Delist.ru

Развитие социально-педагогической функции вуза в изменяющихся экономических условиях (19.09.2007)

Автор: Пачикова Людмила Петровна

5. Инновационная экономика – объективно и эффективно обновляющаяся экономика, восприимчивая к инновациям. Формируется под влиянием основных факторов: создания условий для перехода на инновационный путь развития и появления мотивации у субъектов к обновлению производственного аппарата.

6. Экономическое мышление – это тенденция личности формировать свою точку зрения при решении той или иной экономической проблемы, опираясь на знания об экономических объектах, свойствах, отношениях реального мира и логику.

7. Предпринимательская культура – совокупность ценностных установок, являющихся фундаментом предпринимательской деятельности: совокупность прав, гарантирующих самостоятельное принятие решений; рыночный характер экономики; наличие прав собственности на средства производства, произведенный продукт и доход; многообразие форм, видов, типов собственности, а следовательно, присвоения.

8. Экономическая социализация личности – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства экономической культуры, которые происходят при взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

На основании выявленной проблемы и противоречий определена тема исследования: «Развитие социально-педагогической функции вуза в изменяющихся экономических условиях».

Объект исследования – развитие социально-педагогической функции профессионального образования в изменяющихся экономических условиях.

Предмет исследования – структура, содержание социально-педагогической функции профессионального образования в новых экономических условиях, методология, теория и механизмы ее сохранения и развития в деятельности вузов.

Цель исследования – на основе синтеза педагогического и экономического знания теоретически обосновать, описать сущность социально-педагогической функции профессионального образования как научного феномена педагогического знания, определить методологию и теорию ее исследования на различных этапах экономического развития общества, разработать механизмы формирования экономически ориентированной образовательной среды вуза.

Для достижения поставленной цели нами выдвигается гипотеза, состоящая из следующих предположений:

1. Закономерно процессы экономических изменений в обществе связаны с возрастанием значимости социально-экономической преобразующей роли профессионального образования и его социально-педагогической функции как обучающего и воспитывающего воздействия на человека.

2. При теоретико-методологическом рассмотрении преобразующего воздействия социально-педагогической функции профессионального образования в условиях экономических изменений, происходящих в обществе, необходимо опираться на синтез педагогического и экономического знания.

3. Подготовка специалистов, обладающих компетенциями, адекватными конструктивным тенденциям развития общества, возможна только при построении образовательной среды вуза, основанной на экономических подходах, отражающих прогрессивные тенденции развития экономики.

4. Переход общества к инновационной экономике может и должен обеспечиваться адекватным проектированием образовательной среды вуза, формирующей специалиста с новым экономическим мышлением.

5. Научно-практические механизмы проектирования образовательной среды вуза в новых экономических условиях должны моделировать экономические отношения, сложившиеся или формирующиеся в обществе.

Исходя из цели и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования, которые группируются в соответствии с необходимостью разрешения выявленных противоречий.

Научно-теоретические задачи:

1. Проанализировать процессы формирования нового понятийного аппарата профессионального образования в аспекте развития социально-педагогической функции вуза в новых экономических условиях.

2. Выявить сущность социально-педагогической функции вуза как научного феномена педагогического знания, позволяющего определить новые связи в теории педагогического знания и практике образовательной деятельности.

3. Выявить и описать объективные закономерности формирования экономической культуры общества во взаимосвязи с процессами развития социально-педагогической среды вуза.

Социально-экономические задачи:

1. На основе историко-логического анализа выявить роль профессионального образования и определить его формирующее и преобразующее значение в экономическом развитии общества.

2. Провести сравнительный анализ реализации социально-педагогической функции вузов в различных странах мира.

3. Проанализировать изменения, происходящие в экономико-правовом содержании профессионального образования, и спроектировать финансово-экономические механизмы, обеспечивающие реализацию социально-педагогической функции в новых экономических условиях.

