Delist.ru

Формирование коммуникативной культуры социального педагога в сие профессиональной подготовки в вузе (19.08.2007)

Автор: Сморчкова Валентина Петровна

- теории креативности (П.Бич, Д.Б.Богоявленская, Г.Буш, В.Н. Дружинин, В.А.Кан-Калик, Б.Клег, Н.Коган, Н.В.Кухарев, Н.Д. Никандров, Я.А.Пономарев, В.С.Решетько, С.Л.Рубинштейн и др.);

- теории потребностей (А.Маслоу, Л.В.Жучкова, Н.Н.Кузьминская, С.Л.Рубинштейн и др.);

- теории рефлексии (О.С.Анисимов, Б.З.Вульфов, С.Библер, М.С. Бургин. Л.С.Выготский, Т.И.Губанова, В.М.Розин, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин, Л.Б.Соколова, Г.А.Цукерман и др.).

Для решения поставленных задач и верификации выдвинутой гипотезы использован комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: теоретического анализа (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, ретроспективный); общенаучные логические методы (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия); эмпирические (изучение научной литературы по проблеме исследования, документов, социально-педагогического опыта; научное наблюдение, беседа, социометрический опрос, экспертный опрос, интервьюирование, анкетирование, тестирование, «портфолио студента», анализ продуктов деятельности социальных педагогов, студентов, воспитанников; педагогическое проектирование: моделирование; педагогический эксперимент); статистической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования. Используемые методы были адекватны поставленным задачам, что позволило фиксировать динамику качественных и количественных изменений в предмете исследования.

Организация и этапы исследования.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе (1996 - 1999 гг.) изучено состояние научной разработанности проблемы и практики профессиональной подготовки социального педагога; определены теоретико-методологические основы исследовательского поиска, сформулирована его общая гипотеза. Разработана теоретическая структурно-уровневая модель коммуникативной культуры социального педагога.

На втором этапе (2000 - 2003 гг.) осуществлено теоретическое конструирование прогностической модели формирования коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки, проведена опытно-экспериментальная работа по реализации модели. Апробированы образовательные технологии формирования коммуникативной культуры.

На третьем этапе (2004 - 2005 гг.) проведена корректировка прогностической модели, уточнены гипотеза и концептуальные положения. Продолжен формирующий эксперимент. В практику работы образовательных учебных заведений внедрены авторские учебные программы и научно-методические разработки.

На четвертом этапе (2006 – 2007 гг.) обобщены и систематизированы полученные опытно-экспериментальные результаты, проведена их статистическая обработка. Установлены основные закономерности, принципы и условия, способствующие эффективному формированию коммуникативной культуры социального педагога. Завершено оформление результатов исследования в виде докторской диссертации.

Экспериментальная база исследования. В качестве основной опытно-экспериментальной базы выступали Российский государственный социальный университет и Московский государственный областной университет. Долгосрочный эксперимент (1996-2005 гг.) дополнялся локальными экспериментами в пилотных учреждениях в г. Москве: в Институте экономики и культуры, в гимназии № 1579, коррекционной школе-интернате № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детском доме общественных организаций. Экспериментальной работой были охвачены студенты 1-5 курсов факультетов педагогики и психологии РГСУ и МГОУ, преподаватели вузов, социальные педагоги, представители общественных, государственных учреждений социальной сферы, воспитанники учреждений социального типа, учащиеся общеобразовательных школ, родители - всего более двух тысяч субъектов образовательного процесса.

Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования, их научная новизна.

Поставлена и разработана на методологическом, теоретическом, концептуальном и технологическом уровнях проблема формирования коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки, впервые ставшая в педагогике высшей школы предметом специального изучения.

Предложена авторская идея коммуникативной культуры как психолого-педагогического феномена, базирующаяся на принципе дополнительности, дающем возможность использовать как взаимодополняющие методологические положения философии антропологии, философии культуры, философии коммуникации, философии информации, философии образования и системного, культурологического, коммуникативного, этического, личностно-деятельностного, семиотического, синергетического подходов.

Изложены теоретические положения и выводы, отражающие современное состояние системы профессиональной подготовки социального педагога в рамках коммуникативной парадигмы. Представлена углубленная характеристика коммуникативной специфики его профессиональной деятельности. Обоснована полифункциональность и императивная роль коммуникативной культуры в системе профессиональной подготовки социального педагога.

