Delist.ru

Институциональные основы развития социального партнерства в регионе (19.09.2007)

Автор: Хаванова Наталья Владимировна

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы институционального подхода к развитию социального партнерства в регионе

1.1. Эволюция социального партнерства как фактора развития рынка труда

1.2. Объектно-процессный подход к интерпретации категории «социальное партнерство»

1.3. Институциональные основы социального партнерства как направление региональной социально-экономической политики

1.4. Развитие институтов социального партнерства в России и формы его реализации в региональной социально-экономической политике

Выводы по главе 1

Глава 2. Концептуальные основы влияния социального партнерства на экономический рост региона

2.1. Отношения собственности как фундаментальный институт функционирования и развития экономики

2.2. Социально-трудовые отношения в системе индивидуальной защиты прав собственности

2.3. Роль социального партнерства в стабилизации отношений собственности и обеспечении экономического роста региона

Выводы по главе 2

Глава 3. Методологические основы исследования влияния развития социального партнерства на экономический рост региона

3.1. Социально-трудовые аспекты экономического роста

3.2. Методические рекомендации по определению взаимосвязей факторов экономического роста региона и развития социального партнерства

3.3. Эконометрический анализ влияния развития социального партнерства на региональный экономический рост

3.4. Экспертная оценка взаимосвязей экономического роста и социального партнерства в регионе

Выводы по главе 3

Глава 4. Научно-методические рекомендации по развитию социального партнерства как элемента региональной социально-экономической политики

4.1. Значение социально-трудовых отношений и социальной ответственности бизнеса в региональной экономической политике

4.2. Стратегические направления развития социального партнерства в стабильной экономике

4.3. Моделирование взаимосвязей между бюджетным федерализмом, региональной экономической политикой и социальным партнерством

4.4. Практические рекомендации по организации унифицированной системы мониторинга развития корпоративной социальной ответственности в регионе

Выводы по главе 4

Заключение

Библиографический список

Приложения

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Рынок труда, как система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей и продажей, является составной частью структуры рыночной экономики и функционирует наряду с другими рынками: товарным, финансовым и т.д. При этом купля-продажа труда неотделима от человека и осуществляется под влиянием взаимодействия интересов работодателей, наемных работников и государства, которые являются основными участниками рынка труда.

Современный уровень развития рынка труда характеризуется высокой степенью интегрированности в мировой рынок, что обусловлено, в первую очередь, нарастающими процессами глобализации экономики. Труд, являясь ключевым фактором производства, существенным образом определяет конкурентоспособность национальных экономик, обеспечивает экономический рост и социальное благополучие населения страны. Развитие социального партнерства, предполагающего социальную ответственность бизнеса, способствует эффективному выполнению этой функции.

Целью развития социального партнерства как сложного многоэлементного социально-экономического института является эволюционное развитие общества на основе стабильного экономического роста.

Социальное партнерство является специфическим феноменом развитой рыночной экономики, содержание которого отнюдь не исчерпывается регулированием социально-трудовых отношений. Социальное партнерство является вынужденной реакцией капитала на исчерпание возможностей экстенсивного наращивания потребляемой в производстве рабочей силы.

В основе социального партнерства лежат теоретические представления о социальном капитале Дж. Коулмена, согласно которым социальный капитал представляет собой ресурсы, присущие функционально-специфическим социальным отношениям, в которые вовлечены индивиды.

До настоящего времени экономическая наука не выработала единого определения понятия «социальное партнерство». Анализ предлагаемых исследователями дефиниций позволяет установить, во-первых, многообразие мнений относительно сфер действия отношений социального партнерства – от социально-трудовых на макро-, мезо- и микроуровне до политических; во-вторых – отсутствие связи в них с фундаментальными институтами рыночной экономики, обеспечивающими стабильность и экономический рост.

Под социальным партнерством, по существу, понимают два содержательно близких явления, которые тем не менее различны по своему участию в регулировании социально-трудовых отношений:

социальное партнерство как элемент сферы социально-трудовых отношений;

социальное партнерство как элемент социальной ответственности бизнеса.

Анализ зарубежного опыта показал, что доктрина социального рыночного хозяйства, включающая социальное партнерство, стала базой интеграционных процессов в Европе. Необходимость существования социальной ответственности зафиксирована в ЕС, имеющем свое социальное законодательство на наднациональном и государственном уровнях; развивается система корпоративной социальной ответственности.

Данные тенденции характерны не только для ЕС в целом, но и для отдельных стран. Так, например, в Великобритании в марте 2001 г. создано Министерство по социальной ответственности в корпоративном секторе, а также приступила к работе межпарламентская группа для координации деятельности по развитию корпоративной социальной ответственности с помощью правительства.

В Дании Министерство по социальным вопросам разработало специальный социальный индекс (со шкалой от 0 до 100 баллов) для измерения степени социальной ответственности компании. Европейская комиссия подготовила сообщение о совершенствовании социальных и трудовых стандартов и введении социальной ответственности интегрированного менеджмента в контексте глобализации.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13