Delist.ru

Развитие социально-педагогической функции вуза в изменяющихся экономических условиях (19.09.2007)

Автор: Пачикова Людмила Петровна

? «Собственный интерес как мотив деятельности»;

? «Стимулирующая роль государства при владении собственностью»;

? «Использование собственности для извлечения доходов»;

? «Методы купли-продажи собственности»;

? «Собственность на средства производства и предпринимательский доход»;

? «Сущность частной собственности»;

? «Понятие индивидуального дохода»;

? «Функции собственника, менеджера, бизнесмена, предпринимателя и работодателя и их экономическая мотивация»;

? «Доходы человека и его обязательства перед государством»;

? «Взаимодействие человека с государственными внебюджетными фондами и негосударственными страховыми и пенсионными системами»;

? «Денежно-кредитная система государства и ее институты»;

? «Валютный рынок и мировая валютная система» и др.

Научная достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием научных методов, адекватных цели и задачам исследования, опорой на методологические принципы, позволяющие достичь преемственности разрабатываемых теоретических положений с существующими педагогическими и экономическими идеями и теориями, сочетанием количественного и качественного анализа, результаты которого подтверждены опытной проверкой выдвигаемых теоретических положений реализации социально-педагогической функции профессионального образования в процессе подготовки специалистов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования освещены в 64 публикациях автора (монографии, научные статьи, методические пособия и рекомендации). Результаты исследования были представлены на 34 всероссийских и международных конференциях. Основные идеи исследования отражены в качестве важных методологических и теоретических аспектов в двух кандидатских диссертациях, выполненных под научным руководством автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процессы экономических преобразований в обществе обусловливают кардинальные изменения структуры и содержания социально-педагогической функции профессионального образования, в свою очередь, система профессионального образования оказывает формирующее влияние на экономическую культуру личности, определяющую положительную динамику развития общества.

2. Сущность социально-педагогической функции профессионального образования, исследуемая на стыке педагогического и экономического знания, определяется методом моделирования через выявление предпосылок, положенных в основу модели, привходящих условий, рассматриваемых как основные характеристики, и способов функционирования механизмов ее реализации, что позволило выделить советскую модель, модель переходного периода, модель организации корпоративного обучения и перспективную рыночно-ориентированную модель социально-педагогической функции профессионального образования.

3. Социально-педагогическая функция профессионального образования является определяющим фактором экономического развития, обеспечивающим обучающее и воспитывающее воздействие на личность через экономически ориентированную образовательную среду.

4. Методология проектирования образовательной среды вуза, способствующей формированию специалиста с новым экономическим мышлением, подготовленного к деятельности в условиях инновационной экономики, должна интегрировать потенциал науки, высокотехнологического производства и профессионального образования для использования его в качестве одного из основных компонентов обучения инновационному проектированию.

5. Технологическое проектирование образовательной среды вуза, адекватной экономическим отношениям в обществе, обеспечивается превращением ресурсов и интеллектуального потенциала в рыночные конкурентные преимущества.

6. Финансово-экономические механизмы создания образовательной среды вуза должны отражать реально существующие экономические отношения в обществе; они не являются теневым сектором экономики, а, напротив, играют конструктивную роль в формировании экономических ценностей будущего специалиста.

7. Создание системы мотивации субъектов образовательного процесса является одним из рыночных механизмов улучшения качества образовательной среды, способствующей формированию их новой экономической культуры.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, глоссария, библиографического списка, включающего 760 наименований. Основное содержание диссертации изложено на 310 страницах.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, теоретическая и практическая значимость, сформулированы гипотеза и задачи исследования, дана характеристика методологической основы, раскрыта научная новизна, обозначены этапы и методы исследования, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Истоки и тенденции развития социально-педагогической функции вуза в изменяющихся экономических условиях» определено, что основным фактором изменений социально-педагогической функции вуза является смена экономического уклада общества, что отразилось в следующих детерминирующих позициях:

1. Появились внебюджетные источники финансирования высшего профессионального образования, и государство перестало быть монопольным учредителем вузов: учреждено достаточно большое количество негосударственных вузов. Государственный бюджет сохранил важную роль в финансировании деятельности государственных вузов, но перестал быть единственным, и в более чем у 40% от общего числа вузов он определял только 1/3 часть в структуре всех доходов. Вузы стали владеть правом самостоятельно определять направления и порядок использования средств, полученных ими за счет бюджета и других источников, а также принимать решения об открытии счетов в банках и осуществлении всех видов операций, в том числе кредитных и валютных. Эти правовые разрешения изменили отношение к вузу в системе рыночных отношений, что предопределило формирование автономии.

2. Автономия предполагала ответственность в реализации социально-педагогической функции вуза в новых экономических условиях. При внешнем сохранении традиционной структуры организации деятельности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования возникла потребность в привлечении финансовых ресурсов через развитие платных образовательных услуг, что вызвало необходимость выстраивания новой схемы управления.

