Delist.ru

Формирование коммуникативной культуры социального педагога в сие профессиональной подготовки в вузе (19.08.2007)

Автор: Сморчкова Валентина Петровна

СМОРЧКОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2007

Работа выполнена на кафедре социальной работы и социальной педагогики Московского областного государственного университета

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Мудрик Анатолий Викторович

доктор педагогических наук, профессор

Подымова Людмила Степановна

доктор педагогических наук, профессор

Силяева Елена Григорьевна

Ведущая организация: Воронежский государственный университет

Защита состоится « 12 » __ноября_______2007 г. в _часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 103051 Москва, М. Сухаревский пер., д. 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, 1.

Автореферат

разослан « » __________2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета Е.И. Артамонова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные тенденции информационно-коммуникативной трансформации общества, нарастание отчуждения на всех уровнях жизнедеятельности человека актуализируют вопросы коммуникативного взаимодействия, сотрудничества, взаимопонимания (Х.Арендт, Д.Белл,Н.А.Бердяев, М.Вебер, В.М.Глушков, Э.Дюркгейм, Н.Луман, М.Мак-Люэн, Г.Маркузе, Й.Масуда, Дж.Г. Мид, Ж.-ПСартр, О.Тоффлер, С.Л.Франк, Э.Фромм, Ю.Хабермас, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.). В этих условиях возрастает роль коммуникативной культуры как фактора устойчивого развития и гуманизации взаимоотношений человека с окружающим миром.

Парадигмальные изменения в образовании также имеют ярко выраженную коммуникативно - культурную направленность, проявляющуюся в ориентации на вхождение в мировое образовательное пространство, межкультурную коммуникацию, диалоговую модель обучения и воспитания (П.Г.Буева, Б.Л.Вульфсон, Б.Г.Гершунский, В.Г.Кинелев, О.Н.Козлованский, Е.В.Корзинский, В.С.Леднев, В.С.Миронов, А.В.Мудрик, В.А.Сластенин, Л.В.Хазова и др.).

Динамика социокультурных и образовательных тенденций по-новому ставит вопросы профессиональной подготовки социального педагога, к личности которого, в свете приоритетного развития социальной сферы российского общества, предъявляются высокие требования (А.И.Арнольдов, В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, В.И.

Загвязинский, М.П.Зайцев, Г.Н.Кудашов, И.А.Липский, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик, О.А.Селиванова, Ю.П.Строков и др.). На него как активного субъекта социальной политики возлагается миссия гуманизации и гармонизации взаимодействия человека с социальной средой. Стратегическая цель профессиональной деятельности социального педагога определяется как помощь человеку в преодолении различных форм отчуждения (социальных, духовных, психологических), в восстановлении нарушенных коммуникативных связей в системе социальных коммуникаций. Все это позволяет говорить о коммуникативной специфике социально-педагогической деятельности, в которой решение профессиональных целей и задач полностью находится в плоскости коммуникации и реализуется через коммуникативное взаимодействие, и потому в ней предельно значимы вопросы общения, взаимопонимания, сотрудничества, диалога. Соответственно, возрастает уровень требований к коммуникативной культуре как основному фактору, позволяющему социальному педагогу выйти на высокий профессиональный уровень осуществления специальных социально-воспитательных функций и реализовать социальные ожидания общества.

В научный дискурс понятие коммуникативной культуры вошло с появлением устойчивого интереса к проблемам коммуникации и информации. Однако сама идея коммуникативной культуры возникла значительно раньше, прежде всего, в рамках таких научных дисциплин, как этика, риторика, теория общения, заложивших многие идеи культуры человеческой коммуникации, принципы и способы ее успешного осуществления. В психолого-педагогических науках формирование концепта коммуникативной культуры осуществляется преимущественно в контексте традиционных научных парадигм и связано, прежде всего, с интересом к вопросам педагогической этики (Я.С.Кочигер, В.И.Чампер, С.Д.Лаптенок, Р.Мамед-заде, Т.В.Мишаткина, В.И.Писаренко, В.А. Сухомлинский, И.И.Чернокозов и др.), педагогического общения (З.И.

Васильева, В.С.Грехнев, В.А.Кан-Калик, К.В.Левитан, А.А.Леонтьев, Х.Й. Лийметс, В.Я.Ляудис, А.В.Мудрик, М.С. Станкин и др.), коммуникативной лингвистики (Н.Д.Арутюнова, И.А. Зимняя, Е.В.Клюев, В.В.Красных, Р.Мэй, Дж.Остин, Дж.Серль, А.А. Потебня и др.) культуры речи (Н.Л.Грейдина, И.И.Зарецкая, И.А.Мазаева, О.В.Шмайлова и др.).

В настоящее время понятие «коммуникативная культура» активно используется в педагогике и психологии, в учебных пособиях нового поколения (М.Б.Буланова-Топоркова, Н.А.Морева и др.).Коммуникативная культура трактуется как ведущее требование современного образования (Е.В.Бондаревская, Т.Ф.Белоусова, В.А.Кан-Калик, В.А.Сластенин, В.Т.

Фоменко, И.Д.Чечель, Е.Н.Шиянов и др.), важнейший компонент профессиональной и общей культуры учителя (Г.В.Звездунова, Г.П.Максимова, М.Г.Рудь, О.В. Фролушкина и др.), существенный критерий социализированности человека (А.В.Мудрк), качество личности специалиста (М.А.Лимонова, А.В.Мудрик, В.В.Соколова и др.). Интенсивно исследуются проблемы коммуникативной культуры учителя (Г.И.Бабий, Р.М.Антропова, В.В. Соколова, В.С.Грехнев, И.И.Зарецкая, В.А.Кан-Калик, Г.Ф.Ковтун, И.Ф. Комогорцева, А.В.Мудрик, М.Г.Рудь, И.П.Терновая, О.В.Фролушкина, В.С.Чернявская, Т.Ю.Юдеева и др.).

В области профессиональной подготовки объектом изучения становятся отдельные коммуникативные умения и навыки социального педагога (А.И.Арнольдов, Г.А.Воронин, И.Л. Клемантович, Г.В.Никулина, Т.В.Пушкарева, П.А.Шептенко и др.).

Анализ образовательной практики и результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют, что вопросам формирования коммуникативной культуры социального педагога в высшей школе уделяется недостаточное внимание, в существующих программах подготовки не находят отражения коммуникативные дисциплины как отдельная область социального знания и практики. У значительной части выпускников сохраняется низкий уровень коммуникативной культуры, что непосредственно влияет на эффективность профессиональной деятельности.

Указанные исследования являются показателем растущего интереса теоретиков и практиков к феномену коммуникативной культуры, в понимании которого накоплен определенный круг идей и концепций разного уровня обобщения. Однако до настоящего времени коммуникативная культура социального педагога не подвергалась специальному научному исследованию, ее проблематика в системе профессиональной подготовки социального педагога является в определенном смысле новой и недостаточно изученной.

Изложенное позволило установить ряд объективно существующих противоречий:

- между объективными требованиями, предъявляемыми обществом и государством к личности социального педагога, и фактическим уровнем его профессионально-коммуникативной подготовки в системе вузовского образования;

- между актуализацией проблематики коммуникативной культуры в структуре междисциплинарного и психолого-педагогического знания и отсутствием разработанных теоретико-методологических и технологических основ формирования коммуникативной культуры социального педагога;

- между социальной значимостью профессиональной деятельности социального педагога, обладающей ярко выраженной коммуникативной спецификой, и практикой овладения коммуникативной культурой в вузе, не имеющей целенаправленного психолого-педагогического обеспечения.

загрузка...