Delist.ru

Социально-экономическое развитие депрессивных регионов: концепция, механизм реализации (на примере Республики Дагестан) (19.09.2007)

Автор: Гаджиев Рауф Нигматуллаевич

- определение места и роли депрессивных территориальных образований в воспроизводственной системе национальной экономики;

- пути снижения депрессивного характера региональных экономик;

Программно-целевое управление развитием депрессивных регионов:

- исследование теоретико-модельного инструментария и факторов формирования программно-целевых методов управления экономикой;

- программы социального и экономического развития субрегиональных образований и субъектов Российской Федерации;

- анализ и методология формирования и корректировки программ социально-экономического развития депрессивных регионов;

Разработка моделей и траектории экономического роста в механизме социально-экономического развития депрессивных регионов:

- модели экономического роста в механизме социально-экономического развития;

- разработка экономико-математической модели определения траектории развития Республики Дагестан с учетом возникающих угроз и мер по снижению депрессивности экономики региона;

- формирование сценарных условий и траектории развития в формировании системы снижения депрессивности в Республике Дагестан;

Выработка стратегии и механизмов совершенствования управления развитием производственной сферы Республики Дагестан:

- анализ принципов управления экономикой Республики Дагестан;

- учет региональной детерминанты при формировании эффективной социально-экономической политики Республики Дагестан;

- формирование многоуровневой системы согласования экономических интересов участников производственно-хозяйственной деятельности в Республике Дагестан.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются депрессивные территориальные образования в системе управления развитием макрорегионов, социально-экономическое состояние и направления снижения депрессивности Республики Дагестан.

Предметом исследования выступают воспроизводственные императивы регулирования социально-экономического развития депрессивных регионов и территориальных образований, механизмы совершенствования управления развитием депрессивных территориальных образований в условиях трансформации социально-экономических систем.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: фундаментальные положения региональной экономики: в части решения проблем управления развитием депрессивных территорий; территориальной организации хозяйственной деятельности, федерализма и местного самоуправления; методы экономико-математического моделирования процессов, затрагивающих решение социально-экономических проблем региона. Общей методологической основой разработки поставленных задач выступает системный подход как общеметодический принцип исследования экономических систем различного уровня.

Инструментарно-методический аппарат. При разработке проблемы использовались различные методические подходы, в том числе, методы системного анализа и синтеза; абстрактно-логические методы; метод мезо- и макроэкономической динамики; методы программно-прогнозных разработок; табличные и графические приемы визуализации статистических данных, экономико-статистических группировок, экономико-математического моделирования.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики и ее региональных органов, статистических сборников, ежегодников, ведомственных справочников, содержащих фактические материалы по Южному Федеральному округу и входящим в него субъектам, а также результатов разработки многочисленных программ, данных, публикуемых в периодической печати, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, а также материалов отчетов, многолетнего практического опыта и личных наблюдений и обобщений автора. Репрезентативная совокупность использованных данных, часть из которых обработана и вовлечена в научный оборот впервые, соответственно обработанных, проанализированных, обобщенных, экономически интерпретированных и прокомментированных, обеспечила достоверность результатов исследования и аргументированную обоснованность практических рекомендаций.

Исследование выполнено в рамках паспорта специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика (п. 5.11. Территориальная организация регионального экономического развития; типы регионов (развитые и депрессивные, доноры и реципиенты, монопродуктовые и диверсифицированные и т.д.), методические проблемы классификации и прикладные исследования особенностей развития различных типов регионов; п. 5.13. Проблемы устойчивого развития регионов разного уровня; мониторинг экономического и социального развития регионов разного уровня).

Логика исследования заключается в последовательном движении от сущностного изучения и анализа теоретических основ решения социально-экономических проблем депрессивных территорий в системе региональной экономики к применению экономико-математического моделирования процесса оптимизации использования средств с учетом развития различных секторов экономики депрессивных регионов и апробированию базовых методологических принципов и подходов на примере Республики Дагестан.

Концепция диссертационного исследования состоит в теоретических положениях и научной позиции автора, согласно которым совершенствование управления развитием депрессивными образованиями включает процедуры выявления отраслей и секторов производственной сферы региона, позволяющих учитывать согласование интересов различных уровней власти и усилить государственную поддержку тех из них, которые обеспечат формирование самообеспечиваемой экономики в режиме самофинансирования. Рыночно-ориентированные подходы к развитию производственной сферы территориально-хозяйственных систем депрессивных регионов базируются на идее формирования совокупности «точек роста», включающих этно-ориентированные отрасли экономики, агропромышленный сектор с учетом специфики его специализации в депрессивных регионах. Моделирование экономических условий и динамики позитивных изменений депрессивных территориальных образований позволяет выстраивать траектории и варианты сценариев выхода депрессивных регионов из состояния стагнации в режим обеспечения сбалансированного социально-экономического развития.