Разработана новая концептуальная структурно-уровневая модель коммуникативной культуры социального педагога, базирующаяся на теоретических положениях системного, культурологического, коммуникативного, информационного подходов; выявлена сущность коммуникативной культуры социального педагога как универсальной характеристики личности специалиста; представлена уровневая динамика ее компонентов.

Спроектирована и научно обоснована прогностическая модель формирования коммуникативной культуры социального педагога в вузе, представляющая целостную, открытую, педагогическую систему, характеризующуюся единством структурных составляющих: концептуальных, целевых, содержательных, организационных, технологических, результативных. В модели представлены основные закономерности процесса, принципы, психолого-педагогические условия, последовательность этапов, критерии оценивания достижений.

Разработана и апробирована авторская технологическая система формирования коммуникативной культуры социального педагога, включающая методики коммуникативного корректива, коммуникативного тренинга, коммуникативного креатива, обеспечивающие в совокупности технологичность данного процесса и его соотнесенность с уровнями учебно-профессиональной мобильности студента.

Разработан комплекс диагностических методик, базирующийся на организационно-дидактических принципах научности, развития, моделируемости, стандартизации, портативности, доступности; предложено использование метода портфолио для учета результатов диагностирования и комплексной оценки достижений в процессе формирования коммуникативной культуры будущих социальных педагогов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нем объективные результаты содержат в своей совокупности решение научно-педагогической проблемы формирования коммуникативной культуры будущего социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе:

Обоснованы методологические положения, базирующиеся на принципе дополнительности, позволяющем расширить представление о коммуникативной культуре как социально-педагогическом феномене.

Разработаны и предлагаются для введения в научный оборот авторские концепты, обогащающие понятийный аппарат педагогической науки: «коммуникативная встреча» - событийная характеристика коммуникативного взаимодействия субъектов социально-педагогической деятельности; «коммуникативный корректив» - методика, направленная на снятие и профилактику коммуникативных барьеров; «коммуникативный креатив»- методика развития коммуникативного потенциала и способности к коммуникативному творчеству; «коммуникативное философствование» - метод постижения коммуникативной встречи субъектов с позиций личностных смыслов, социальных смыслов, морально-этических, пространственно-временных, национально-культурных измерений.

Определен статус коммуникативной культуры как императива системы профессиональной подготовки социального педагога, что расширяет представления теории и методики обучения будущего социального педагога о его целевых, содержательных и процессуальных составляющих, предполагает проектирование и развитие нового учебно-дисциплинарного направления в этой системе с системообразующим компонентом - коммуникативной культурой специалиста.

Разработана новая концептуальная структурно-уровневая модель коммуникативной культуры социального педагога на основе системного, культурологического, коммуникативного, информационного подходов, не применявшихся ранее в совокупности к данной предметной области исследования.

Обоснована прогностическая модель формирования коммуникативной культуры социального педагога, создающая предпосылки для осуществления коммуникативной подготовки будущего социального педагога.

Разработана технологическая система формирования коммуникативной культуры социального педагога, обогащающая теорию профессиональной подготовки социального педагога новым эффективным подходом к этому процессу в условиях вуза.

Установлены и обоснованы основные закономерности процесса формирования коммуникативной культуры, принципы, внутриличностные факторы и психолого-педагогические условия, дополняющие теорию и практику профессионального образования новыми проектирующими положениями по проблеме формирования коммуникативной культуры социального педагога.

Практическая значимость исследования. Предлагаемое новое концептуальное решение научной проблемы формирования коммуникативной культуры существенно изменяет подходы к разработке программ перспективного развития системы профессиональной подготовки социального педагога на всех уровнях. Прогностическая модель, диагностический инструментарий могут способствовать обновлению содержания профессионального образования и его модернизации в целом. Материалы исследования найдут применение при разработке курсов и спецкурсов по проблемам коммуникативной подготовки специалистов, педагогической коммуникации, профессиональной культуры. Методические рекомендации по использованию комплекса апробированных образовательных технологий, авторские экспериментальные программы, а также обширный банк теоретических заданий, тестов, практических упражнений, игровых и педагогических ситуаций продуктивно используются и обнаруживают достаточно высокую эффективность в практике профессиональной подготовки специалистов социальной сферы и могут быть востребованы большим кругом преподавателей в зависимости от учебно-педагогических целей и задач.

