Delist.ru

Развитие социально-педагогической функции вуза в изменяющихся экономических условиях (19.09.2007)

Автор: Пачикова Людмила Петровна

? совершенствование организации и технологий учебного процесса, развитие инфраструктуры научно-образовательной деятельности, оптимальной для достижения стратегических целей университета.

Инновационное развитие предполагает превращение существующих ресурсов и интеллектуального потенциала университета в его рыночные конкурентные преимущества.

Одним из основных направлений реализации рыночно-ориентированной модели является конкурентное ценообразование. Цена образовательной или научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы должна покрыть расходы, решить социальные задачи, обеспечить средствами мотивационную роль труда. Основная функция цены заключается в сбалансировании спроса и предложения, системном перераспределении ресурсов общества в отрасль образования, в частности профессионального, стимулировании вузов к расширению предлагаемых образовательных программ и сопоставлении возможностей вузов в рыночных условиях.

В исследовании представлены новые подходы к мотивации субъектов образовательного процесса в реализации социально-педагогической функции вуза.

Успешная кадровая политика вуза предполагает осуществление следующих мер:

? разработку системы показателей, обеспечивающих мотивацию персонала к продуктивно-творческой деятельности, стабильность кадров и привлекательность университета для высококвалифицированных специалистов;

? осуществление руководителями учебно-научных подразделений мер по повышению научной квалификации работников;

? создание условий для привлечения в аспирантуру наиболее одаренных студентов с целью последующего их закрепления на кафедрах университета;

? совершенствование системы управления и организационной структуры университета.

С этой целью разработаны мотивационные пакеты, основной задачей которых является достижение стратегических целей вуза.

Для управления внебюджетными источниками созданы положения о внебюджетной деятельности вуза и о стимулировании труда ректора, проректоров, директоров институтов, представительств, филиалов, согласно которым часть заработной платы и назначаемые или неназначаемые надбавки зависят от суммарных доходов от образовательной деятельности.

Существенное влияние оказывают стимулирующие надбавки к заработной плате заведующих кафедрами, назначаемые или не назначаемые сроком на один квартал, которые ставят уровень оплаты труда в зависимость от объема учебной нагрузки на кафедре и от количества дисциплин, преподаваемых сотрудниками кафедры.

Одним из примеров обеспечения экономической защиты работников при достижении ими пенсионного возраста является учреждение негосударственного пенсионного фонда «Образование».

Особый вид стимулирования разработан в РГППУ для руководителей научной работы студентов и аспирантов. При защите диссертационной работы руководитель получает существенную разовую надбавку к заработной плате; если студенческая работа получает высокую конкурсную оценку, то руководитель премируется определенной денежной суммой.

В заключении диссертации приводятся основные выводы и рассматриваются дальнейшие перспективы исследования:

1. Конкретизировано содержание понятия «социально-педагогическая функция профессионального образования» как интегративной экономико-педагогической категории, отражающей новые обучающие и воспитывающие воздействия профессионального образования на человека, адаптирующие его к изменяющимся условиям социума и позволяющие ему реализовать свой личностный потенциал в обществе.

2. Показано, что переходной формой сохранения и развития социально-педагогической функции профессионального образования в условиях сокращения собираемости налогов и, как следствие, недофинансирования государственного заказа на профессиональную подготовку кадров являются платные образовательные услуги.

3. Установлено, что с развитием новых экономических отношений в российском обществе возникает необходимость формирования новой системы ценностей, которые позволят человеку в более полной мере реализовать свои возможности и при этом проявлять уважение к достижениям окружающих и толерантность к их культуре, ценностям, психологическим особенностям.

4. Обоснован тезис о том, что одна из составляющих социально-педагогической функции профессионального образования заключается в подготовке специалистов к инновационному проектированию, которое представляет собой процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого изменения объекта, состояния сферы, среды за счет внедрения новшества, новации.

5. Аргументировано положение о том, что процесс создания инновационного пространства российского общества будет более эффективным, когда инновационное проектирование станет одной из компетенций, приобретаемых в ходе профессиональной подготовки.

6. Показано, что формирование предпринимательской культуры, определяющей содержание социального, производственного, профессионального опыта и превращение этого опыта в достояние личности, является важным компонентом профессионального образования и направленно организованной деятельностью. Для освоения специалистом новой предпринимательской культуры необходимо в условиях профессионального образования проектировать образовательную среду, адекватную требованиям современного рынка образовательных услуг и рынка труда.

7. Аргументировано, что основу финансово-экономического механизма реализации социально-педагогической функции профессионального образования составляют:

? управляющая и управляемая подсистемы;

? методы и методики ценообразования, действующие при разработке цен для внутренней и внешней среды;

? критерии качества при изменении мотивационных и стимулирующих положений научно-педагогической деятельности;

? механизмы мотивации в организации высшего профессионального образования.

8. Показано, что реализация социально-педагогической функции профессионального образования становится эффективной при использовании разработанной в исследовании рыночно-ориентированной модели взаимодействия государства, рынка труда (работодателя) и рынка образовательных услуг (вуза).

9. Определено, что автономия в принятии образовательных, управленческих и экономических решений является одним из условий успешного стратегического управления реализацией социально-педагогической функции вуза.

10. Установлено, что стратегическое управление вузом, выражающееся в создании структур и механизмов на основе инновационного развития и предполагающее преобразование существующих ресурсов и интеллектуального потенциала в рыночные конкурентные преимущества, при тиражировании в отрасли профессионального образования позволит реализовать социально-педагогическую функцию, способствующую формированию новых экономических ценностей в обществе.

11. Показано, что мотивационными условиями обновления социально-педагогической функции профессионального образования являются:

? приобщение работников к новой экономической культуре;

? усвоение субъектами образования предпринимательского стиля внешних отношений;

? создание мотивационной среды через материальное вознаграждение;

? ориентация на развитие возможностей использования информационных, научных, экономических, инновационных ресурсов каждого субъекта образовательного процесса через установление различного рода экономических взаимосвязей с внешней средой посредством развития персональной предпринимательской активности.

Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора.

Монографии, учебные пособия

1. Пачикова, Л. П. Методические рекомендации о хозрасчете высшего учебного заведения: метод. рекомендации и справочно-информационные материалы [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Пачикова, Ф. Д. Рейдерман. – Свердловск : Центр экон. содействия, 1990. – 175 с.

2. Пачикова, Л. П. Малый бизнес в России: анализ состояния и региональные особенности [Текст] / Л. П. Пачикова, С. В. Силкин, Н. В. Силкина. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. – 150 с.

3. Пачикова, Л. П. Современный российский рынок ценных бумаг [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Пачикова, С. В. Силкин, Н. В. Силкина. – Новосибирск : Учеб.-метод. объединение высш. и сред. проф. учеб. заведений РФ по проф.-пед. образованию, 1999. – 159 с.

4. Пачикова, Л. П. Управление научно-инновационным потенциалом: региональный аспект [Текст] / Л. П. Пачикова, С. В. Силкин. – Екатеринбург : Изд-во УрО РАН, 2003. – 233 с.

загрузка...