Delist.ru

Формирование коммуникативной культуры социального педагога в сие профессиональной подготовки в вузе (19.08.2007)

Автор: Сморчкова Валентина Петровна

Процесс фрмирования коммуникативной культуры социального педагога основывается на психолого-педагогических закономерностях, проявляющихся в аспектах развития личности, организации образовательного процесса и содержания коммуникативной культуры: а) формирование коммуникативной культуры эффективно при стимулировании внутриличностных факторов: коммуникативных потребностей, коммуникативной деятельности, коммуникативной рефлексии; б) формирование коммуникативной культуры представляет собой целостный последовательный процесс, элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы; в) эффективность процесса формирования коммуникативной культуры зависит от ситуации успеха, позитивных субъективных переживаний каждым студентом своих индивидуальных достижений и достижений группы; г) структурные компоненты коммуникативной культуры не рядоположены, а взаимозависимы и взаимообусловлены, составляя единую сложноорганизованную систему.

Основными принципами формирования коммуникативной культуры социального педагога являются: принцип активности, ориентирующий социального педагога на “органически-творческое самооформление” (И.А. Ильин), духовную активность, углубление самопознания, устремленность к профессиональному совершенствованию; принцип диалогичности (А.В. Мудрик), предполагающий обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, социальными и др.), отношения со-трудничества; принцип индивидуализации, основывающийся на учете мотивации каждого субъекта и требующий адаптации условий, средств формирования коммуникативной культуры к уникальному коммуникативному потенциалу каждого студента; принцип вариативности и дополнительности, требующий осуществления межпредметных связей, использования разнохарактерных педагогических явлений, всего многообразия форм коммуникации; принцип преемственности, аккумулирующий положительные результаты на всех этапах формирования коммуникативной культуры.

Технологическая система включает методики коммуникативного корректива, коммуникативного тренинга, коммуникативного креатива, в совокупности обеспечивающие технологичность процесса формирования коммуникативной культуры и его соотнесенность с этапами учебно-профессиональной мобильности студента.

Диагностический комплекс базируется на организационно-дидактических принципах научности, развития, моделирования, стандартизации, портативности, доступности. Для учета результатов диагностирования и комплексной оценки достижений целесообразно использовать метод портфолио, эффективный для решения диагностических и педагогических задач: он формирует мотивацию успеха; позволяет каждому студенту актуализировать свои коммуникативные проблемы; отражает достижения студента в статике и в динамике; выступает инструментом самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента; формирует качества критического мышления, умения обосновывать свой выбор.

Эффективность процесса формирования коммуникативной культуры социального педагога, его содержание и динамичность обеспечиваются инициированием внутриличностных факторов и реализацией психолого-педагогических условий.

Внутриличностными факторами выступают коммуникативные потребности (потребности в духовных отношениях, в осуществлении справедливости, добра, милосердия, ответственности, долга; во взаимных контактах с другими людьми; в обмене знаниями, опытом, эмоциями, переживаниями; в познании смыслов окружающего мира и личностных смыслов); коммуникативная активность (интенсивность коммуникативной деятельности, направленной на построение устойчивых взаимных отношений, ее операционально-динамические характеристики); коммуникативная рефлексия (осознание социальным педагогом коммуникативных особенностей своей личности, собственных чувств, мыслей, действий, а также осознание того, каким воспринимают его окружающие).

Психолого-педагогические условия интегрируют коммуникативный потенциал образовательного процесса, образовательной среды и образовательного пространства. В образовательном процессе это: включение в него компонентов коммуникативной культуры; использование межпредметных связей учебных дисциплин; личностно-ориентированная направленность технологий и методик; рациональное сочетание активных инновационных форм и методов с самостоятельными заданиями; осуществление контроля и самоконтроля за количественно-качественными показателями коммуникативной культуры; организация творческого, диалогового взаимодействия между субъектами образовательного процесса. В образовательной среде - гуманистическая и творческая направленность образовательной среды; стимулирующая коммуникативные потребности социального педагога, формирующая его коммуникативный опыт, способствующая индивидуальному самоопределению. В образовательном пространстве - включение студентов в многообразные виды социально-педагогической практики и учебно-исследовательской работы; активизация студентов как активных субъектов различных структур образовательного пространства; инициирование их саморазвития, самореализации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования апробированы и внедрялись автором: в ходе лекционных и практических занятий по дисциплинам общепрофессиональной и специализированной подготовки студентов РГСУ и МГОУ; в содержание авторских учебных программ спецкурсов и их преподавание (“Профессионально-речевая культура социального педагога”, «Психолого-педагогические основы профессиональной коммуникации социального педагога»; “Коммуникативная культура социального педагога”); при осуществлении методического руководства педагогической практикой студентов.

