Delist.ru

Развитие социально-педагогической функции вуза в изменяющихся экономических условиях (19.09.2007)

Автор: Пачикова Людмила Петровна

GСоциально контролируемая социализация (воспитание) отличается от стихийной тем, что в ее основе лежит социальное действие, направленное на разрешение проблем, специально ориентированное на ответное поведение партнеров, предполагающее субъективное осмысление вариантов поведения людей, вступивших во взаимодействие. Это выявляет требования к качеству профессионального образования в соответствии с новыми социально-экономическими условиями.

Опираясь на исследование Э. С. Бука, мы выделяем в качестве образования два аспекта: качество результата образовательного процесса и качество системы, его обеспечивающей.

Несмотря на достаточно большое количество разработок в данной проблематике, процесс экономического воспитания не отвечает современным условиям хозяйствования, не адекватен тем требованиям, которые предъявляет развитие современного общества к носителям общественного самосознания и культуры. Необходимо процесс обучения и воспитания наполнить новым содержанием, обогатить его стержневыми концепциями реформирования экономического устройства общества. Экономическая образованность личности должна быть обеспечена в процессе обучения независимо от получаемой профессии.

Новое экономическое содержание обучения – это и есть основа для распространения в обществе новой экономической культуры.

В главе третьей «Инновационная деятельность вуза в воспитании специалиста с новым экономическим мышлением» на основе анализа содержания понятий «нововведение», «новация», «инновация» выявлено, что термин «инновация» наиболее широко используется для обозначения изменений в области технологий, отдельных процессов, управления, финансов, а также способов достижения этих изменений. Инновация является, скорее, экономической или социальной категорией, нежели технической. Этот феномен, относящийся к сфере спроса и предложения, изменяет ценность и полезность всех экономических ресурсов. Инновационная деятельность в производственном отношении представляет собой вид деятельности, объединяющий науку, технику, материальные и человеческие ресурсы, предпринимательство. Основой инновационного развития является научно-технический прогресс. Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию (нововведение).

Формирование специалиста с новой экономической культурой, способного сыграть конструктивную роль в становлении российской инновационной экономики, обеспечивает теоретическое и практическое осознание процессов инновационного проектирования.

Качественно новые социально-экономические и политические условия, сформировавшиеся в России в результате преобразований 1990-х годов, привели как к изменению целевых установок государства, так и к трансформации всей системы его взаимоотношений с экономическими субъектами. Произошла принципиальная смена моделей инновационной деятельности в предпринимательском секторе, а также изменилась интенсивность инновационных процессов в отдельных отраслях.

Кризисные проявления в национальной инновационной системе России в части образования и науки проявляются не только в дефиците финансовых ресурсов федерального бюджета для поддержки науки, но и в падении платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию со стороны предпринимательского сектора, в ухудшении качественных характеристик научных кадров и материально-технической базы исследований. Глубина и продолжительность кризиса привели к тяжелым и даже катастрофическим последствиям для целых научных направлений, институтов и научных коллективов. Национальная инновационная система – совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства. Под институтами здесь понимаются преобладающие и достаточно постоянные закономерности общественного поведения, воплощающиеся в организациях, юридических нормах, культурных традициях и стереотипах мышления.

В результате анализа процессов адаптации инновационной системы России к новым экономическим условиям выявлены модели инновационной деятельности предпринимательского сектора. Определено, что тенденцией развития инновационных процессов в российской экономике является переход от модели технологического импульса (процесс интеграции ряда наукоемких производств в глобальное технологическое пространство) к модели выявления спроса на новую продукцию (новые инновационные структуры, способные к созданию коммерчески привлекательных инновационных проектов, к финансированию которых подключаются экономически успешные компании, приступившие к реализации крупных инвестиционных проектов). Сегодня инновационный бизнес России ориентируется на проверенные мировой практикой модели использования научного знания в экономической деятельности.

Все это ставит задачу обучения специалиста, способного к инновационному проектированию, включению его в предпринимательскую деятельность по формированию инновационного продукта, востребованного рынком.

Вуз, создающий образовательную среду, где осуществляется формирование инновационных компонентов новой экономической культуры, должен основываться на интеграции возможностей образовательного, научного и производственного потенциала. Исходя из данного положения как концептуального и изучая сущность указанного процесса, мы уточняем значение категории «научно-инновационный потенциал образовательной среды вуза». Категория «научно-инновационный потенциал» находится в одном ряду с такими понятиями, как «научно-технический потенциал» и «технологический потенциал». Экономический аспект содержания понятия «инновационный потенциал» раскрывает две составляющие инновационного процесса – способность осуществлять инновационную деятельность и возможность осуществлять такую деятельность на уровне предприятия, региона, страны. Такое определение выявляет качественное описание процесса как способности и количественное описание как готовности.

Способность и готовность специалистов к инновационной деятельности параметрически описаны в исследовании через критерии оценки инновационного потенциала вуза. Необходимость и достаточность выделяемых критериев определялась характеристикой ресурсной базы инновационного развития: оценкой материальных, людских и финансовых ресурсов, сосредоточенных в сфере науки и научно-технических разработок, определением масштаба и структуры инвестиций, обеспечивающих превращение разработок в реальные нововведения, их экономическое освоение и широкое распространение. Ключевое значение имеет также оценка инфраструктуры инновационного развития, экономического механизма и иных институциональных условий, призванных способствовать созданию и коммерциализации научно-технологических нововведений.

