Delist.ru

Формирование коммуникативной культуры социального педагога в сие профессиональной подготовки в вузе (19.08.2007)

Автор: Сморчкова Валентина Петровна

Матрица интеркорреляций компонентов коммуникативной культуры на итоговом этапе эксперимент

ЭКЦ КО КС КТ СИ СК

ЭКЦ 1 0,691261* 0,749053* 0,799134* 0,739678* 0,729537*

КО 0,691261* 1 0,758021* 0,613502* 0,831261* 0,647228*

КС 0,749053* 0,758021* 1 0,76853* 0,859977* 0,85248*

КТ 0,799134* 0,613502* 0,76853* 1 0,80313* 0,827261*

СИ 0,739678* 0,831261* 0,859977* 0,80313* 1 0,855354*

СК 0,729537* 0,647228* 0,85248* 0,827261* 0,855354* 1

Анализ полученных данных свидетельствует, что на протяжении процесса обучения в экспериментальной группе произошли существенные изменения в уровневых характеристиках коммуникативной культуры. На первом курсе распределение испытуемых по уровням не отличается как от результатов в целом по выборке, так и от результатов контрольной группы, а именно – 98% находятся на очень низком и низком уровнях развития коммуникативной культуры, что соответствует интуитивно-эмпирическому (84%) и репродуктивно-прагматическому (14%). Уже к третьему курсу уровень коммуникативной культуры значительно изменяется - у большинства студентов проявляются репродуктивно-прагатический (49%) и продуктивно-ценностный (37%), количество обучаемых находящихся на интуитивно-эмпирическом уровне, снижается до 10% , при этом 4 % студентов достигают творчески-императивного уровня развития коммуникативной культуры.

На итоговом этапе диагностика показывает наличие максимально высоких показателей развития коммуникативной культуры у 19% испытуемых, кроме того, 68% относятся к продуктивно ценностному уровню. Таким образом, практически 87% студентов достигли среднего и высокого уровня развития коммуникативной культуры.

Полученные данные свидетельствуют об изменении в уровнях сформированности коммуникативной культуры студентов (см. рис.: 6 ). Было выявлено, что число студентов с интуитивно-эмпирическим (очень низкий) сократилось на 95% в КГ и на 100% в ЭГ; с репродуктивно-прагматическим уровнем (низкий) – увеличилось с 16% до 58% в КГ и уменьшилось с 15% до 13% в ЭГ, продуктивно-ценностного уровня достигли 35% студентов КГ и 68% - ЭГ. Наивысшего уровня развитии коммуникативной культуры - императивно-творческого – достигли 3% студентов в КГ и 19% - в ЭГ.

Анализ данных, полученных при сопоставлении результатов диагностики на контрольном этапе эксперимента, показал тенденцию к

преимущественному преобладанию продуктивно-ценностного и творчески-императивного уровней сформированности коммуникативной культуры у студентов ЭГ.

Результаты экспериментальных данных позволяют сделать вывод о том, что разработанная концептуальная модель и ее практическая реализация в системе профессиональной подготовки в условиях вуза обеспечивают формирование коммуникативной культуры социального педагога как интегративной профессионально-личностной характеристики специалиста, отвечающей целям и задачам социально-педагогической деятельности.

Исследование проблемы формирования коммуникативной культуры социального педагога на теоретическом уровне и результаты опытно-экспериментальной работы позволили установить существенные причинно-следственные объективные связи и зависимости, проявляющиеся в форме психолого-педагогических закономерностей: формирование коммуникативной культуры социального педагога основывается на психолого-педагогических закономерностях, проявляющихся в аспектах развития личности, организации образовательного процесса и содержания коммуникативной культуры: а) формирование коммуникативной культуры эффективно при стимулировании внутриличностных факторов: коммуникативно-этических потребностей, активной коммуникативной деятельности, коммуникативной рефлексии; б) формирование коммуникативной культуры представляет собой целостный последовательный процесс, элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы; в) эффективность процесса формирования коммуникативной культуры зависит от ситуации успеха, позитивных субъективных переживаний каждым студентом своих индивидуальных достижений и достижений группы; г) структурные компоненты коммуникативной культуры не существуют рядоположено, а взаимозависимы и взаимообусловлены, составляя единую сложноорганизованную систему.

