Delist.ru

Развитие социально-педагогической функции вуза в изменяющихся экономических условиях (19.09.2007)

Автор: Пачикова Людмила Петровна

ПАЧИКОВА Людмила Петровна

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ВУЗА

В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва 2008

Диссертация выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-педагогический университет»

Научный консультант –

доктор педагогических наук, профессор

Вербицкая Наталья Олеговна

Официальные оппоненты:

академик РАО, доктор химических наук, профессор

Ткаченко Евгений Викторович;

академик РАО, доктор педагогических наук,

кандидат экономических наук, профессор

Левицкий Михаил Львович;

доктор педагогических наук, профессор

Шишов Сергей Евгеньевич

Ведущая организация –

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Защита состоится 24 января 2008 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 220.044.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина» по адресу: 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 58, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина».

23 октября 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент

Л.И. Назарова

Общая характеристика исследования

Актуальность исследования. Исследования в области профессионального образования традиционно касаются содержания, технологий, организации, управления учебным и воспитательным процессами. Профессиональное образование представляет собой сложную социально-экономическую систему, определяющую эффективность кадрового обеспечения различных отраслей экономики. В силу этого исследование социально-педагогической функции профессионального образования опирается на синтез педагогического и экономического знания, что требует анализа актуальности проблем и противоречий на социально-экономическом, социально-педагогическом, научно-теоретическом, научно-методическом уровнях. Введение социально-экономического аспекта в обоснование основных научных положений является необходимым условием представления вклада исследования в развитие теории профессионального образования.

Глобальные изменения социально-экономических условий, коснувшиеся большинства сфер жизни российского общества, были определены законами «О собственности в РФ» от 24.12.1990 и «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РФ» от 25.12.1990. В результате в течение 5 лет более 90% организаций сменили форму собственности с государственной на частную. Это определило существенные количественные и качественные изменения в заказе на профессиональную подготовку специалистов:

? открытость рыночного пространства России вызвала расширение каналов денежного обращения и, как следствие, инфляцию, которая в некоторые периоды доходила до 450% годовых. Поскольку изменение количества денег в обращении не являлось следствием увеличения выпуска продукции, а было причиной роста цен, произошли существенная дифференциация заработной платы различных категорий работников и снижение реальных доходов населения, в том числе доходов работников организаций профессионального образования;

? складывающиеся новые производственные отношения и инфраструктура экономики изменили рынок труда: государство перестало быть единственным работодателем, расширились требования к компетенциям специалистов, увеличилось количество участников рынка и изменилась его структура, объективно рынок труда стал приобретать черты конкурентности и конкурентоспособности, свойственные как для рынка работников, так и для рынка работодателей, появились принципиально новые виды профессиональной деятельности и новые технологии.

Однако из-за недостаточного финансирования профессионального образования руководители образовательных организаций вынуждены были сосредоточить внимание на поиске внебюджетных источников с целью сохранения специалистов и материально-технической базы, что еще более усложнило отношения между рынком труда и рынком образовательных услуг.

Можно с уверенностью сказать, что современная профессиональная школа России и сегодня находится в состоянии значительного отрыва от рынка труда в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств. С одной стороны, стремительно изменяющееся законодательство породило ряд коллизий в отношении учебных заведений профессионального образования, в частности, между Законом «Об образовании», Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Бюджетным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ в части автономных свобод вузов. Это привело к противоречивым действиям со стороны государственных органов контроля и развитию такой деятельности, как защита прав образовательных организаций в арбитражных инстанциях. С другой стороны, в силу снижения собираемости налогов государство сократило вложение средств в профессиональное образование, и организации, ведущие профессиональную подготовку, вынуждены были решать вопросы поиска новых источников финансирования своей деятельности. В результате профессиональная школа сегодня не несет ответственности перед отечественной экономикой, потребителями кадров и продолжает функционировать за счет традиционно сложившегося опыта без включения в этот процесс работодателей и общественных институтов (И. П. Смирнов, В. А. Поляков, Е. В. Ткаченко).

Многие проблемы, отмеченные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», остались вне поля решения. Так, в процессе реализации социально-педагогической функции профессионального образования допущены перекосы в подготовке кадров: сократилась подготовка специалистов рабочих профессий, без должного анализа потребностей рынка труда готовились специалисты с высшим образованием.

Несмотря на происходящее в последние годы оживление экономики, необходимо признать, что увеличение ВВП обеспечивается главным образом экспортом энергоносителей. В России резко снизилась инновационная активность. Если к концу 1980-х гг. доля предприятий, осуществлявших нововведения в СССР, составляла около 2/3, то к 2002 г. она снизилась до 9,8% (в развитых странах эта доля превышает 70%) .

Это определило актуальность проблемы и темы диссертационного исследования на социально-экономическом уровне.

загрузка...