Положения диссертации, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения, составившие содержание разработанной автором концепции:

Формирование эффективной региональной политики государства предполагает сглаживание резких территориальных диспропорций и учет особенностей возникновения и развития депрессивных тенденций на территориях субъектов Федерации. Спад производства, снижение уровня жизни населения в депрессивных территориальных образованиях, наличие негативных экологических и социальных тенденций приводят их к состоянию стагнации и усиливают тенденции депрессивного характера, что приводит к необходимости выработки стратегии социально-экономического развития депрессивных регионов.

Совершенствование механизма регулирования социально-экономического развития депрессивных территорий предполагает формирование многоуровневой системы их государственной поддержки посредством разработки федеральных целевых программ в двух вариантах: федеральной программы и совместной федерально-региональной программы, обеспечивающей согласование национальных и региональных интересов и формирование современной управленческой культуры, учитывающей тип экономики, особенности менталитета и самобытности проживающего на его территории населения.

Республика Дагестан, обладающая значительным промышленным, сельскохозяйственным и трудовым потенциалом, тем не менее, не имеет в настоящее время собственных внутренних ресурсов, достаточных для преодоления сложившихся в экономике региона депрессивных тенденций, что предполагает необходимость оказания финансовой помощи из федерального бюджета. В связи с этим, на наш взгляд, для депрессивных регионов особое значение приобретают федеральные целевые программы экономического и социального развития регионального уровня, учитывающие особенности, характерные именно для депрессивности данной территории.

Совершенствование управления развитием депрессивных территориальных образований подразумевает анализ и прогноз состояния региональной экономики с выделением наиболее значимых «точек роста», позволяющих осуществить снижение депрессивности в субъектах Федерации. Для Республики Дагестан подобными укрупненными «точками и полюсами роста» служат топливно-энергетический и аграрно-промышленный комплексы, различные сектора этно-экономики с выделением национальных ремесел, отрасли пищевой перерабатывающей промышленности. Перспективные сектора производственной и непроизводственной сферы экономики Республики Дагестан оказывают существенное влияние на выбор приоритетных направлений по снижению ее депрессивного состояния.

Многовариантные схемы определения целевых ориентиров социально-экономического развития Республики Дагестан опираются на условия формирования в ней самообеспечиваемой экономики, функционирующей в режиме самофинансирования. Общеконцептуальные и общестратегические подходы проведения эффективных преобразований должны не противоречить и содействовать развитию социально-ориентированной рыночной экономики, способствующей ослаблению теневого сектора, развивающегося в настоящее время в результате повышения уровня безработицы.

Алгоритм и стратегия социально-экономического развития депрессивных территориальных образований должны учитывать как стратегические, так и краткосрочные цели, направленные на возрождение стагнирующих секторов экономики, обладающей достаточным резервом на перспективное оживление инвестиционного климата. Достаточные резервы для реанимирования существующего в дореформенном периоде экономического роста содержатся в рекреационном потенциале, улучшении социально-экономических условий функционирования лечебно-курортных учреждений и традиционных форм туризма.

Экономико-математическое моделирование процессов производства позволяет улучшить планирование регионального бюджета и структуризации экономики Республики Дагестан переходного периода. В результате моделирования показано, что при превышении величины порогового уровня теневого сектора для каждого из секторов экономики возможно существенное влияние на траекторию развития экономики Республики Дагестан в целом, что приведет, в частности, к недополучению в бюджеты разных уровней налоговых поступлений от производственной деятельности и сократит инвестиционные ресурсы, способные оживить производство в условиях перехода на траекторию сбалансированного развития различных отраслей народно-хозяйственного комплекса Республики Дагестан.

При формировании программ социально-экономического развития Республики Дагестан необходим учет возникающих угроз от развития теневого сектора экономики Республики. Сбалансированное развитие отраслей производственной сферы Республики Дагестан будет способствовать решению главной задачи социально-экономического развития – существенному снижению безработицы, позволяющему посредством создания дополнительных рабочих мест осуществить переток рабочей силы из теневого сектора в легальный, добиться увеличения налогооблагаемой базы производства и использования ее как дополнительной части в доходе Республики на социальные и экологические нужды населения и инвестиции в производственную сферу и ее инфраструктуру.

