Формирование коммуникативной культуры социального педагога в сие профессиональной подготовки в вузе (19.08.2007)
Автор: Сморчкова Валентина Петровна
Развития личности, организации процесса, содержания коммуникативной культуры Принципы Активности, диалогичности, индивидуализации, разносторонности и дополнительности, междисциплинарности, преемственности Внутриличностные факторы формирования КК Коммуникативные потребности Коммуникативная активность Коммуникативная рефлексия Психолого-педагогические условия Коммуникативный потенциал образовательного процесса, образовательной среды, образовательного пространства Технологическая система Коммуникативный корректив Коммуникативный тренинг Коммуникативный креатив Этапы формирования коммуникативной культуры Мотивационно-корректирующий Обучающе-тренинговый Системно-творческий Содержательный компонент Гуманитарно-культурологические знания Коммуникативно- технологические знания Философско-семиотические знания Критерии и показатели сформированности коммуникативной культуры Критерий - коммуникативные профессионально-личностные качества; показатели: этические, отношенческие Критерий -прогностически-технологические умения коммуникативного взаимодействия; показатели: деятельностные, технологические Критерий - интеллектуально- семиотический потенциал; показатели: семиотические, интеллектуальные Уровни коммуникативной культуры Репродуктивно-прагматический Продуктивно-ценностный Творчески-императивный Результативный компонент Коммуникативная культура - интегральная характеристика личности - полиструктурная, многофункциональная система этико-аксиологических, процессуально-деятельностных и информационно-семиотических достижений будущего социального педагога, реализующаяся как интегративное профессионально-личностное качество личности, как основной инструмент социально-педагогической деятельности и как способ постижения смыслов социальной реальности и ее субъектов Социальный педагог, обладающий высокой коммуникативной культурой: способный гармонизировать отношения с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой; способный профессионально помочь человеку преодолеть отчуждение от социума и восстановить духовные, социальные и психологические коммуникативные связи с социумом, с другими людьми, с самим собой через постижения смыслов социальной реальности и продуцирование ценностных смыслов в субъектах социально-педагогической деятельности. с дисциплинами основной образовательной программы подготовки социального педагога. Технологический компонент предполагает использование следующих методик: 1) коммуникативный корректив, включающий коммуникативное просвещение и собственно процесс коммуникативного корректирования; овладение репродуктивными коммуникативными умениями; 2) коммуникативный тренинг, обеспечивающий формирование коммуникативных профессионально-личностных и психологических качеств социального педагога, важных для коммуникативной деятельности; профессионально значимых коммуникативных умений, овладение репродуктивными и продуктивными коммуникативными технологиями; 3) коммуникативный креатив, предполагающий развитие способности к коммуникативному творчеству, выработку индивидуального стиля коммуникативного взаимодействия. Важной идеей моделирования процесса формирования коммуникативной культуры является то, что он должен следовать логике основной образовательной программы подготовки социального педагога. Методике коммуникативного корректива соответствует профадаптационный этап профессиональной подготовки (1 курс). Коммуникативная деятельность осуществляется на основе репродукции приемов, техник, технологий, однако она не характеризуется признаками профессионализма. Естественной мерой обученности этапа профадаптации является дидактическая триада “ЗУН” - “знания”, умения, навыки” - адекватная форма организации обычного, репродуктивного процесса обучения, предшествующая выходу на более высокий уровень коммуникативной культуры. Методике коммуникативного тренинга соответствует этап становления социального педагога как профессионала (2-3 курсы). На этом этапе образовательный процесс связан с формированием профессионально-личностных качеств, мировоззрения личности будущего социального педагога, ее самосознания, этических норм социально-педагогической деятельности, долга и ответственности за ее результаты. Методике коммуникативного креатива (4-5 курсы) соответствует этап профессиональной подготовки, предполагающий, прежде всего, самосовершенствование личности, возвышение ее духовности, выход на уровень творчества в учебно-профессиональной деятельности. Диагностический компонент включает комплекс диагностических методик, направленных на выявление качественных и количественных