Delist.ru

Формирование коммуникативной культуры социального педагога в сие профессиональной подготовки в вузе (19.08.2007)

Автор: Сморчкова Валентина Петровна

часто цент-

рирован-

ность «На себя» Неосознан-

ность коммуникативной стратегии Коммуника-

тивные технологии

допрофессионального

опыта Ситуативное понимание

Смысловые

барьеры Коммуникативные знания на уровне

житейской

коммуни-

деятельности являются цель и способ как осуществление действия. Основу социально-педагогической деятельности составляет взаимодействие социального педагога с ее субъектами, которое носит событийный характер, поэтому в структуре коммуникативной культуры коммуникативные действия в совокупности реализуются в коммуникативной встрече - универсальном коммуникативном взаимодействии субъекта с другим субъектом. Коммуникативная встреча имеет различные цели, которые в коммуникативной культуре выступают как коммуникативные стратегии. Коммуникативный способ реализуется в коммуникативных технологиях - конкретных взаимосвязанных коммуникативных действиях, отражающих владение определенными коммуникативными умениями, необходимыми для решения задач социально-педагогической деятельности, в частности, владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, умения адекватного поведения в различных ситуациях взаимодействия; умения формировать, изменять коммуникативные позиции и др.

Информационно-семиотическая подсистема включает социальный интеллект - способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых выступает процесс социализации личности. У социального педагога в наибольшей степени, чем у специалистов других сфер деятельности, должны быть развиты такие стороны социального интеллекта, как социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способствующие пониманию смыслов социальной реальности и ее субъектов. Другим элементом подсистемы является семиотическая компетентность. Ее теоретический аспект предполагает овладение будущим социальным педагогом значительным объемом знаний общенаучного характера, а также общепрофессиональными и специализированными знаниями. В практическом плане семиотическая компетентность требует овладения операциональными действиями со знаками, значениями, смыслами, смысловыми системами и включает процессы смысловосприятия, смыслопонимания, смыслообразования, смыслопередачи.

С позиций системного принципа многомерности нами выявлены основные аспекты проявления коммуникативной культуры социального педагога как: интегрального профессионально-личностного качества специалиста, основного инструмента профессиональной деятельности социального педагога, способа постижения смыслов социальной реальности и ее субъектов.

На основе системного принципа многоуровневости, а также теории дискурсивной этики (Ю.Хабермас), диалогических теориях (М.М. Бахтин, М. Бубер), теории иерархической системы ценностей (М.Шелер), нормативно-ценностном подходе к проблеме понимания (С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский), теории уровней (ступеней) общения (Ч.М.Гаджиев, Я.А.

?? ????}

?????????????}

3ативной культуры как иерархической системы проявляется в том, что ее можно охарактеризовать в логике достижений социальным педагогом определенного уровня развития ее структурных компонентов, их осознанностью, устойчивостью и потребностью в самосовершенствовании.

Интуитивно-эмпирический уровень коммуникативной культуры социального педагога отличается в целом несформированностью всех компонентов коммуникативной культуры, коммуникативное взаимодействие осуществляется интуитивно, на основе допрофессионального опыта коммуникативного взаимодействия на житейском уровне, имеет ситуативную ориентацию.

Репродуктивно-прагматический уровень коммуникативной культуры предполагает неуверенную ориентацию социального педагога на этико-коммуникативные ценности и отчетливую коммуникативную ориентацию на личный успех, на результат. Здесь развертываются субъект-объектные отношения (Я-Оно) на основе установки к миру как к совокупности окружающих предметов. Коммуникативный процесс, характеризуясь жесткой каузальностью, состоит из коммуникативных действий, выражающих собственные оценки, взгляды и цели. Коммуникативный контакт социального педагога с воспитанником не влечет для последнего значимых личностных изменений. Коммуникативные технологии репродуктивны, отличаются монологической направленностью, использованием поучения, манипулирования и т.п., где личность закрыта для взаимодействия на уровне личностных смыслов. Коммуникативные и междисциплинарные знания фрагментарны, отсутствуют навыки самопознания, самоконтроля, саморегуляции. В коммуникативном взаимодействии проявляется лишь предпонимание.