Установленные психолого-педагогические закономерности дают основание сформулировать основные принципы формирования коммуникативной культуры на содержательном и процессуальном уровнях: принцип активности, ориентирующий социального педагога на “органически-творческое самооформление», духовную активность, углубление самопознания, устремленность к профессиональному совершенствованию; принцип диалогичности, предполагающий обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, социальными и др,), отношения со-трудничества, со-творчества ; принцип индивидуализации, основывающийся на учете мотивации каждого субъекта и требующий адаптации условий, средств формирования коммуникативной культуры к уникальному коммуникативному потенциалу каждого студента; принцип разносторонности и дополнительности, предполагающий использование разнообразных и разнохарактерных педагогических, социальных явлений; принцип междисциплинарности обеспечивает взаимодействие наук в познании человека, его личностных смыслов и смыслов социальной реальности; принцип преемственности, аккумулирующий положительные результаты на всех этапах формирования коммуникативной культуры.

Выявленные закономерности и принципы взаимосвязаны. Их реализация предполагает инициирование внутриличностных факторов: коммуникативных потребностей, коммуникативной активности, коммуникативной рефлексии, и определяет психолого-педагогические условия эффективного формирования коммуникативной культуры социального педагога, интегрирующие коммуникативный потенциал образовательного процесса, образовательной среды и образовательного пространства.

Обобщая основные итоги исследования, можно констатировать, что результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы подтверждают правомерность первоначально выдвинутой гипотезы и позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Современные социокультурные и образовательные тенденции актуализируют значимость профессиональной деятельности социального педагога как активного субъекта социальной политики государства, на которого возлагается миссия гуманизации и гармонизации взаимодействия человека с социальной средой.

2. На основе изучения специфики профессиональной деятельности социального педагога, требований к его личностн-профессиональным качествам и существующего опыта образовательной практики выявлены и вскрыты противоречия и проблемы профессиональной подготовки социального педагога в условиях вуза, основная из которых заключается в отсутствии в ее структуре целостной системы формирования коммуникативной культуры специалиста.

3. Обоснованы теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования коммуникативной культуры социального педагога, базирующиеся на принципе дополнительности, взаимодополняющем важнейшие положения философии антропологии, культуры, коммуникации, образования и системного, коультурологического, коммуникативного, семиотического, этического, личностно-деятельностного, синергетического подходов.

4. Определено актуальное состояние проблемы формирования коммуникативной культуры в теории и практике подготовки специалистов в вузе. Обоснована необходимость изменения вектора развития профессиональной подготовки социального педагога в сторону коммуникативной парадигмы. Раскрыта коммуникативная специфика социально-педагогической деятельности. Обоснована императивная роль коммуникативной культуры в системе профессиональной подготовки социального педагога.

5. Определен концепт «коммуникативная культура социального педагога». Коммуникативная культура социального педагога есть универсальная характеристика личности, предстающая как полиструктурная, многомерная, иерархическая система этико-аксиологических, процессуально-деятельностных и информационно-семиотических достижений специалиста в его профессионально-коммуникативном взаимодействии с окружающим миром, другими людьми, самим собой, осуществляемом посредством оперирования смыслами на основе использования любых знаковых систем.

6. Разработана структурно-уровневая модель коммуникативной культуры социального педагога, базирующаяся на системном, культурологическом, коммуникативном, информационном подходах. Модель отражает полиструктурность, многомерность и иерархичность коммуникативной культуры как инегративной профессионально-личностной характеристики социального педагога.

