Delist.ru

Социально-экономическое развитие депрессивных регионов: концепция, механизм реализации (на примере Республики Дагестан) (19.09.2007)

Автор: Гаджиев Рауф Нигматуллаевич

Федеральная программа поддержки депрессивных регионов могла бы стать наиболее ярким примером региональной политики российских властей. Еще более значимым должен стать закон «О федеральной поддержке депрессивных территорий». Основная цель такой программы, по нашему мнению, - ускорение процесса структурной перестройки экономики России и смягчение его неблагоприятных последствий для населения наиболее уязвимых в структурном отношении регионов, а кроме того, содействие этим регионам в проведении структурных преобразований. В основу данной программы может быть положен принцип придания депрессивным регионам особого экономико-правового статуса, дающего право на дополнительную (по сравнению с другими регионами) федеральную поддержку. При этом основным объектом поддержки станут не региональные (местные) власти, а проживающие (работающие) на территории депрессивного региона граждане и функционирующие в данном регионе предприятия (вне зависимости от места их регистрации). Такая поддержка будет направлена, с одной стороны, на смягчение негативных последствий процесса структурной реконструкции экономики депрессивных регионов, а с другой - на его ускорение в целях как можно более сжатого по срокам преодоления наиболее сложных и болезненных первоначальных стадий этого процесса.

Нами предлагается следующий механизм регулирования и управления реализацией принятых программ экономического и социального развития в депрессивных регионах, направленный на обеспечение эффективного взаимодействия федерального и регионального уровней власти (рис. 3).

Рис. 3. Механизм регулирования и управления реализацией принятых программ экономического и социального развития в депрессивных регионах, направленный на обеспечение эффективного взаимодействия федерального и регионального уровней власти

При предложенном подходе две основные структуры управления (федеральная и региональная) представляют общее целое и постоянно меняют функции, которые находятся в прямой зависимости от разного рода структур и схем управления. Регионы в разрабатываемых ими программах и проектах предусматривают: развитие средних и небольших предприятий с высокой специализацией наукоемких отраслей, не требующих больших затрат, экологически менее вредных; меры создания современной организационно-управленческой структуры, мобильности в управлении ресурсами и оздоровления в будущем системы управления; изменения современной инфраструктуры, где основное внимание отводится научным исследованиям, подготовке кадров, информатизации местного сообщества и т.д.; стабилизацию положения в депрессивных регионах, которая ориентируется на новые исследования, внедрение инновационных технологий в производство.

Правительственные структуры осуществляют, как правило, разработку и предлагают регионам пути реализации региональной политики, непосредственно с ними вырабатывают принципы отбора программ и планов развития. Центр занимается координирующей деятельностью на местах, поддерживает разного рода движения по возрождению регионов. Такой подход дает возможность реально прогнозировать и отслеживать управленческую ситуацию как на региональном, так и на федеральном уровне.

??????$???????????????%

???????????a?????&?&?

???????Oe

?? ????????

-процедуры разработки, утверждения и реализации федеральных программ, четкая ответственность за ее подготовку и осуществление, возможность быстрого создания структур управления, а также - в политическом плане - реализация права федерального уровня власти на прямое взаимодействие с территориями без посредничества региональных властей. Основным его недостатком может стать снижение эффективности программы из-за ее чрезмерной централизации и пассивности (или даже противодействия) региональных властей.

Во втором же варианте предстоит создать финансово-организационные механизмы реализации программы нового типа - общероссийской федерально-региональной программы, что потребует определенного времени и усилий. Однако это должно быть компенсировано заинтересованностью региональных и местных властей в ее реализации (хотя, возможно, и ценой усиления регионального лоббирования), а также снижением затрат федерального бюджета. В политическом плане при реализации данного варианта программа может быть представлена в качестве новой формы сотрудничества федеральных и региональных властей при проведении федеральной региональной и структурно-инвестиционной политики.

На основе результатов всестороннего анализа социально-экономического положения территории и должна разрабатываться концепция ее развития, в которой следует предусматривать максимальное использование имеющегося в регионе хозяйственного потенциала, ресурсов и связей с другими территориями, при этом важное значение имеет работа по обоснованию мер государственной поддержки территории и расположенных на ней хозяйствующих субъектов. При подготовке комплексных программ по стабилизации и развитию депрессивных территорий, осуществляя разработку и внедрение социальных технологий по региональному управлению, следует учитывать, что в условиях общего социально-экономического кризиса и усугубляющегося тяжелого положения в депрессивных регионах практически невозможна их полная (и тем более скорая) реабилитация и возрождение.

В связи с этим в работе осуществлен анализ социально-экономического развития Республики Дагестан. Показано, что численность экономически активного населения республики растет быстрее, чем число рабочих мест, поэтому Дагестан является трудоизбыточным регионом и входит в десятку регионов, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда (табл. 3).

По оценке Министерства экономики РД за период с 2003-2006 гг. численность трудоспособного населения увеличилась более чем на 40 тыс. человек, что может повлечь обострение ситуации на рынке труда и рост социальной напряженности. Основной прирост трудовых ресурсов придется на сельскую местность, где уже сейчас ситуация в сфере занятости приобрела чрезвычайно острый характер, особенно среди молодежи.

Таблица 3

Показатели уровня занятости и безработицы в Республике Дагестан

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службах занятости, тыс. чел. 48,9 55,4 53,5 54,9 54,3 51,7

Численность граждан, имеющих статус безработных, тыс. чел. 48,2 54,9 53,0 54,1 54,0 50,9

Численность безработных, которым назначено пособие по безработице, тыс. чел. 455,8 463,9 564,1 524,9 551,8 562,5

Потребность предприятий в работниках, заявленная в службы занятости, чел. 1363 1261 686 767 757 510

В 2005-2006 гг. также отмечается рост промышленного производства. При этом намечаются тенденции структурных преобразований промышленного производства, характеризующиеся сокращением добывающих видов деятельности и ростом перерабатывающих производств (табл. 4).

Однако наблюдающийся рост объемов промышленного производства характеризуется нестабильностью. Так, вызывает тревогу значительное сокращение в январе-феврале 2006 г. объемов производства пищевых продуктов, что, по-видимому, частично можно объяснить сокращением поголовья птицы в сельхозпредприятиях в связи с эпидемией птичьего гриппа, которое составило 2 раза по сравнению с тем же периодом 2005 г. В целом, несмотря на наметившиеся положительные тенденции, уровень развития промышленности не соответствует потенциалу республики и его потребностям.

Одной из базовых отраслей экономики Республики Дагестан является сельское хозяйство, доля которого в 2005 г. в ВРП составила 22,7 %. В аграрном секторе работает около трети занятых в экономике, из которых 27 % - в животноводстве, а 73 % - в растениеводстве.

Таблица 4

Индексы промышленного производства по основным видам деятельности Республики Дагестан

Виды деятельности Январь-декабрь 2005 г. в % к январю-декабрю 2004 г. Январь-февраль 2006 г. в % к январю-декабрю 2005 г.

Добыча полезных ископаемых, всего 97,6 94,0

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 97,6 93,3

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 99,1 145,0

Обрабатывающие производства, всего 170,2 146,0

из них:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 112,4 45,2

текстильное и швейное производство 130,9 175,0

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 166,4 108,5

производство прочих неметаллических минеральных продуктов 108,6 в 4,1 р.

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 118,2 155,4

производство судов, летательных аппаратов и прочих транспортных средств в 3,2 р. 165,2

прочие производства 165,2 в 3,7 р.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – всего 98,3 101,5

загрузка...