Продуктивно-ценностный уровень характеризует направленность личности социального педагога на категории профессиональной ответственности и свободы как формы проявления нравственности, самосознания. Отчетливо проявляются компетентная, социальная ответственности (классификация Г. Йонаса), ответственность за коммуникативные действия, их последствия и результат. Основу коммуникативного взаимодействия составляют субъект-субъектные отношения (Я-Ты), переходящие на уровень диалога, в котором присутствуют со-участие, со-чувствие, со-переживание. Коммуникативные стратегии ориентированы на субъекта социально-педагогической деятельности и реализуются в коммуникативном поступке, изменяющем личностные смыслы этого субъекта. Открытие смыслов, духовное освоение мира воспитанника осуществляется на основе понимания.

Творчески-императивный уровень - высший уровень коммуникативной культуры - соответствует ориентации социального педагога в коммуникативном взаимодействии на императивы справедливости, профессионального долга, милосердия. Результатом коммуникативной встречи становится коммуникативное со-бытие, когда происходит радикальное изменение способа восприятия жизни и соответствующих ему значений и смыслов воспитанников, изменение его Я - концепции. Студенты демонстрируют умения «глубинного общения» - достигается духовное единство субъектов коммуникативного взаимодействия, влекущего за собой достаточно редкое явление - взаимопонимание, широкий гуманистический взгляд на окружающих за счет полилогических отношений (Я-Я-Мы). Универсалиями глубинного

общения являются «мироутверждение», «со-причастность»

«доминантность на всех других», «творчество как свободный дар встречи», «со-творчество». На уровне Я-Я1-Мы между субъектами социально-педагогической деятельности возможно возникновение взаимоотношений высокой дружбы и любви как духовных отношений, характеризующихся стремлением личностей к творческому самосовершенствованию и совершенствованию окружающего мира. Социальный педагог владеет обширными коммуникативными и междисциплинарными знаниями, творчески подходит к решению коммуникативных задач, развиты навыки полилогической коммуникации, способность «глубинного», системного понимания личностных смыслов каждого и смыслов окружающего мира.

Выявление структурно-уровневых и содержательных характеристик позволило перейти к моделированию процесса формирования коммуникативной культуры социального педагога в системе его профессиональной подготовки. В концептуальном плане предложенная прогностическая модель базируется на теоретико-методологических подходах, охарактеризованных выше, и представляет собой целостную, открытую, педагогическую систему, являющуюся составной частью всего процесса профессиональной подготовки социального педагога и отличающуюся единством концептуального, целевого, содержательного, технологического, диагностического, организационного и результативного компонентов (см.: рис.2).

Целевой компонент определяется в контексте современного социального заказа общества на специалиста высокой коммуникативной культуры и предполагает достижение максимально возможного в условиях вуза уровня коммуникативной культуры будущего социального педагога.

Содержательный компонент модели характеризуется последовательностью этапов усвоения элементов содержания для достижения конкретных целей обучения; системным, логическим развертыванием соответствующих психолого-педагогических и коммуникативных знаний; конгруэнтностью содержания будущей профессиональной деятельности; использованием межпредметных связей

Рисунок 2.

Прогностическая модель формирования коммуникативной культуры

будущего социального педагога

Социокультурные потребности - социальный педагог как носитель высокой

коммуникативной культуры

Цель – формирование коммуникативной культуры социального педагога

Теоретико-методологические основы

Философия антропологии, философии я культуры, философия коммуникации,

философия информации, философия образования

Системный подход

культурологический, коммуникативный, семиотический, этический,

личностно-деятельностный, синергетический

Закономерности

загрузка...