В исследовании выявлены следующие параметры инновационной деятельности:

1) кадры ученых и специалистов (численность, структура по отраслям знания, квалификационный состав);

2) материально-техническая база (оснащенность рабочих мест по отраслям знания, уровень прогрессивности используемого оборудования, материалов, реактивов);

3) финансирование (государственное, муниципальное, заказы промышленности, других отраслей);

4) научная информация (научная литература, в том числе зарубежная, включение в российские и международные информационные сети);

5) научные школы (место и роль в отечественной и мировой науке);

6) интеллектуальная собственность (количество и перспективность патентов по отраслям знания);

7) современные формы организации научно-инновационной деятельности.

В главе четвертой «Проектирование финансово-экономических механизмов адаптации социально-педагогической функции высшего профессионального образования к изменяющимся условиям социума» на основе анализа общей теории предпринимательства, разработанной Й. Шумпетером и определяющей предпринимательство как фактор производства наряду с трудом, землей, капиталом, выявлены перспективные роли будущего специалиста в рыночной экономике: работника, собственника, менеджера, бизнесмена, предпринимателя. Функции предпринимателя отличаются от функций собственника, менеджера, бизнесмена и т. д. по следующим позициям:

? предприниматель ориентирован не на владение ресурсами, в отличие от собственника, а на их организацию и эффективное использование;

? предприниматель действует в условиях неструктурированного окружения, его решения чаще выходят за рамки устоявшегося порядка, он постоянно находится в инновационном поиске – в отличие от менеджера, который является высокопрофессиональным управленцем, действующим в рамках налаженной управленческой иерархии;

? бизнесмен сочетает в себе черты собственника и менеджера; он далеко не всегда является предпринимателем.

Возможности формирования предпринимательской активности будущего специалиста тесно взаимосвязаны с характером образовательной среды вуза, который в этом случае приобретает черты предпринимательской организации. Необходимым признаком предпринимательской организации является экономическая свобода – наличие у хозяйствующего субъекта определенной совокупности прав, гарантирующих самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, форм и сферы экономической деятельности, источников финансирования, рынков сбыта, т. е. предпринимательская организация должна быть экономически обособленным субъектом хозяйствования.

Структурирование предпринимательской деятельности вуза в диссертационном исследовании позволило выявить преобразующую роль профессионального образования в формировании новой экономической культуры специалиста.

Активная предпринимательская деятельность вуза при включении в нее всех субъектов образовательного процесса формирует новые ценности экономической культуры. Одним из результатов воздействия предпринимательской среды вуза является развитие у будущего специалиста способности ориентироваться на рынке образовательных услуг и на рынке труда.

В работе описаны основные характеристики образовательных услуг, включающие в себя следующие параметры:

? конечная цель образовательной программы и возможность ее корректировки;

? исходный образовательный уровень, достаточный для освоения программы;

? продолжительность обучения и возможность ее сокращения;

? «полезность» (актуальность, прагматичность) программы и возможность индивидуализации ее содержания.

Реализация вузовских образовательных программ происходит в виде оказания услуги, для предоставления которой образовательные программы трансформируются в учебные планы специальностей и учебные программы дисциплин, дополняемые технологиями обучения.

С экономической точки зрения основу образовательных услуг составляют образовательные программы, описывающие тот интеллектуальный товар, который поставляется вузом. Он должен соответствовать государственному образовательному стандарту (ГОС) и требованиям, продиктованным рынком труда. В рамках ГОСа содержание вузовских образовательных программ должно отражать современные знания и умения, адекватные тенденциям развития экономической культуры.

Возможности построения образовательной среды, способствующей формированию качественных образовательных услуг, определяются ресурсным обеспечением. В исследовании доказывается, что фундамент формирования образовательной среды вуза составляют финансово-экономические механизмы.

Исходя из глобальной образовательной политики и целей в области организации учебного процесса, потребностей обеспечения образовательной деятельности новыми технологиями, высококвалифицированными кадрами, размещения капитальных вложений финансово-экономические механизмы используются вузом для формирования действенной, эффективной структуры управления и включают в себя совокупность методов, средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для реализации его социально-педагогической функции. В связи с этим особое значение приобретают методы коммерческого и внутриуниверситетского расчета, привнесенные практикой в финансово-хозяйственную деятельность вуза.

В работе сделан вывод о том, что при принятии управленческих решений требуется применять дифференцированный подход к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения и участия в образовательном процессе. Использование вузом метода коммерческого расчета, оперирование инструментами ценообразования, издержек, финансирования и кредитования создают благоприятную инфраструктуру, обеспечивающую стабильность в области формирования портфеля заказов, рабочие места для ведения образовательной деятельности и укрепляющую материально-техническое оснащение.

Особо важную роль в формировании образовательной среды вуза играют инструменты финансового менеджмента. Роль финансового менеджмента в централизованном управлении вузом определяется тем, что денежная политика затрагивает все стороны деятельности: научно-исследовательскую, учебную, хозяйственную – и отражает в концентрированном виде влияние многочисленных внутренних и внешних факторов.

Для реализации социально-педагогической функции профессионального образования в процессе опытно-внедренческой деятельности создана система управления, определяющая стратегию и тактику эффективного использования ресурсов. Процесс формирования структуры управления предполагает:

? выделение подсистем управления (управляемой и управляющей);

загрузка...