Результаты исследования отражены в монографиях, учебных пособиях, научно-практических рекомендациях, программно-методических материалах, научных статьях, докладах, в т.ч. в публикациях за рубежом (Германия, Казахстан, Польша, Украина). Материалы исследования докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на ежегодных научных чтениях РГСУ (Москва, 1999-2004), на научно-педагогических чтениях РГСУ (2001-2007); Всероссийских научно-практических конференциях (г. Москва, 2000, 2003), на научной конференции Института человека РАН (Москва, 2003); на Международных конференциях и конгрессах: Москва, 2003, 2004, 2005, 2007; Луганск, 2003; Казань, 2005; Калининград-Варшава, 2005; Ставрополь, 2005; Москва-Эрланген, 2006 и других.

По теме диссертации опубликовано 2 монографии, 3 учебно-методических пособия, 17 учебных программ, 39 научных статей и тезисов. Общий объем публикаций по теме исследования составляет более шестидесяти печатных листов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены

проблема, объект, предмет, цель и задачи, гипотеза; сформулированы положения, выносимые на защиту, характеризуется новизна, а также теоретическая и практическая значимость.

В первой главе - “Теоретико-методологические основы исследования феномена коммуникативной культуры” - раскрываются методологические и теоретические основы исследования, рассматривается феноменология коммуникативной культуры в психолого-педагогических работах; анализируются состояние системы профессиональной подготовки социального педагога, раскрывается коммуникативная специфика его профессиональной деятельности, обосновывается императивная роль коммуникативной культуры в системе профессиональной подготовки социального педагога в вузе.

Во второй главе - “Концептуальные основы формирования коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки» - раскрываются сущность, структура, содержание и уровни исследуемого феномена, конструируется прогностическая модель формирования коммуникативной культуры социального педагога в условиях вуза, раскрывается психолого-педагогический механизм данного процесса.

В третьей главе - “Технологическое обеспечение процесса формирования коммуникативной культуры социального педагога в вузе” - представлено теоретическое обоснование технологической системы формирования коммуникативной культуры социального педагога в условиях вуза, характеризуются методы диагностирования, анализируется эффективность реализации прогностической модели в опытно-экспериментальной работе. На основании теоретического анализа и результатов экспериментальной работы выявляются закономерности, принципы, внутриличностные факторы и психолого-педагогические условия эффективности данного процесса.

В заключении осуществлен синтез результатов исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и правоту положений, выносимых на защиту, определены научные перспективы дальнейшей работы.

