Delist.ru

Формирование коммуникативной культуры социального педагога в сие профессиональной подготовки в вузе (19.08.2007)

Автор: Сморчкова Валентина Петровна

Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретико-методологические и технологические основы эффективного формирования коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является профессиональная подготовка социального педагога в вузе.

Предметом исследования выступает процесс формирования коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

обосновать теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования коммуникативной культуры социального педагога;

исследовать состояние проблемы формирования коммуникативной культуры в теории и практике подготовки специалистов в вузе;

выявить сущность, структуру, содержание коммуникативной культуры социального педагога, критерии и уровни ее сформированности;

осуществить моделирование процесса формирования коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе;

разработать технологическое обеспечение процесса формирования коммуникативной культуры социального педагога в условиях вуза, определить его эффективность;

выявить основные закономерности, принципы, внутриличностные факторы и психолого-педагогические условия эффективного формирования коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки.

В основу исследования положена гипотеза, которая формулируется следующим образом: процесс формирования коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе будет успешным, если:

- существенно усилена коммуникативная направленность системы профессиональной подготовки через включение в нее компонентов коммуникативной культуры и установление межпредметных связей дисциплин основной образовательной программы подготовки социального педагога;

- обеспечено единство компонентов моделируемого процесса как педагогической системы, характеризующейся целостностью и единством ее структурных составляющих (концептуальных, целевых, содержательных, организационных, технологических);

- приведены в соответствие технологические этапы формирования коммуникативной культуры социального педагога с уровнями его учебно-профессиональной мобильности в процессе подготовки в вузе;.

- учитываются результаты диагностирования, обеспечивающего адекватную оценку достижений будущего социального педагога в процессе формирования коммуникативной культуры;

- учитываются основные закономерности, принципы формирования коммуникативной культуры социального педагога

- инициированы внутриличностные факторы формирования коммуникативной культуры и созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие динамику этого процесса через интеграцию коммуникативного потенциала образовательного процесса, образовательной среды, образовательного пространства вуза.

Методологической основой исследования выступает диалектический метод познания, позволяющий раскрыть сущность социально-педагогической реальности на основе законов диалектики. Общеметодологическими основаниями исследования служат положения философской антропологии, философии культуры, философии коммуникации, философии информации, философии образования.

Конкретную методологию исследования определяют системный подход (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, Л.фонБерталанфи, И.В.Блауберг, В.П.Кузьмин, В.А.Лекторский, А.И.Ракитин, В.Н.Садовский, А.И.Уемов, Б.Г.Юдин, Э.Г.Юдин, Г.П.Щедровицкий и др.); культурологический (А.В. Барабанщиков, С.И.Гессен, И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин др.), коммуникативный ( И.А. Зимняя, Н.Б. Крылова, А.А. Леонтьев (этический (Р.Г.Апресян, В.А.Болотов, А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, Е.И.Исаев, В.А.Канке, Я.А. Мильнер-Иринин, В.С.Соловьев, Н.А.Шайденко, Ю.А.Шрейдер и др.), личностно-деятельностный (Г.С.Батищев, Л.С. Выготский, Э.И.Ильенков, Н.Г. Кристотурьян, А.В.Маргулис, Я.А.Пономарев, В.Н.Сагатовский, В.С. Швырев др.), семиотический (В.Н.Агеев, К.Аймермахер, В.Л.Деглин, В.В.Иванов, Ю.М.Лотман, Б.В. Марков, Ч.У.Моррис, Г.С.Осипов, В.В.Петров, Д.А.Поспелов, Г.Г.Почепцов, В.М.Розин, Г. Фреге и др.), синергетический (В.Г.Буданов, Ю.А. Данилов, К.Х.Делакаров, И.С.Добронравова, С.П.Капица, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов, Г.Г.Малинецкий, Н.Н.Моисеев, С.Д.Пожарский, Р.И. Пригожин, И.Стэнгерс, Г.Хакен и др.).

Взаимосвязь указанных методологических подходов строится на основе принципа дополнительности (Н.Бор), предполагающего снятие противоположностей за счет их взаимного дополнения и позволяющего глубоко и всесторонне исследовать заявленную проблему.

