Delist.ru

Формирование коммуникативной культуры социального педагога в сие профессиональной подготовки в вузе (19.08.2007)

Автор: Сморчкова Валентина Петровна

её уровня в целом в данных группах были идентичны (См.: Рис.3)

Дальнейшему анализу подвергались содержательные и динамические характеристики процесса формирования коммуникативной культуры социального педагога в экспериментальной группе. Кроме того, на всех этапах фиксировались отличия процесса в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Экспериментально-методическим средством формирования коммуникативной культуры явилась технологическая система, включающая коммуникативный корректив, коммуникативный тренинг и коммуникативный креатив, которые выступали как самостоятельные методики, предполагающие свои принципы, цели, задачи, содержание, организационные условия, а в совокупности обеспечивающие преемственность, технологичность процесса и его соотнесенность с этапами учебно-профессиональной мобильности студента.

Методика коммуникативного корректива (1 курс) была направлена на стимулирование внутриличностных факторов развития коммуникативной культуры и предполагала формирование устойчивой положительной мотивации на самопознание коммуникативного Образа Я, снятие коммуникативных барьеров различного характера, выявленных в результате стартовой диагностики, формирование репродуктивных коммуникативных умений. Коммуникативный корректив реализовался на базе авторского спецкурса «Профессионально-речевая культура социального педагога» и на базе дисциплин основной образовательной программы подготовки социального педагога, имеющих разделы, связанные с аспектами коммуникативной культуры специалиста («Русский язык и культура речи»,«Педагогика», «Общая психология» «Введение в профессию»). В процессе обучения применялись диалогическая лекция, семинар, консультация, тестирование, корректирующие упражнения, имитационные игры, метод формирования сензитивности, написание сочинения на заданную тему и др.

Методика коммуникативного тренинга (2-3 курсы) предполагала овладение основами знаний о специфике профессиональной коммуникации социального педагога, продуктивными коммуникативными умениями, навыками субъект-субъектного взаимодействия; развитие системы профессионально-ценностных ориентаций, психологических качеств личности, важных для коммуникативной деятельности. Задачи тренинга решались через авторский спецкурс «Психолого-педагогические основы профессиональной коммуникации социального педагога» и коммуникативный потенциал общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин («Философия» «Культурология»; «Социология» «Педагогическая антропология», «Педагогические технологии», «Социальная психология» «Социальная педагогика»). Использовались инновационные и активные формы бучения, многообразие методов, приемов, упражнений, техник, игр (дидактические, ситуационно-ролевые, деловые, организационно-деятельностные), разнообразные формы самостоятельной работы (ведение коммуникативного дневника, обсуждений докладов, рефератов и др.). Существенным признаком коммуникативного тренинга являлось приобщение студентов к новым видам деятельности в образовательной среде вуза (участие в студенческом научном обществе, конкурсах, олимпиадах, творческих мероприятиях, встречах с выпускниками и др.).

Исследование динамики развития компонентов коммуникативной культуры студентов экспериментальной группы (см. рис.: 4) показало, что

на начальном этапе эксперимента (1-3 курсы) наиболее интенсивно развиваются семиотическая компетентность, этико-коммуникативные ценности и коммуникативные технологии. Менее подвержены изменению оказались коммуникативные стратегии, изменения в развитии данного

компонента на начальном этапе эксперимента статистически не значимы. Социальный интеллект и коммуникативные отношения на одном уровне, различия в динамике их развития достоверны, однако они не достигают больших величин.

Совершенно отличные результаты демонстрирует диагностика темпа изменений компонентов коммуникативной культуры в контрольной группе. Произошедшие изменения, по сравнению с результатами экспериментальной группы, в среднем на 1,5-2 балла ниже, чем в случае применения для развития коммуникативной культуры специально разработанных технологических приёмов.

смыслопередачи.