3. Автономия вуза в области привлечения внебюджетных средств и распоряжения ими развивалась достаточно быстро, однако просуществовала не очень долго. Введение Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ и внесение изменений в Закон «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» изменили условия развития автономии. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 296) вузы в отношении закрепленного за ними имущества могли осуществлять права владения в пределах, установленных законодательством. При этом учредитель мог изъять имущество, признав его излишним или используемым не по назначению. Поскольку деятельность вуза частично финансировалась из средств федерального бюджета, то в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 298) имущество закреплялось за вузом только на праве оперативного управления. Право оперативного управления предполагало использование денежных средств, выделенных по смете, в строгом соответствии с их целевым назначением. Следовательно, пределы самостоятельности образовательного учреждения зависели от того, в какой мере учредитель готов нести риски, связанные с расширением пределов самостоятельности.

4. Экономическая деятельность, направленная на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса, не определялась как предпринимательская, однако отражала изменения в социальной деятельности и в конечном итоге формировала не только новые экономические отношения в образовании, но и адекватные им требования к воспитанию и образованию.

5. Сравнительный анализ особенностей реализации социально-педагогической функции вузов в разных странах выявил зависимость изменения экономической культуры общества от тенденций социально-экономического развития. В мировой научной литературе термин «социально-педагогическая функция вуза» не употребляется, однако по структуре и содержанию деятельности, по влиянию на общественные процессы профессиональное образование зарубежных стран аналогично данному виду деятельности в России. В связи с этим в качестве обобщения условий развития высшей школы зарубежных стран можно сделать вывод о том, что автономия – это необходимая и достаточная форма развития социально-педагогической функции профессионального образования. И при изменении ее границ возникают проблемы в вузовском образовании, отражающиеся на социально-культурном развитии общества.

На совещаниях Государственного совета РФ 29 августа 2001 года, 24 марта 2006 года определена роль вузов в общественной реформации и названы приоритеты развития системы образования.

Исследования проблематики сохранения и развития социально-педагогической функции профессионального образования в условиях современной России выявили следующие тенденции изменения процессов социализации человека в рыночной среде:

? облегчение социализации в рыночной среде через формирование новых личностных ценностей – ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества;

? реализация ресурсов свободы, что обеспечивает поле выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный заказ на образование не может быть только и по преимуществу заказом со стороны государства; он должен иметь в качестве составляющих частные интересы семей и предприятий;

? формирование новых экономических ценностей, что связано с освоением важнейших социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений. Система профессионального образования играет в этом решающую роль. Социально-педагогическая функция является системообразующей в деятельности вуза, и ее основу составляют элементы, отражающие универсальность процесса управления: предвидение, организация, координирование, распорядительство, контроль;

? осуществление финансирования высшего образования по двум направлениям: финансирование текущих расходов учебных заведений и их модернизация через бюджет развития. В дальнейшем средства бюджета развития, выделяемые отдельной строкой в бюджете, будут направлены в первую очередь на информатизацию и обновление учебно-научного оборудования. Средства, выделяемые на обучение одного студента вуза из федерального бюджета, вырастут за 5 лет в 2–3 раза. В этом повышении закладывается возможность значительного роста заработной платы профессорско-преподавательского состава (не менее чем вдвое) и регулярной оплаты коммунальных платежей. Заслуживает внимания то, что бюджетные средства вузам (кроме целевых «инвестиционных» средств) предполагалось, начиная с 2003–2004 годов, выделять одной строкой: «обеспечение государственных именных финансовых обязательств».

Во второй главе «Социально-педагогическая деятельность вуза в формировании личности с новой экономической культурой» показано, что решающая роль образования в сохранении и развитии экономических ценностей признается во всех странах мира. Практически любой взрослый член общества выполняет экономические функции: наемного работника, налогоплательщика, покупателя, управляющего семейным бюджетом. Лишь очень небольшая часть взрослого населения наряду с выполнением этих функций принимает участие в процессе организации и управления экономической системой. Это государственные чиновники, менеджеры частных организаций, руководители фирм, профессиональные экономисты и финансисты, а также собственники капитала. Им требуется иной, чем большинству населения, уровень экономических знаний. Большинству же людей необходимо знать экономические вопросы, которые позволяют раскрыть их настоящие и будущие функции и адаптироваться к рыночным условиям жизни общества. Сегодня требуется обновление содержания и организации экономической составляющей образования с целью формирования в России новых ценностных и идейных ориентаций.

Необходимым условием адаптации человека к рыночному типу экономических отношений, по мнению ведущих ученых в области экономического образования (Ю. К. Васильев, И. А. Сасова, Б. П. Шемякин, Л. Е. Эпштейн и др.), является наличие комплекса знаний, умений и навыков и определенных личностных характеристик, позволяющих успешно взаимодействовать с экономической сферой деятельности человека, которая не может функционировать без учета экономического воспитания и обучения, представляющих собой основу ценностной характеристики экономической деятельности.

Путем усвоения экономических ценностей осуществляется социализация личности. К механизмам социализации можно отнести стихийный, который представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для его ближайшего окружения. Институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с общественными институтами и различными организациями. 

загрузка...