Теоретическую основу исследования составляют:

- современные теории гуманистической педагогики и психологии, затрагивающие различные проблемы взаимодействия, коммуникации, общения (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Л.М.Буева, С.Д.Дерябо, М.С.Каган, В.А.Кан-Калик, И.С.Кон, А.А.Леонтьев Б.Ф.Ломов, Л.М.Митина, А.В.Мудрик, Б.Д.Парыгин, К.Роджерс, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.);

- концепции высшего профессионального образования (В.Б.Беспалько, А.А.Вербицкий, Б.С.Гершунский, Э.Ф.Зеер, В.И.Загвязинский, В.Г.Кинелев, А.В. Петровский, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина и др.);

- теории профессионально-личностного развития и саморазвития человека как субъекта образовательного процесса (О.А.Абдуллина, К.А. Абульханова-Славская, М.Я.Виленский, Н.И.Вьюнова, Е.А.Леванова, Г.М. Коджаспирова, М.М.Левина, Н.Е.Мажар, А.К.Маркова, А.В.Мудрик, Л.С. Подымова, В.А.Сластенин, Я.А.Пономарев и др.);

- теории профессиональной культуры педагога (З.Ф. Абросимова, Е.В.Бондаревская, И.Ф.Исаев, Н.Б.Крылова, Н.В.Кузьмина, М.М.Левина, А.В.Мудрик, Е.Г.Силяева, В.А.Сластенин, Н.Е.Щуркова и др.);

- теории и методики профессиональной подготовки социального педагога (А.И.Арнольдов, В.И.Беляев, П.П.Блонский, В.Г.Бочарова, Ю.В.Василькова, Г.А.Василькова, Г.А.Воронина, Б.З.Вульфов, М.А. Галагузова, Ю.Н.Галагузова, С.И.Григорьев, В.И.Загвязинский, И.А.

Зимняя, Н.Ю.Клименко, Г.М. Коджаспирова, Р.М. Куличенко, И.А.Липский, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик, В.А.Никитин, Л.Е.Никитина, Р.В.Овчарова, Т.В.Пушкарева, В.Д.Семенов, В.Н.Сидоров, В.А.

Сластенин, Ю.А.Стрельцов, Г.Н. Филонов, Г.Н.Штинова, и др.);

- теории коммуникативных педагогических технологий (В.П. Беспалько, Н.И.Вьюнова, А.Б.Дробович, И.Я.Зязюн, Е.Н.Ильин, В.А. Кан-Калик, Е.А.Леванова, М.М.Левина, А.С.Макаренко, Э.Ш.Натанзон, А.Я.Савельев, С.А.Смирнова, Ф.А.Фрадкин, Н.Е.Щуркова и др.).

В определении концептуальных основ исследования мы опирались на базовые положения:

- этических теорий социальной педагогики (Г.Коген, П.Наторп, Р. Штаммлер, К.Форлендер, Л.Нельсон и др.);

- теории этики ценностей и педагогической аксиологии (Е.И. Артамонова, Н.А.Бердяев, М.Вебер, Х.-Г.Гадамер, Г.Йонас, М.С.Каган, Т.В.Мишаткина, Дж.Ролз, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Ю.Хабермас, М.Шелер, Е.Н.Шиянов и др.);

- теории отношений (В.М.Бехтерев, А.А.Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, К.Р.Роджерс, С.Л.Рубинштейн и др.); теории экзистенциальных отношений (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, К.Ясперс и др.);

- этические теории деятельности (М.М.Бахтин, Л.И.Божович. М.К. Мамардашвили, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский, Б.Д.Эльконин и др.);

- концепций личностного смысла (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е. Василюк, В.П.Зинченко, Д.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.М.Мунипов, В.В. Столин, Э.Фромм, Э.Эриксон и др.);

- теории понимания (И.С.Алексеев, В.С.Грязнов, В.П.Зинченко,С.Б.Крымский, В.Г.Кузнецов, В.Н. Порус, Г.Л.Тульчинский, Н.Хомский, А.Шюц и др.); мышления (Г.С. Батищев, А.В.Брушлинский, А.М. Матюшкин и др.); теории интеллекта (Л.Термен,Ч.Спирмен, Р.Кеттел,

Дж. Гилфорд, Дж. Вексрел и др.);

- коммуникативной лингвистики (Н.Д.Арутюнова, Ван Дейк, И.А. Зимняя, Е.В.Клюев, Р.Мэй, Дж.Остин, Дж.Серль, А.А. Потебня и др.);

- диалогические концепции (Л.М.Баткин, М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.Бубер, М.С.Каган, М.В.Каминская, А.Г. Ковалев, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, Ю.М.Лотман, Т.К.Мухина, С.Л.Франк, А.У.Хараш и др.);

загрузка...