Delist.ru

Развитие социально-педагогической функции вуза в изменяющихся экономических условиях (19.09.2007)

Автор: Пачикова Людмила Петровна

? формирование финансово-экономического механизма, целенаправленно воздействующего на создание благоприятных условий для развития вуза;

? определение оптимальных методов ценообразования: цены образовательной услуги, рабочего места, внутривузовской передачи результата деятельности;

? выявление источников оценки качества при применении мотивационных и стимулирующих положений научно-педагогической деятельности;

? выделение критериев применения того или иного пакета стимулирования и мотивации деятельности основных категорий работников вузов.

В главе пятой «Социально-педагогическая эффективность высшего профессионального образования в развитии человеческого потенциала общества» проведен анализ взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования с позиций развития рыночных отношений, частной собственности, обострения конкуренции.

Показано, что с маркетинговой точки зрения высшее образование имеет три вида потребителей: личность, организации, государство. Регулирование взаимоотношений между ними на разных уровнях зависит от социально-экономической парадигмы, принятой государством, и системы управления.

На основе анализа экономических тенденций развития общества выявлено, что для России, как и для Европы, стала актуальной инновационная модель развития экономики. Социальные реформы, трансформирующие институты и культуру в направлении, обеспечивающем повышение инновационного потенциала, неизбежно изменяют социально-педагогическую функцию профессионального образования.

Действия рынка высшего образования направлены на более эффективное распределение ресурсов в условиях конкуренции между значительным числом желающих получить образование и организациями, дающими такую возможность.

Характерными особенностями рынков труда и высшего образования последних десятилетий являются:

? изменение форм собственности в России;

? превалирующее положение частного предпринимателя над государством как работодателя;

? диверсификация хозяйствующих субъектов на рынке труда и образовательных услуг;

? определение профессионального образования как услуги рынка;

? свободный выбор рабочего места выпускниками вузов.

Выявлено, что социально-экономические изменения порождают различные модели реализации социально-педагогической функции профессионального образования. При анализе взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования использованы материалы Российской академии образования, Института теории и истории педагогики, Национального фонда подготовки кадров, а также материалы, подготовленные в рамках проекта «Реформа системы образования».

В качестве первой модели представлена советская модель. Ее характерными чертами являлись: государственное планирование объемов и качества профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства на государственном уровне по отраслевому принципу, наличие института базовых предприятий для учреждений профессионального образования.

Такая система управления и контроля за качеством подготовки квалифицированных специалистов выполняла и идеологические задачи: ценились не только профессиональные знания и навыки, но и лояльность к правящей партии.

Доступность высшего образования ограничивалась местом проживания абитуриента, социальным статусом родителей, размером семейного бюджета. Подготовка специалистов по физико-технической и физико-математической составляющей отличалась фундаментальностью, а по социально-экономическому блоку представляла собой идеологизированный суррогат, слабо связанный с мировой экономической теорией.

Анализ дальнейших социально-экономических изменений позволил выявить вторую модель реализации социально-педагогической функции профессионального образования – модель переходного периода. Ее особенность состоит в ориентации системы подготовки кадров на платежеспособный спрос населения в условиях недостаточного финансирования через развитие платных образовательных услуг. Данная модель опиралась на достигнутые в годы рыночных реформ независимость и автономию российских университетов от федерального правительства и региональных властей в вопросах управления. Это явилось не результатом развития гражданского общества, а следствием вывода вузов из-под опеки государства в рыночную экономику. Автономизация означала, что вузы должны были сами искать внебюджетные источники финансирования, формируя свои миссии и выстраивая собственные стратегии и маркетинговую деятельность на региональном уровне или в российских масштабах.

Вынужденная автономизация вузов при переходе российской экономики к рыночным отношениям потребовала новых решений в области организации образовательной деятельности, энергичного поиска принципиально новых механизмов приспособления к реальной политической, экономической, социальной и демографической ситуации. Именно с этими процессами связаны многочисленные инновации в управлении высшим профессиональным образованием, позволившие отдельным вузам добиться значительных результатов в плане расширения масштабов своей деятельности, повышения качества подготовки специалистов.

В связи с запросами рынка труда изменилась структура подготовки кадров в пользу специалистов с высшим экономическим и юридическим образованием по отношению к специалистам технического профиля.

Анализ тенденций развития системы подготовки кадров позволил выделить третью модель реализации социально-педагогической функции профессионального образования – корпоративную. Ее отличительными чертами являются следующие:

1. Корпоративное профессиональное образование представляет собой подсистему непрерывного образования, тесно связанную с сектором экономики, реальным производством и рынком труда.