Результаты замеров показателей (см.: рис. 5), отражающих развитие компонентов коммуникативной культуры у студентов экспериментальной группы на этапах эксперимента, показал, что на начальном этапе происходят позитивные изменения в развитии всех компонентов, кроме коммуникативных стратегий – изменения в развитии данного компонента на начальном этапе эксперимента статистически не значимы. При этом наиболее заметны изменения в уровне семиотической компетентности, этико-коммуникативных ценностей и коммуникативных отношений, что определяется мотивационно-коррекционными целями обучения на этом этапе. На следующем этапе происходит значительное увеличение темпов роста практически всех компонентов коммуникативной культуры. В среднем оценки повышаются на 3 -3,5 балла. Наиболее сильно развиваются технологические компоненты - коммуникативные технологии и коммуникативные стратегии, что подтверждает эффективность выбранной методики и средств формирования коммуникативной культуры.

На каждом из этапов эксперимента были обнаружены статистически значимые различия в развитии компонентов коммуникативной культуры с помощью t - критерия Стъюдента. Используемый критерий позволяет определить степень неслучайности различий в средних значениях показателей (см.: таблицу 1).

Таблица 1

Значимость прироста в уровне развития компонентов коммуникативной культуры в экспериментальной и контрольной группах

обучения Значение

t- критерия Стъюдента Компоненты коммуникативной культуры

ЭКЦ КО КС КТ СИ СК

Первый этап

(1-3 курс) t эмп. 3,785 5,348 3,228 4,087 3,826 4,263

t крит. 2,042 2,042 2,042 2,042 2,042 2,042

Вероятность ошибки Р< 0,01 Р< 0,01 Р< 0,01 Р< 0,01 Р< 0,01 Р< 0,01

Второй этап

(3-5 курс) t эмп. 8,763 6,328 5,082 9,322 7,374 5,324

t крит. 2,042 2,042 2,042 2,042 2,042 2,042

Вероятность ошибки Р< 0,01 Р< 0,01 Р< 0,01 Р< 0,01 Р< 0,01 Р< 0,01

Наиболее значимые различия на втором этапе экспериментальной работы были обнаружены в развитии семиотической компетентности, социальном интеллекте, коммуникативных стратегиях и этико-коммуникативных ценностях. После формирующего эксперимента наиболее значимые различия имеются в развитии социального интеллекта, коммуникативных стратегий и коммуникативных технологий.

Для выяснения характера взаимосвязи компонентов коммуникативной культуры был проведён корреляционный анализ полученных данных. При этом анализу были подвергнуты результаты замеров на каждом этапе развития коммуникативной культуры. Для определения тесноты и направленности взаимосвязи компонентов использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона. В результате корреляционного анализа (см.: таблицу 2) оказалось, что наиболее сильные взаимосвязи отмечаются между этико-коммуникативными ценностями и большинством компонентов - коммуникативными отношениями (0,590), коммуникативными технологиями (0,704), социальным интеллектом (0,872), семиотической компетентностью (0,530) а также коммуникативными отношениями и коммуникативными технологиями (0,549),социальным интеллектом (0,653).

Таблица 2.

Матрица интеркорреляций компонентов коммуникативной культуры на начальном этапе эксперимента

ЭКЦ КО КС КТ СИ СК

ЭКЦ 1 0,456269 0,590791* 0,704079* 0,872442* 0,530511*

КО 0,590791* 0,371352 1 0,549753* 0,653164* 0,398202

КС 0,456269 1 0,371352 0,380785 0,413537 0,26948

КТ 0,704079* 0,380785 0,549753* 1 0,674705* 0,423137

СИ 0,872442* 0,413537 0,653164* 0,674705* 1 0,428239

СК 0,530511* 0,26948 0,398202 0,423137 0,428239 1

(Звездочкой обозначены коэффициенты, значимые на уровне 0,01

В целом результаты свидетельствуют о доминирующей роли в структуре коммуникативной культуры на этом этапе ценностных компонентов при недостаточной сформированности деятельностных.

Аналитически-оценочный этап предполагал анализ полученных результатов, выявление динамики развития коммуникативной культуры, определение эффективности разработанной технологической системы.

Изучение корреляционных связей компонентов коммуникативной культуры на итоговом этапе эксперимента (см.: таблицу 3) показало, что высокая значимая корреляция была обнаружена между всеми компонентами исследуемого явления. Таким образом, в результате проведённых мероприятий у студентов сформировалась система коммуникативной культуры, о педагога, в которой все компоненты тесно взаимосвязаны между собой.

Таблица 3.

загрузка...