Социально-педагогические задачи:

1. Проанализировать процессы формирования новых экономических ценностей в изменяющемся российском обществе и выявить основные составляющие экономической образованности как источника формирования новой экономической культуры подрастающего поколения.

2. Выявить взаимосвязь потребностей формирования образовательной среды вузов с закономерностями экономических преобразований в обществе.

3. Обосновать роль профессионального образования, в частности вуза, в подготовке специалиста к инновационному проектированию, необходимому для работы в условиях инновационной экономики.

Научно-методические задачи:

1. Описать сущность и назначение платных образовательных услуг как одного из основных механизмов формирования новой экономической культуры в реализации социально-педагогической функции вуза.

2. Обосновать значение предпринимательской культуры в проектировании процессов реализации социально-педагогической функции вуза.

3. Сформировать инструментарий финансово-экономического, нормативно-правового, организационно-управленческого обеспечения формирования образовательной среды вуза, адекватного изменяющимся экономическим условиям.

Методологической основой исследования являются основополагающие идеи философии и базирующиеся на них концепции педагогической и экономической науки.

Логика исследования выстроена с учетом работ, отражающих многоуровневую методологию и методику научных исследований в области педагогики (Е. Б. Бродский, А. Гумбольдт, Н. И. Загузов, А. А. Кирсанов, В. В. Краевский, К. А. Ланге, В. Г. Розов, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, М. Г. Ярошевский).

Для системного анализа социально-педагогической функции профессионального образования использовались работы, содержащие идеи системного подхода как общенаучного принципа (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. С. Маркарян, А. В. Райченко, В. Н. Сагатовский, Э. Г. Юдин).

При определении закономерностей изменения социально-педагогической функции профессионального образования мы опирались на исследования, посвященные вопросам социальной эволюции (Аристотель, В. С. Безрукова, Д. Белл, В. С. Битлер, Л. С. Выготский, Г. Гегель, Б. С. Ерасов, М. С. Каган, И. Кант, М. Э. Монтень, П. А. Сорокин, А. И. Субетто).

Для исследования вопросов инновационного развития вуза и содержания подготовки специалистов с инновационным мышлением, готовых к инновационному проектированию, использовались работы С. Глазьева (теории долгосрочного развития), Н. Кондратьева (теория больших циклов), Г. Мента, Ю. Яковца (инновационная теория), Р. Солоу (неоклассические теории макроэкономического роста), С. Хикса (теории равновесного роста), У. Шарна (теории эффективного роста), Й. Шумпетера (предпринимательские теории).

При теоретическом обосновании и систематизации научно-методического и технологического инструментария социально-педагогической функции вуза имели значение работы К. А. Абульхановой-Славской, Ю. К. Бабанского, С. Я. Батышева, Н. Бердяева, Б. М. Бим-Бада, Ю. К. Васильева, М. Вебера, Е. В. Грунта, И. А. Донцова, А. Г. Здравомыслова, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина, С. Т. Шацкого.

При выборе диагностических подходов мы ориентировались на работы по стратегическому планированию Г. Минцберга, М. Портера, А. Поршнева, З. Румянцевой, Н. Соломатина, К. Эндрюса и др.

Методологической основой психолого-педагогического анализа социально-педагогической функции профессионального образования явились труды А. Л. Автономова, А. С. Белкина, Г. А. Бордовского, Н. О. Вербицкой, Б. С. Гершунского, Э. Д. Днепрова, В. М. Жураковского, В. Г. Кинелева, П. Ф. Кубрушко, В. С. Леднева, Л. Л. Любимова, Э. А. Манушина, П. Н. Новикова, П. А. Полякова, Г. М. Романцева, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, В. С. Соколова, В. А. Федорова.

Проблемы методики исследования социально-педагогической функции профессионального образования разрабатывались на основе исследований Ю. К. Васильева, П. Ф. Кубрушко, Г. М. Романцева, В. В. Серикова, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко.

загрузка...