усиления факторов, способствующих экономическому росту региона.

Формы и степень участия бюджетов различных уровней в решении вопросов, относящихся к сфере социального партнерства, зависят от достигнутого уровня развития экономики региона.

Анализ работ исследователей по проблемам преодоления асимметрии регионального развития позволил предложить вариант распределения бюджетных усилий и вкладов корпораций в решение социальных проблем в зависимости от типа региона. Фундаментом региональной социально-экономической политики развития социального партнерства могут служить различные формы корпоративной социальной ответственности (КСО), через которые осуществляется социальный диалог и взаимодействие бизнеса, общества и государства.

Современные компании все шире используют новые формы социального партнерства. Успешные корпоративные социальные и экологические программы укрепляют стабильность, доверие к компании, снижают репутационные риски, а следовательно, привлекательны для инвесторов. Показатели такой деятельности корпораций, ее социальная эффективность находят отражение в соответствующих формах нефинансовой, социальной отчетности. В ней демонстрируются устойчивое развитие компании, ее миссия и роль в обществе, объемы социальных инвестиций, их качество и влияние на окружающую среду.

Как следует из результатов анализа нефинансовых отчетов, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей в начале 2006 г., развитие корпоративной социальной ответственности как основы региональной политики социальной ответственности в Российской Федерации успешно развивается. Так, в России, по данным экспертных оценок, объем социальных инвестиций на одного работника составил 28,33 тыс. руб., достигая 70,7-96,4 тыс. руб. на одного работника по отдельным отраслям (черная металлургия, химическая промышленность и транспорт). При этом эксперты, оценивая динамику, ожидают дальнейший рост этого показателя в ближайшие годы. Это обеспечивает увеличение корпоративных социальных программ, а именно затрат на дополнительное пенсионное страхование, медицинское и социальное обеспечение, дополнительные социальные гарантии работникам и членам их семей, благотворительные программы, филантропию, спонсирование культурных и спортивных мероприятий, поддержку местных сообществ, развитие «территорий и регионов присутствия» компаний.

По данным Госкомстата, сумма средств, фактически израсходованных организациями по коллективным договорам в 2006 г., составила более 134,114 млрд. руб. Это объем ресурсов, которые работники и члены их семей получили сверх законодательно установленного минимума в виде дополнительных отпусков, льготного питания, включая школьное питание детей сотрудников, санаторно-курортного лечения, дополнительного медицинского и пенсионного обеспечения, материальной помощи.

Таким образом, назрела настоятельная необходимость разработки государственной политики социальной ответственности и национальных стандартов добровольной корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития.

9. В диссертации разработан механизм формирования унифицированной системы мониторинга развития корпоративной социальной ответственности, предполагающий: разработку методологической базы сравнения вкладов компаний в развитие общества; разработку унифицированной системы отчетности о социальной ответственности; обоснование уровня социальной ответственности бизнеса.

По мнению автора, динамика социального партнерства должна быть одним из объектов мониторинга, осуществляемого структурным подразделением органов управления регионом, что позволит обеспечить стратегическую ориентацию на повышение уровня социально-экономического развития региона.

Для оценки факторов системы социального партнерства, определяющих экономический рост региона, был выбран перечень показателей, которые должны являться объектом мониторинга в системе социального партнерства, в соответствии с Генеральным соглашением между российскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005-2007 гг. Этот перечень на содержательном уровне совпадает с показателями социального блока экономического развития регионов, рекомендуемого исследователями-теоретиками. Следует отметить, что существует опасность того, что правительства тех или иных стран или администрации тех или иных регионов под видом корпоративной социальной ответственности могут переложить бремя социальной ответственности с государства (администрации регионов) на корпорации. Решить эту проблему может аудированная социальная отчетность.

В диссертации предложены методические принципы по организации унифицированной системы мониторинга развития корпоративной социальной ответственности в регионе:

1. Соответствие государственной и региональной социально-экономической политики предусматривает использование согласованной участниками социального партнерства системы индикаторов (показателей), формирующих экономический рост региона.

2. Принцип обеспечения экологической устойчивости региона предполагает, что бизнес должен предпринимать инициативы по поощрению большей экологической ответственности, разработке и распространению экологически чистых (безопасных) технологий.

3. Обязательность и срочность предоставления отчетности предполагает, что корпорации, позиционирующие себя как социально ответственные компании, добровольно принимают на себя обязанность в определенные РТК сроки предоставлять отчетность по установленным формам.

4. Прозрачность формирования отчетности означает открытость внутренней отчетности корпораций по установленному перечню показателей.

загрузка...