показателей уровня коммуникативной культуры социального педагога. Методическая система диагностирования базируется на организационно-дидактических принципах: научности, развития, моделируемости, стандартизации, портативности, доступности. Для учета результатов диагностирования и комплексной оценки достижений в процессе формирования коммуникативной культуры будущих социальных педагогов целесообразно предлагается метод портфолио как современная эффективная форма оценивания. Организационный компонент модели обусловлен пониманием того, что процесс формирования коммуникативной культуры будущего социального педагога чрезвычайно сложен, многогранен, неоднозначен и обеспечивается взаимосвязью внутриличностных факторов и психолого-педагогических условий. В качестве факторов, придающих динамичность всей системе коммуникативной культуры, выступают коммуникативные потребности - внутренние сущностные силы человека, побуждающие его к различным формам коммуникативной деятельности; коммуникативная активность - уникальная возможность для самораскрытия, и для коммуникативного саморазвития; коммуникативная рефлексия - раскрывает внутренние резервы человека, позволяет объединить значения и смыслы в единую динамическую систему, исследовать, что, как, зачем, почему происходит в коммуникативном взаимодействии, регулирует отношения социального педагога к себе, к другому, к окружающему миру, инициирует изменения в совместном коммуникативном пространстве с другими. Коммуникативные потребности, коммуникативная активность и коммуникативная рефлексия находятся в отношениях взаимодополнения и взаимозависимости. Первоначально актуализируются коммуникативные потребности студента, их реализация осуществляется через коммуникативную активность. В свою очередь, коммуникативная рефлексия стимулирует актуализацию коммуникативных потребностей и реализацию коммуникативной активности. Психолого-педагогические условия заключаются в интеграции коммуникативного потенциала образовательного процесса, образовательной среды и образовательного пространства. Результативный компонент предполагает проектирование результатов каждого этапа формирования коммуникативной культуры. Результатом первого этапа становятся сформированность мотивации студентов на овладение коммуникативной культурой и осознание своих коммуникативных потребностей; наличие обобщенных знаний о коммуникативной культуре; осознание коммуникативного образа Я; готовность к принятию ценностей профессионализма; ознакомление с образцами коммуникативных технологий и их репродукция. Результатом второго этапа становятся развитие коммуникативного образа Я, представления о коммуникативном образе Другого, достаточная развитость коммуникативных профессионально-личностных качеств, осознание ответственности и долга в профессионально-коммуникативном взаимодействии, хорошее знание основ междисциплинарных, психолого-педагогических и коммуникативных дисциплин, овладение продуктивными коммуникативными технологиями и умениями. Результатом третьего этапа является творческая гармонично развитая коммуникативная личность будущего социального педагога с интенциями к добру, справедливости, любви к людям и окружающему миру; способная самостоятельно и творчески осуществлять коммуникативную деятельность по созданию гармоничных отношений с субъектами социально-педагогической деятельности, творчески владеющая коммуникативными технологиями, системой операциональных действий со значениями и смыслами, вырабатывающая индивидуальный стиль коммуникативного взаимодействия. Опытно-экспериментальный этап исследования в соответствии с целью и гипотезой заключался в эмпирической проверке эффективности прогностической модели формирования коммуникативной культуры будущего социального педагога, а также в выявлении основных закономерностей, принципов, и тех внутриличностных факторов и психолого-педагогических условий, которые являются необходимыми и достаточными в процессе его профессиональной подготовки. Методологическую основу опытно-экспериментальной работы составили: нормативно-ориентированный подход, согласно которому достижения каждого студента сопоставлялись с достижениями других студентов; критериально-ориентированный подход, позволяющий собрать полную и объективную информацию о достижениях студентов в отдельности и группы в целом; критериально-уровневый подход, предоставляющий возможность отражать динамику перехода студентов с одного уровня коммуникативной культуры на другой – более высокий, что, в свою очередь, служило показателем эффективности результата и процесса формирования коммуникативной культуры. В целях достижения соответствия результатов диагностики реальности, а их качества - объективной интерпретации, в теоретическую основу диагностического комплекса были заложены соответствующие организационно-дидактические принципы психолого-педагогического диагностирования и оценки учебных достижений (А.