Delist.ru

Генезис парадигм воспитания в отечественной истории VIII - XVII вв. (19.08.2007)

Автор: Шкабара Ирина Евгеньевна

3) стадия развития парадигмы воспитания (20-е гг. XII—первая треть

XIII в.), в течение которой процесс развития образования продолжался на основе постепенно увеличивающейся степени социальной значимости всех парадигмальных составляющих и конкретизации их положений согласно социально-культурным особенностям анализируемого времени;

4) стадия сохранения ценностно-смысловых основ воспитания и обучения во время татаро-монгольского нашествия (вторая треть XIII—конец

XIV в.), когда, несмотря на разрушительный удар, нанесенный татаро-монгольским игом по русской культуре, и в связи с этим слабо выраженную потребность в образовании, социально значимая цель нравственного оздоровления общества была выдвинута в качестве первоочередной.

3. Парадигма централизации:

1) стадия утверждения цели христианского воспитания на основе ценностных ориентиров церковной морали, констатации факта укрепления государства и возвышения Москвы как центра объединения русских земель и появления первых признаков гуманистических идей в русской культуре в период становления централизованного Московского государства (конец XIV — XV в.);

2) стадия окончательного оформления идеала и выводимой из него цели воспитания истинного христианина и послушного подданного, ставившего интересы государства выше личных и общественных (XVI в).

4. Парадигма модернизации:

1) стадия зарождения будущих черт новой русской культуры и формирования новых идеалов и представлений, вступавших в противоречие с аскетическими, ветхозаветными канонами, утверждавшимися церковью (первая треть XVII в.);

2) стадия «равновесия» средневековой культурной парадигмы и формирующейся новой культурной идеи, когда наметились четыре основных подхода к воспитанию и обучению (30—50-е гг. XVII в.);

3) стадия становления парадигмы воспитания, главной характеристикой которой стала достаточно высокая степень социальной значимости и устойчивости образовательных идей в обществе и государстве (60—90-е  гг.

XVII в.).

7. Исследование показало, что произведения религиозной, публицистической и светской литературы, а также учебная литература, выбранные в качестве источников исследования вследствие того, что в исследуемые периоды времени процесс размежевания культуры на городскую и крестьянскую еще не имел достаточно определенных очертаний, что отражало относительное единство в образе жизни и труде города и деревни, дает возможность как можно ближе подойти к изучению предмета исследования. При проведении необходимой кодировки понятий на язык современной культуры действительно появилась возможность понять и реконструировать складывающиеся представления о цели и содержании единого процесса воспитания и обучения, отношениях учителя и учеников, а также выявить основные методы воспитания и обучения, которые в своей совокупности и взаимозависимости составляют основания парадигм воспитания. Что же касается учебной литературы, возникшей в рассматриваемый исторический период, то ее анализ помогает достаточно определенно показать процесс становления и развития самостоятельной педагогической мысли в педагогическом наследии нашей страны.

8. Анализ генезиса парадигм воспитания как значимой части педагогического наследия позволил выйти на конкретно-исторический уровень анализа генезиса не только таких универсалий педагогического наследия, как цель и содержание воспитания, отношения учителя и ученика, складывающиеся в этом процессе, основные способы передачи и приобретения опыта, но и взаимодействия педагогики, государства и общества, что может служить основанием оценки развития образования в нашей стране и дает возможность определить механизм педагогических ответов на вызовы времени. Это в свою очередь еще раз подчеркивает необходимость пристального изучения логики формирования педагогических идей и концепций, лежащих в основании эволюции отечественного педагогического наследия и составляющих в своей сумме его ценностно-смысловые, парадигмальные основания.

Основное содержание работы и результаты исследования

отражены в следующих публикациях:

Монографии:

Шкабара, И. Е. Учитель иностранного языка. Путь к профессии : монография /

И. Е. Шкабара ; Нижнетаг. гос. соц.-пед. акад. — Нижний Тагил, 2004. — 6,7 п. л.

Шкабара, И. Е. Личность учителя в контексте культурологической парадигмы образования / И. Е. Шкабара // Актуальные проблемы личностно-ориентированного образования. Личность педагога : профессионально-личностные характеристики и требование времени : коллективная монография. — Вып. 1. — Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2004. — 0,7 п. л.

Шкабара, И. Е. Генезис педагогических парадигм образования

в российской истории (ix — xvii вв.) : монография / И. Е. Шкабара ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006. — 18,5 п. л.

Статьи в рецензируемых научных изданиях,

включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

Шкабара, И. Е. Количественный анализ в истории отечественной педагогики /

И. Е. Шкабара // Стандарты и мониторинг образования. — 2001. — № 3. —

0,6 п. л.

Шкабара, И. Е. Аналитический метод в педагогике / И. Е. Шкабара // Образование и наука : Известия уральского научно-образовательного центра РАО. — 2002. — № 4 (1). — 0,5 п. л.

Шкабара, И. Е. «Круглый стол». Учебная книга в системе источников знания и средств подготовки учителя / И. Е. Шкабара // Педагогика. — 2003. — № 1. — 0,1 п. л.

Шкабара, И. Е. Проблемно-генетический анализ как метод историко-педагогического исследования / И. Е. Шкабара // Педагогика. — 2003. — № 7. — 0,6 п. л.

Шкабара, И. Е. «Круглый стол». Актуальные понятия современной педагогики / И. Е. Шкабара // Педагогика. — 2003. — № 7. — 0,1 п. л.

Шкабара, И. Е. Современные методологические подходы в организации историко-педагогического исследования / И. Е. Шкабара // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. — 2005. — № 5 (35). — 0,8 п. л

Шкабара, И. Е. Понятие «парадигма» и его развитие в современной науке /

И. Е. Шкабара // Философия образования. — 2006. — № 1 (15). — 0,9 п. л.

Научные статьи:

Шкабара, И. Е. Личностно-ориентированная ситуация как условие успеха взаимодействия учителя и ученика в парадигме образования XXI века / И. Е. Шкабара // Образование для человека : к будущему от прошлого (по материалам городских педагогических чтений 29 апреля 1998 г.). / ИРРО, Свердловская обл. — Нижний Тагил, 1998. — 0,1 п. л.

Шкабара, И. Е. Введение в педагогическую профессию / И. Е. Шкабара // Педагогика и образование : научно-методические материалы / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1999. — Вып. 2. — 0,1 п. л.

Шкабара, И. Е. Историко-генетический анализ образовательных парадигм России XX века / И. Е. Шкабара // Педагогика и образование : научно-методические материалы / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1999. — Вып. 2. — 0,1 п. л.

Шкабара, И. Е. Сущность и структура понятия «парадигма» / И. Е. Шкабара // Методология научно-педагогических исследований : сб. науч. ст. / Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск, 1999. — 0,6 п. л.

Шкабара, И. Е. Творческая индивидуальность педагога как высшая характеристика его деятельность при обучении иностранному языку как средству общения / И. Е. Шкабара // Обучение иностранному языку как средству общения. — Нижний Тагил, 1999. — Ч. 1. — 0,7 п. л.

загрузка...