Научная новизна исследования заключается в создании основ нового подхода к теории регионального развития, состоящего из: обоснования принципов формирования эффективной системы решения социально-экономических проблем депрессивных регионов и территорий; определение основных направлений социально-экономического развития депрессивных регионов на основе формирования механизма выделения «точек роста», включающих традиционные и этно-ориентированные отрасли их экономики; методов, принципов и приемов реализации основных направлений развития. К конкретным результатам исследования, обладающим научной новизной, относятся следующие:

Обоснован подход к формированию траектории самодостаточного развития депрессивных регионов, предполагающий сопряжение интересов различных секторов экономики территориальных образований, социальной и экологической компонент социо-эколого-экономических региональных систем, национальных интересов и условий экономической безопасности РФ в условиях подъема национальной экономики посредством согласованного программно-целевого управления развитием региона в части выработки мероприятий по экономическому оздоровлению производств, оживлению предпринимательской активности, повышению конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг, использованию предпринимательских ресурсов сферы этноэкономики.

Выявлены отрасли и сектора производственной сферы Республики Дагестан (аграрный сектор, пищевая и перерабатывающая промышленность, добывающие отрасли топливно-энергетического комплекса, национальные ремесла и малое предпринимательство, портовое хозяйство и сфера услуг), требующие на современном этапе целенаправленной государственной поддержки в направлении стимулирования процессов импортозамещения, развития перерабатывающих отраслей и производства конкурентоспособной продукции с учетом специфики этноэкономики, природно-климатических особенностей и состояния ресурсов региона, что позволит определить основные этапы социально-экономического развития депрессивного региона в рамках стратегии по достижению траектории устойчивого развития.

Предложен алгоритм совершенствования управления развитием депрессивных регионов, содержащий процедуры анализа состояния региональной экономики с последующим выделением ее «точек роста» и приоритетных направлений развития, внесения изменений в действующие целевые программы управления депрессивными территориями и оценки эффективности осуществляемых действий по выводу региона из состояния депрессивности, что позволит скорректировать стратегию по достижению самодостаточного развития в соответствии с изменениями, происходящими в результате реализации тактических решений в производственной и непроизводственной сферах региональной экономики.

Осуществлен анализ состояния «здоровья» экономики Республики Дагестан, включающий определение соотношений предельно-критических и реальных значений показателей социально-экономического развития региона, что позволило определить его отрицательные (деиндустриализация региона, критическое технологическое отставание экономики, деградация экологии) и положительные (высокий уровень рождаемости, позитивная возрастная структура, низкая криминализация общественных отношений, хорошее физическое состояние населения) факторы и осуществить прогноз их вероятных последствий.

Показано, что государственная поддержка перерабатывающих производств и пищевой промышленности в Республике Дагестан обладает мультипликативным эффектом, состоящим в одновременном развитии трех «полюсов роста» региональной экономики субъекта Федерации, а именно: этноэкономики, традиционно ориентированной на садоводство, овощеводство, пчеловодство и другие виды сельскохозяйственной деятельности; малого предпринимательства и агропромышленного комплекса.

Предложена стратегия и сформированы основные этапы социально-экономического развития Республики Дагестан, последовательное выполнение которых позволит перейти от депрессивного состояния к самообеспечиваемой экономики, функционирующей в режиме самофинансирования, в дальнейшем - к достижению дореформенного экономического потенциала и в перспективе - к среднеевропейскому уровню жизни, формирование которых опирается на возрождение традиционных секторов дореформенной экономики, обладающих достаточным резервом для перспективного оживления инвестиционной активности, среди которых выделены рекреационная сфера и туризм.

Предложен подход к государственной поддержке социально-экономического развития депрессивного региона посредством разработки федеральных целевых программ в двух вариантах: федеральной программы и совместной федерально-региональной программы, обеспечивающих согласование национальных и региональных интересов, позволяющий учитывать тип экономики, особенности менталитета и самобытности проживающего на его территории населения.

Разработана экономико-математическая модель, содержащая механизм оценки критического уровня теневого сектора в отраслях экономики и схему определения оптимального уровня капиталовложений (в организацию новых рабочих мест в производственной сфере) и трудовых затрат, обеспечивающих повышение уровня занятости в секторах региональной экономики за счет оттока трудовых ресурсов из «теневого», что позволяет определить основные направления политики занятости, направленные на снижение депрессивности региона.

загрузка...