С. Белкин, Б.П. Битинас, П.П. Блонский, М.А. Весна, К. Ингенкамп, А.И. Кочетов, Б.В. Кулагин, Ю.Н. Лобанов, П.И. Образцов, И.П. Радченко, Л.Ф. Спирин, В.С. Токарева, Н.И. Шевандрин и др.). Методика диагностирования определялась содержательно-концептуальным наполнением самого понятия «коммуникативная культура социального педагога» и проводилось по линии выявления динамических характеристик степени выраженности и направленности ее структурных компонентов. При этом мы учитывали, что коммуникативная культура как интегральная характеристика личности специалиста не поддается прямой диагностике на основе какой-либо одной методики и только сопоставление данных, полученных различными путями, дает наиболее точный результат, поэтому исследование уровня сформированности коммуникативной культуры и отдельно каждого ее компонента осуществлялось с помощью соответствующего комплекса разнообразных методик. Для учета результатов диагностирования и комплексной оценки достижений составлялся банк актуальных коммуникативных достижений отдельного студента и группы в целом - коммуникативное портфолио студента. Затем, используя выделенные содержательные показатели развития коммуникативной культуры - этический, отношенческий, деятельностный, технологический, семиотический, интеллектуальный - определялись конкретные показатели, в совокупности характеризующие уровень коммуникативной культуры каждого испытуемого и группы в целом. Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях (без изменения хода учебного процесса в вузе) и осуществлялась в три этапа: 1) поисково - констатирующий; 2) коррекционно- формирующий; 3) аналитически-оценочный. На поисково-констатирующем этапе диагностировался «стартовый» уровень коммуникативной культуры у студентов 1-3-5 курсов. В результате проведенного нами пилотажного исследования из общей выборки в 609 студентов было установлено в целом эмоционально-положительное отношение к будущей профессии. В тоже время 86,4% испытуемых показали низкий уровень коммуникативных знаний; у 73 % отсутствует осознание этических норм и ценностей коммуникативной деятельности; 68,2% будущих специалистов не обладает необходимыми знаниями о методах и технологиях построения системы отношений в своей профессиональной деятельности, у 75% студентов недостаточно сформированы умения устанавливать педагогически целесообразные коммуникативных отношения, 89,8% студентов не умеют определять и квалифицировать цели коммуникативного взаимодействия; 98% опрошенных не владеют необходимыми коммуникативными технологиями социально-педагогической деятельности; у 84% студентов отсутствовали знания о семиотической картине мира и ее роли во взаимодействии с воспитанниками, осознание значений и смыслов коммуникативных действий участников коммуникативной встречи; у 73 % низкие показатели рефлексии коммуникативной деятельности. Вместе с тем 88% студентов испытывают потребность в коммуникативных знаниях и умениях и понимают их значение в деятельности социального педагога. Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что у значительной части студентов - будущих социальных педагогов (1-3-5 курсы) сформированность коммуникативной культуры находится на очень низком уровне и представлена, преимущественно, интуитивно-эмпирическим (84% испытуемых) и репродуктивно-прагматическим уровнем (14% студентов), где коммуникативная культура характеризуется низкими показателями профессионально-коммуникативных качеств, прогностически-технологических умений и интеллектуально-семиотического потенциала. Творчески-императивнвого уровня не достиг никто и лишь незначительное количество студентов (2%) имеет продуктивно-ценностный уровень коммуникативной культуры, сформированный к выпускному курсу. Оказалось, что подавляющее большинство студентов, начинающих курс обучения (98%), находится на низком уровне развития коммуникативной культуры. Таким образом, была подтверждена необходимость специально организованного процесса формирования коммуникативной культуры будущего социального педагога, что позволило перейти к следующему этапу эксперимента. На коррекционно-формирующем этапе эксперимента осуществлялась апробация прогностической модели поэтапного формирования коммуникативной культуры будущего социального педагога. Для решения поставленных задач в процессе формирующего эксперимента, а также для организации контроля валидности исследовательских процедур, были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. Исходные показатели развития компонентов коммуникативной культуры и |