Достоверность и надежность научных результатов исследования обеспечены обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных целям, задачам и логике исследования; широтой источниковедческой базы; целенаправленным и длительным характером опытно-экспериментальной работы; положительной научной апробацией основных положений и выводов исследования в выступлениях, публикациях, а также в материалах курсовых и дипломных работ, защищенных под руководством соискателя; репрезентативностью объема выборки, статистической значимостью и непротиворечивостью опытно-экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

Теоретико-методологические основы исследования коммуникативной

культуры базируются на общеметодологическом принципе дополнительности, позволяющем взаимодополнять важнейшие положения философии антропологии, культуры, коммуникации, информации, образования и системного, культурологического, коммуникативного, этического,семиотического, личностно-деятельностного, синергетического подходов.

Система профессиональной подготовки социального педагога, характеризуясь наличием актуальных проблем коммуникативного характера, требует переориентации на коммуникативную парадигму развития, отвечающую социокультурным, образовательным тенденциям и самой сущности социально-педагогической деятельности, имеющей коммуникативную специфику, обусловленную ее целями, функциями и содержанием.

Коммуникативная культура выступает императивом системы

профессиональной подготовки социального педагога в силу социальной, гуманистической значимости и коммуникативной специфики социально-педагогической деятельности, а также своих функций: гуманистической, этической, воспитательной, интегративной, регулятивной, терапевтической, когнитивной, эмоциональной, рефлексивной. Указанные значения позволяют считать коммуникативную культуру универсальной характеристикой личности, выступающей основным критерием подготовки социального педагога к осуществлению специальных воспитательных функций в соответствии с социальными ожиданиями общества.

Коммуникативная культура социального педагога как

универсальная характеристика личности представляет собой сложноорганизованную систему этико-аксиологических, процессуально-деятельностных и информационно-семиотических достижений специалиста в его профессионально-коммуникативном взаимодействии с окружающим миром, другими людьми, самим собой, осуществляемом посредством оперирования смыслами на основе использования любых знаковых систем.

Структурно-уровневая модель коммуникативной культуры социального педагога выстраивается на основе культурологического, коммуникативного, информационного подходов, отражающих атрибутивные свойства коммуникативной культуры (культура, коммуникация, информация), и принципов системного подхода. Принцип полиструктурности позволяет определить в структуре коммуникативной культуры подсистемы: этико-аксиологическая (проявляется в этико-коммуникативных ценностях и коммуникативных отношениях); процессуально-деятельностная (включает коммуникативные стратегии и коммуникативные технологии); информационно-семиотическая (представлена социальным интеллектом и семиотической компетентностью). Принцип многомерности отражает разнообразные стороны проявления коммуникативной культуры: как интегрального профессионально-личностного качества социального педагога; как основного профессионального инструмента социально-педагогической деятельности; как способа постижения коммуникативных смыслов социальной реальности и ее субъектов. Принцип иерархичности помогает представить компоненты коммуникативной культуры в виде преемственных уровней (интуитивно-эмпирический, репродуктивно-прагматический, продуктивно-ценностный, творчески-императивный).

Уровни коммуникативной культуры социального педагога определяются через систему критериально-показательных признаков: профессионально-личностные коммуникативные качества (осознанность, направленность коммуникативно-этических ценностей и отношение к ним; успешность их реализации в социально-педагогической деятельности; стремление к профессионально-коммуникативному совершенствованию); прогностически-технологические умения коммуникативного взаимодействия (осознание и направленность коммуникативных стратегий; умение моделировать и прогнозировать коммуникативную встречу с субъектами социально-педагогической деятельности, владение коммуникативными технологиями и техниками; способность выбирать оптимальную коммуникативную технологию для достижения педагогически значимого результата; семиотический потенциал (наличие системных междисциплинарных, общепрофессиональных и коммуникативных знаний, степень развития социального интеллекта, владение операциональными умениями смысловосприятия, смыслопонимания, смыслообразования и смыслопередачи).

Прогностическая модель формирования коммуникативной культуры социального педагога конструируется с учетом основных тенденций развития системы профессиональной подготовки социальных педагогов, закономерностей, принципов, обеспечивающих научность, целостность, динамичность процесса. Модель определяется как педагогическая система, являющаяся неотъемлемым, но относительно самостоятельным элементом в общей системе профессиональной подготовки социального педагога, и представляет собой целостное единство концептуального, целевого, содержательного, организационного, технологического, диагностического и результативного компонентов.

загрузка...