Список литературы содержит 588 наименований. В приложениях представлены программно-методические материалы и материалы эмпирического исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Необходимой содержательной предпосылкой формирования теоретического знания и поиска новых подходов к предмету научного исследования служит философская методология (И.В.Блауберг, Б.С.Гершунский, В.А.Лекторский, Н.Д.Никандров,С.С.Розов,В.С. Швырев, Э.Г.Юдин и др.). Философская антропология (А.Гелен, М.С.Каган, И.Кант, Э.Кассирер, В.Н.Сагатовский, К.Д.Ушинский, М.Шелер и др.), позволяет установить, что на уровне всеобщего коммуникативная культура является способом бытия человека, процессом и результатом осуществления человека, где его Я обнаруживает себя в другом Я, во взаимодействии с социумом, с окружающим миром в целом. Такое понимание человека и его сущностных свойств задает логику исследования коммуникативной культуры как системы взаимодействия человека с другими людьми, с окружающим миром. Обращение к общефилософскому пониманию категорий "культура", «коммуникация», «информация», являющихся атрибутивными свойствами коммуникативной культуры, позволило приблизиться к ее постижению как социально-педагогического феномена. Философия культуры (Н.А.Бердяев, В.С. Библер, М. Вебер, И. Гердер, Н.Я Данилевский, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, П.Сорокин, А.Тойнби, Ф. Шлегель, О.Шпенглер и др.) помогает высветить истинную, глубинную сущность коммуникативной культуры социального педагога как системы достижений, высшим уровнем которой являются нравственные императивы любви, добра, человечности, справедливости. Именно эти категории задают целевую направленность процесса формирования коммуникативной культуры социального педагога. Философия коммуникации (А.А.Брудный, М.С.Каган, Г.В.Колшанский, В.П.Конецкая, А.А.Леонтьев, Ю.М.Лотман, И.В.Наместникова, Б.Д. Парыгин, Г.Г.Почепцов, Э.В.Соколов, Е.Ф.Тарасов, С.В.Филиппов и др.; К.-О.Апель, М.Вебер, Г.Лассуэлл, Н.Луман, Г.Мак-Люэн, А.Моль, Х.Ортега-и-Гассет, Ю.Хабермас, У.Эко и др.), разрабатывая идеи социальных функций коммуникации, диалога, коммуникативного действия как способа достижения согласия, взаимопонимания, создает основу для понимания коммуникативной культуры как коммуникативной деятельности и как базового инструмента установления гармоничных отношений между людьми и окружающим миром. Философия информации (Р.Ф.Абдеев, Л.Б.Баженов, В.В.Вержбицкий, И.И.Гришкин, Д.И.Дубровский, А.М.Коршунов, М.И.Сетров, А.Д.Урсул, Г.И Царегородцев и др.) помогает преодолеть традиционные трактовки коммуникативной культуры в пределах межличностного общения или речевой коммуникации и подойти к пониманию этого феномена как системы коммуникативного взаимодействия человека с окружающим миром в целом на основе любых знаков и знаковых систем. Философия образования (Л.П. Буева, Б.С.Гершунский, Э.Н. Гусинский, Б.Т.Лихачев, А.П.Огурцов, В.М.Розин, Н.С.Розов, Ю.И.Турчанинова, В.Д. Шадриков, Т.И.Шамова, и др.; Р.Диарден, Р.Питерс, М.Поляни, Р.Штайнер и др.), провозглашая идею модернизации образования, предлагает стратегические ориентиры, гуманизации, этизации, фундаментализации, актуальные для формирования коммуникативной культуры социального педагога.

Конкретно-научную методологическую базу исследования составили: системный подход - позволил рассмотреть коммуникативную культуру социального педагога как многомерную, многоуровневую, полифункциональную систему, а процесс ее формирования - как определенное множество взаимосвязанных и взаимозависимых элементов; культурологический подход обеспечивает рассмотрение процесса формирования коммуникативной культуры через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы и ценности, культурная деятельность; коммуникативный подход направлен на решение вопросов содержания, организации процесса, методов, способов и технологий работы со студентами; семиотический подход выявил знаково-символическую природу коммуникативной культуры, предполагающую операциональные действия смысловосприятия, смыслопонимания, смыслотворчества, смыслопередачи; этический подход характеризует формирование коммуникативной культуры как процесс «восхождения» к нормам культуры, стремления к педагогическому идеалу; личностно-деятельностный подход позволил выявить внутриличностный психолого-педагогический механизм и условия формирования коммуникативной культуры с ориентацией на наиболее полную реализацию коммуникативного потенциала личности; синергетический подход показывает необходимость стремления процесса формирования коммуникативной культуры к открытости и взаимодействию с образовательной средой и образовательным пространством.

В работе представлен анализ научно-педагогической литературы (А.И.Арнольдов, М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова,В.И.Загвязинский, И.А.

Липский, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик) по вопросам профессиональной подготовки социального педагога, а также образовательной практики. На основе выявленных актуальных проблем - правовых, научных, содержательных, организационных – обосновывается необходимость изменения вектора развития системы профессиональной подготовки специалиста в сторону коммуникативной парадигмы, наиболее полно отвечающей социокультурным и образовательным тенденциям общества и самой сущности социально-педагогической деятельности.

