Delist.ru

Управление экономически устойчивым развитием организаций и корпоративных объединений: теория, методология, практика (19.08.2007)

Автор: Романова Ирина Борисовна

Эти объединения могут иметь различную организационно-правовую форму (ОАО, ЗАО и др.) и разную законченность технологического цикла.

Движущим мотивом объединения организаций является использование преимуществ корпоративных объединений перед единичными предприятиями (таблица 3). К таким преимуществам относятся: финансово-экономические, производственные, организационные, кадровые и другие.

Таблица 3 – Преимущества корпоративных объединений перед единичными организациями

Виды преимуществ

Финансово-экономические Производственные Организационные Кадровые

1. Единое стратегическое планирование

2. Оптимизация налогообложения

3. Единая ценовая политика

4. Единая инвестиционная политика 1. Совершенствование технологии на основе вертикальной интеграции

2 Диверсификация производства

3. Преимущества единой ремонтной и транспортной структур 1. Организация вертикальной интеграции

2. Использование единой инфраструктуры

3. Единая рекламная политика 1. Объединенная кадровая политика

2. Обучение, переподготовка, ротация кадров

3. Общие принципы подбора и мотивации персонала

С организационно-экономической точки зрения корпорация представляет собой объединение физических и юридических лиц, действующих под общим финансовым контролем в соответствии с единой стратегией на основе централизации функций координации ресурсного управления.

В зависимости от уровня интеграции организации подразделяются на неинтегрированные – самостоятельные организации, частично интегрированные, которые для оперативного решения возникающих вопросов организовывают управляющий орган, например, ЗАО «Воронежскую хлебную компанию», и интегрированные организации – ОАО «Липецкхлебмакаронпром».

Рисунок 7 – Структура ОАО «Липецкхлебмакаронпром»

ОАО «Липецкхлебмакаронпром» образовалось в 1992 г. и на настоящий момент состоит из 14 филиалов, которые подчиняются головной компании (рисунок 7). Доля рынка по выпуску хлебобулочной продукции составляет около 80 % в Липецке и Липецкой области. Данное хлебопродуктовое объединение в производстве использует муку и растительное масло собственного производства. Имея в своем составе мукомольный завод, который полностью обеспечивает объединение мукой соответствующего качества и сорта, в виду общей стратегии развития ОАО «Липецкхлебмакаронпром» и неполной загрузки производственной мощности мукомольного завода было расширено макаронное производство до 115 тонн в сутки и увеличен выпуск кондитерских изделий. Благодаря собственной розничной сети, которая работает в 30 областях РФ и подчиняется филиалу ОАО «Липецкхлебмакаронпром» торговому дому «Хлеб», рассматриваемое хлебопродуктовое объединение не испытывает трудностей со сбытом своей продукции. Ремонтом, наладкой и пуском оборудования занимается экспериментальный ремонтно-монтажный комбинат. Такая жесткая интегрированная структура позволяет проводить общую инвестиционную политику, используя совместный капитал.

2.8 Корпоративная стратегия управления хлебопродуктовым корпоративным объединением организаций пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности

Управление современной корпорацией – это прежде всего управление определенным набором сфер бизнеса с целью получения синергетических эффектов.

В связи с этим наиболее сложной задачей, стоящей перед корпоративным менеджментом, является организация корпорации и взаимодействия между ними для максимизации интегральной эффективности.

Показатели развития двух корпораций ОАО «Липецкхлебмакаронпром» и ЗАО «Воронежская хлебная компания» представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4 - Показатели развития ОАО «Липецкхлебмакаронпром» за 2001-2005 гг.

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

1 2 3 4 5 6

Выручка от продаж, тыс.р. 830440 1007795 1093772 1444578 1513899

В процентах к 2001г., % 100,00 121,36 131,71 173,95 182,30

Чистая прибыль (убыток), тыс.р. 93120 86802 82797 107038 115803

Окончание таблицы 4

1 2 3 4 5 6

В процентах к 2001г., % 100,00 93,22 88,91 114,95 124,36

Среднегодовая стоимость чистых активов, тыс.р. 201491,00 261757,50 328429,50 395624,50 463674,00

В процентах к 2001г., % 100,00 129,91 163,00 196,35 230,12

Чистая прибыль на 1 рубль выручки, % 11,21 8,61 7,57 7,41 7,65

Чистая прибыль на 1 рубль чистых активов, % 46,22 33,16 25,21 27,06 24,98

Выручка на 1 рубль чистых активов, % 4,12 3,85 3,33 3,65 3,27

Разработанная стратегия управления устойчивым развитием хлебопродуктового корпоративного объединения, положения которой представлены ниже.

1. Управление инвестиционной деятельностью организаций должно осуществляться с учетом поддержания необходимого уровня текущей финансовой устойчивости, определяющего стабильное и успешное функционирование головной компании, дочерних и зависимых компаний, входящих в состав корпоративной структуры.

Таблица 5 – Показатели развития ЗАО «Хлебная компания» за 2000-2005 гг.

загрузка...