2. В отличие от теоретических моделей практико-ориентированные модели корпоративной подготовки кадров исходят из общих целей и задач, стоящих перед корпорацией. Для их реализации требуются значительные материальные ресурсы, внедрение опирается на единую (корпоративную) нормативно-правовую базу. Они включены в модели более высокого порядка – модели рыночной экономики.

3. В настоящее время в корпорациях широко используются различные модели подготовки персонала. Модель организации корпоративного обучения на базе внутрифирменного образовательного учреждения обеспечивает быстрое реагирование образовательной системы на изменения в корпорации.

Особенностью внутрикорпоративных образовательных программ является сфокусированность на конкретных производственных проблемах, ориентация на практическую деятельность. При этом обучение персонала носит ярко выраженный прикладной характер.

Проведенный анализ не выявил примера корпоративного профессионального обучения, в котором сохранялся бы баланс фундаментальных и прикладных знаний, а это означает, что качество подготовки не соответствует требованиям квалификации.

С устранением противоречий, возникших в связи с переходом общества к новым экономическим условиям, появилась необходимость отхода от старой системы взаимодействия и создания новых институциональных структур.

С учетом различных точек зрения разработана модель взаимодействия государства, рынка труда (работодателя) и рынка образовательных услуг (вуза), которая выстроена в соответствии с действующим законодательством.

Рынки труда стали носить региональный характер. Поскольку регионы существенно дифференцированы по уровням и характеру социально-экономической динамики, появились территориальные программы социально-экономического развития. В связи с этим выделена четвертая – рыночно-ориентированная – модель взаимодействия на основе прогнозирования рынка труда, отражающая современные тенденции развития социально-педагогической функции профессионального образования. Предлагаемая модель взаимодействия определяет функции:

? государства как администратора: организация работы учебно-методических объединений; контроль за качеством учебного процесса через разработку стандартов образования в соответствии с запросами общества; лицензирование, аттестация, аккредитация вузов и нострификация их дипломов;

? государства как субъекта экономической системы: определение государственного заказа на подготовку специалистов для бюджетной сферы; участие в работе попечительского совета при планировании сметы расходов; установление источника финансирования, выбор учебного заведения на условиях тендера и направление средств на счета учебной организации;

? работодателя: определение количества новых рабочих мест и сроков подготовки специалистов с учетом стандартов образования; определение источников оплаты обучения и своевременное перечисление средств на счета вуза; участие в работе попечительского совета; предоставление мест для внутрифирменной подготовки (проведение практики); разработка предложений по содержанию обучения;

? вуза: организация образовательной деятельности в соответствии со стандартами образования и запросами общества; обеспечение конкурентоспособности вуза; соблюдение баланса рынка образовательных услуг и рынка труда в подготовке специалистов необходимой квалификации.

В главе шестой «Эмпирико-внедренческая деятельность по формированию финансово-экономических механизмов реализации социально-педагогической функции вуза» рассмотрены механизмы стратегического управления вузом в контексте реализации социально-педагогической функции в следующих государственных образовательных учреждениях «Российский государственный профессионально-педагогический университет», «Уральский государственный педагогический университет», «Уральский государственный технический университет», «Уральский государственный университет им. Горького», «Уральский государственный экономический университет».

При определении понятия стратегии нужно исходить из способов ее синтеза. Синтез стратегии – это деятельность, которая ведет к формированию разделяемого в коллективе видения состояния вуза как системы. В стратегии отдельного вуза могут сочетаться как элементы, выраженные в формализованном виде (миссия, философия, планы, программы, проекты и т. д.), так и элементы, не представленные в виде документов (принципы, ценности, нормы и т. д.), но неукоснительно реализуемые в практической деятельности.

Выявление и учет социально-экономических, политических, организационно-управленческих, технико-технологических, психолого-педагогических закономерностей обновления образования, максимальное использование предпринимательской инициативы предполагают необходимость инновационного пути развития, что отвечает основным положениям «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», утвержденной Министерством образования РФ.

Инновационный путь подразумевает личное творчество в поиске и реализации новых резервов и стимулов роста, развертывание научно-образовательного потенциала коллектива, организацию коллективных усилий всех кафедр и иных подразделений, повышение продуктивности профессиональной деятельности.

Решающими становятся следующие факторы:

? наличие профессорско-преподавательского состава, способного к многопрофильной профессиональной деятельности: учебной, научной, предпринимательской, управленческой, консультационной, экспертной и др.;

загрузка...