Сущностная характеристика социально-педагогической деятельности определяется ее коммуникативной спецификой, обусловленной целями, функциями и содержанием самой деятельности. В широком плане, по нашему убеждению, профессиональная деятельность социального педагога должна быть сориентирована на выстраивание гармоничной коммуникации человека с окружающим миром через преодоление различных форм отчуждения (социальных, духовных, психологических), а также содействие его сознательному социальному саморазвитию.

Функциональное поле социально-педагогической деятельности также отражает коммуникативную природу этой деятельности. Систематизируя представления педагогов-ученых о функциях социально-педагогической деятельности (Г.А.Воронина, М.А.Галагузова, В.И. Загвязинский, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик, Р.В.Овчарова, П.А.Шептенко и др.), мы рассматриваем их в двух аспектах: 1) по отношению к социуму (функции: реализации социальной политики государства; координации деятельности различных учреждений социальной сферы для решения социально-педагогических проблем; диагностики социально-педагогических факторов, условий социума; социально-педагогического прогнозирования развития социальных процессов в социуме, возможностей целесообразного влияния на него; 2) по отношению к социализирующейся личности: образовательная, защитно-профилактическая, мобилизующая, социального сопровождения, адаптационная, корректирующая, реабилитационная консультативная, контролирующая.

Содержанием социально-педагогической деятельности является коммуникативное взаимодействие, которое в широком смысле слова, определяется как процесс обмена коммуникативными действиями между субъектами посредством использования знаков вербальной и невербальной систем с целью взаимоинформирования, воздействия на поведение, интеллектуальное, эмоциональное состояние, их изменение и регулирование (М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова). Одно из главных направлений деятельности социального педагога - работа с человеком, в основе которой лежит коммуникативное взаимодействие, прежде всего, в его индивидуально-личностном выражении (А.В. Мудрик).

Коммуникативная направленность целей, функций и содержания социально-педагогической деятельности дает основание рассматривать коммуникативную культуру как императив системы профессиональной подготовки социального педагога. Императивная роль коммуникативной культуры подтверждается также ее функциональными характеристиками: гуманистическая функция проявляется в уникальном потенциале продуцировать элементы гуманности, человечности в других людях, превращать гуманность в содержательную действительность; этическая функция требует практической реализации этических норм, их трансляции в общество, миссии специалиста быть человеческим образцом высшей нравственности; воспитательная функция состоит в непосредственном влиянии на поведение, мысли, чувства воспитанника, в способности «транслировать себя в воспитанника» через совместную коммуникативную деятельность; интегративная функция выступает важным условием интеграции культуры и нравственности, культуры личности и культуры деятельности; регулятивная функция отражает роль коммуникативной культуры как внутренней детерминанты профессиональной деятельности; терапевтическая функция реализуется через фасилитаторские коммуникативные отношения, предполагающие сопереживание, сочувствие, понимание, терпимость; когнитивная функция создает потенциалы интеллектуального развития воспитанника, обогащения его новыми знаниями; эмоциональная функция находит отражение в общей психологической атмосфере, эмоциональном самочувствии субъектов взаимодействия; помогает найти адекватные коммуникативные средства для поддержания позитивных эмоций или, наоборот, преодоления негативных; рефлексивная функция связана с самопознанием коммуникативного “Я”, мотивов своих коммуникативных действий, осознанием необходимости саморазвития и самосовершенствования.

Важным моментом реального функционирования коммуникативной культуры является возможность иметь не только положительный, но и негативный эффект, и тогда можно говорить о дисфункции коммуникативной культуры, преодоление которой возможно в рамках теории «этических добродетелей» (Аристотель), теории «золотого сечения» (В.Е. Каган).

Необходимость переориентации системы профессионально подготовки

, эмпатия , сочувствие, сострадание, великодушие, благородство, тактичность, вежливость, искренность.

Рисунок 1.

Структурно-уровневая модель коммуникативной культуры социального педагога

Формы проявления

КК СП Универсальное профессионально-личностное качество СП Основной инструмент социально-педагогической деятельности Способ постижения смыслов социальной реальности и личностных смыслов ее субъектов

Структурные

компоненты

Этико-

аксиологическая

подсистема Процессуально-деятельностная

подсистема Информационно-

загрузка...