7. Разработана, апробирована и внедрена в образовательный процесс концептуальная модель формирования коммуникативной культуры социального педагога в виде педагогической системы, являющейся неотъемлемым, но относительно самостоятельным элементом в общей системе профессиональной подготовки социального педагога и представляющей собой целостное единство концептуального, целевого содержательного, организационного, технологического, диагностического и результативного компонентов.

8. Разработана и продуктивно использовалась технологическая система формирования коммуникативной культуры, включающая методики коммуникативного корректива, коммуникативного тренинга, коммуникативного креатива, обеспечивающие технологичность процесса формирования коммуникативной культуры и его соотнесенность с этапами учебно-профессиональной мобильности студента.

9. Разработан диагностический комплекс, экспериментально подтверждена его эффективность В качестве критериев сформированности коммуникативной культуры социального педагога предложены: уровень сформированности профессионально-личностных коммуникативных качеств, прогностически-технологических умений коммуникативного взаимодействия; интеллектуально-семиотический потенциал личности будущего социального педагога. Доказана целесообразность применения метода портфолио как эффективного средства решения диагностических и педагогических задач.

10. В результате исследования вскрыты причинно-следственные объективные связи и зависимости, проявляющиеся в форме закономерностей, определяющих стратегические направления процесса формирования коммуникативной культуры. На основе закономерностей сформулированы и реализованы принципы, определяющие содержательные и процессуальные характеристики данного процесса.

11. Выявлено и экспериментально доказано, что эффективность процесса формирования коммуникативной культуры социального педагога обеспечивают внутриличностные факторы - коммуникативные потребности, коммуникативная активность коммуникативная рефлексия, и комплекс психолого-педагогических условий, интегрирующих коммуникативный потенциал образовательного процесса, образовательной среды и образовательного пространства.

12. Представлено доказательство того, что выполненное исследование позволяет решить основное противоречие между объективной потребностью современного общества в высококвалифицированных социальных педагогах, обладающих высоким уровнем коммуникативной культуры, и отсутствием разработанных теоретико-методологических и технологических основ формирования коммуникативной культуры специалиста. Решение данного противоречия существенно повышает качество профессиональной подготовки социального педагога и позволяет создать условия для решения многих других противоречий и проблем в теории и методике профессионального образования.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают основание считать, что цели, задачи, поставленные в исследовании, решены, а внедрение результатов в практику профессиональной подготовки социальных педагогов имеет реальную теоретическую и практическую значимость.

Представленные в исследовании теоретико-методологические и технологические основы формирования коммуникативной культуры социального педагога открывают широкие перспективы для разработки коммуникативной модели профессиональной подготовки социальных педагогов, подготовки их к развитию коммуникативной культуры как важнейшему фактору социализации у различных категорий воспитанников.

Монографии:

Сморчкова В.П. Коммуникативная культура в системе социально- педагогического образования. - М. Изд-во МГСУ “Союз”, 2003. - 183 с. (15 п. л.).

Сморчкова В.П. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативной культуры социального педагога - М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 179 с. (11,25 п.л.).

Статьи в рекомендованных ВАК РФ изданиях

Сморчкова В.П. Подготовка социальных педагогов к реализации коммуникативной функции в социально-педагогической деятельности // Вестник Московского государственного областного университета: Серия «Психологические науки». - М., Изд-во МГОУ, 2007.- № 1.- С. 295-300. (0,75 п.л.).

Сморчкова В.П. Коммуникативная культура как интегративный показатель профессионализма социального педагога // Вестник Московского государственного областного университета: Серия «Психологические науки».- М.: Изд-во МГОУ, 2007.- С. 328-334.(0,6 п.л.).

Сморчкова В.П. Полифункциональность коммуникативной культуры в системе профессиональной подготовки социального педагога // Вестник Московского государственного областного университета: Серия «Педагогика и психология».- № 1. (22). - М.: Изд-во МГОУ, 2006. - С. 191-196. (0,6 п.л.).

Сморчкова В.П. Коммуникативная культура как интегративно-функциональный компонент социального образования // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. - № 3 (19). - С. 22-31. (0,6 п.л.)

загрузка...