Delist.ru

Публичный долг: теоретические и практические аспекты российского финансового права (19.08.2007)

Автор: Покачалова Елена Вячеславовна

В числе основных раскрыты также проблемы о соотношении государственных займов и налогов (параграф 6.2.1.), определены особенности места публичных (государственных) займов и налогов в системе доходов и расходов государственных бюджетов (6.2.2), а также в системе источников погашения дефицита бюджета, отмечены преимущества и последствия их использования (параграф 6.2.3. ).

Анализ научных теорий экономистов и финансоведов ХV–ХХI вв., позволил автору сделать вывод о том, что доктрина публичного долга напрямую связана с формированием научного мировоззрения на природу, содержание, формы (виды) государственных (муниципальных) долговых обязательств, а также выработкой и закреплением требований к правовому оформлению каждой из упомянутых форм (видов) государственного (муниципального) долга. Ибо только тщательность и детализация правового закрепления отношений, возникающих в указанной сфере, начиная от определения самих понятий государственного (муниципального) долга; государственного (муниципального) займа; государственных (муниципальных) ценных бумаг и, заканчивая принципами (основными началами) управления государственным (муниципальным) долгом, может, по мнению диссертанта, служить гарантом четкого соблюдения как конституционных прав личности, так и прав самого государства (муниципального образования) как заемщика.

Раздел второй «Современная финансово-правовая долговая политика и бюджетно-правовая реформа: детерминизм целей и основных направлений правового регулирования» диссертационного исследования, включающий две главы, посвящен проблемам современной правовой кредитно-долговой политики как части финансово-правовой политики российского государства, а также проблемам бюджетно – правовой реформы, проводимой в Российской Федерации в течение последних нескольких лет. Анализ названных проблем позволил выявить взаимосвязь и взаимозависимость целей и основных направлений их правового регулирования.

В главе седьмой «Кредитно-долговая политика в системе финансово - правовой политики Российской Федерации» раскрываются концептуальные основы и проблемы реализации финансово-правовой политики российского государства в сфере публичного долга (параграф 7.1.).

Анализ проблем совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственного долга как одного из направлений реформы бюджетного и финансового законодательства, позволил высветить серьезную и сложную проблему, связанную с исполнением государством и муниципальными образованиями взятых на себя долговых обязательств. Как известно, наиболее распространенными методами управления публичным долгом на стадии его погашения являются реструктуризация, рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация. Именно эти действия и признано называть «мероприятиями по управлению государственным долгом». Отмечено, что применение их на практике свидетельствует о возникновении достаточно серьезных правоприменительных проблем, как в аспекте соблюдения прав граждан и организаций - кредиторов государства, так и теоретических проблем, касающихся коллизий между бюджетным и конституционным законодательством, между бюджетным и гражданским законодательством, а также между нормами бюджетного законодательства. В частности, к названным относятся противоречия между ст.75 Конституции РФ и ст. 817 ГК РФ, в соответствии с которыми законодательно запрещено изменять условия государственного займа , в т.ч. в целях управления долгом, и ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающего возможность «реструктуризации долга».

Анализ изменений, внесенных в Бюджетный кодекс РФ на основе федеральных законов от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ и 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ , в том числе и в ст. 105, в соответствии с которыми закрепляется положение о том, что реструктуризация долга, в отличие от ранее действовавшей редакции, допускается теперь только на основании «соглашения», позволил констатировать безусловное стремление законодателя к устранению противоречий в правовом регулировании управления публичным долгом. Вместе с тем, отмечается ряд неразрешенных коллизий между финансовым, гражданским, конституционным и международным законодательством. Они обусловлены тем, в новой редакции ст.105 БК РФ: 1) не указаны стороны этого соглашения; 2) отсутствует законодательно закрепленный механизм достижения такого соглашения между государством-должником и кредиторами; 3) не закреплен особый порядок судебной защиты финансовых прав граждан и юридических лиц, являющихся собственниками долговых ценных бумаг; 4) не разработаны и законодательно не закреплены государственные гарантии по публичным долговым обязательствам.

Анализ норм Бюджетного кодекса РФ, регулирующих отношения в области публичного (государственного и муниципального) долга (главы 14, 15), свидетельствует о необходимости принятия ряда нормативных актов на субфедеральном уровне в развитие закрепленных в Кодексе положений.

Сделан вывод о необходимости самостоятельного осмысления и правового закрепления новых подходов к осуществлению операций по обслуживанию, погашению и конверсии публичных (в первую очередь, государственных) ценных бумаг, по определению механизмов и форм их обслуживания и погашения, которые, по мнению диссертанта, должны быть ориентированы на усиление гарантий прав не только их эмитентов (РФ, субъектов РФ), но и прав и материальных интересов владельцев указанных ценных бумаг, в том числе физических и юридических лиц (резидентов и нерезидентов). Положительную роль в названном аспекте, как отмечается в работе, должно сыграть новое направление финансово-правовой политики в сфере государственного долга, связанное с формированием финансового резерва и стабилизационного фонда, а с 1 января 2008 г. – также и резервного фонда и фонда будущих поколений.

Достаточно остро в настоящее время, по мнению диссертанта, стоит также проблема разработки модельного закона «О государственном долге субъекта Российской Федерации» и принятия на его основе субъектами Федерации своих собственных законов о государственном долге. При этом особо отмечается, что успешная разработка модельного регионального законодательства в сфере публичного долга возможна лишь при наличии продуманной и закрепленной на нормативно- правовом уровне концепции государственной (федеральной и региональной) финансовой политики в этой области. При ее разработке, согласно мнению автора, высказанному в работе, необходимо учитывать положения Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (одобрена постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249"О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" , где была поставлена задача создания системы планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью количественных и качественных индикаторов.

В целях совершенствования правового регулирования в сфере финансово-правовой долговой политики федерального уровня, в работе выдвинуто предложение об утверждении доктрины («стратегии») политики в сфере федерального государственного долга РФ в виде федерального закона. Конкретные же, то есть ближайшие «тактические» цели и мероприятия финансовой политики в сфере государственного долга, по мнению автора, могут утверждаться Минфином России в виде «Основных направлений государственной финансовой политики в сфере государственного долга (кредита)», принимаемые на ближайшие 3-5 лет, а также в виде ежегодных «Основных направлений государственной политики на рынке государственных долговых обязательств», разрабатываемых и утверждаемых Министерством финансов РФ по согласованию с Центральном банком Российской Федерации.

Во втором параграфе 7-ой главы раскрывается место и особое предназначение Бюджетных посланий Президента РФ в системе источников формирования долговой финансово-правовой политики России, поскольку именно в ежегодных Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, получают свою конкретизацию проблемы финансовой и финансово-правовой политики в сфере российского публичного долга на ближайший временной период. Важно заметить, что указанные Послания являются обязательными в силу ст.170 Бюджетного кодекса РФ. При этом они содержат ряд актуальных вопросов как финансово-экономической, так и финансово-правовой политики, однако без какого-либо отграничения первых от вторых. В связи с этим важно выявлять и систематизировать конкретные положения, содержащиеся в ежегодных Бюджетных посланиях Президента РФ, относящиеся к общим и специальным (институциональным) направлениям финансово-правовой политики (бюджетно-правовой, налогово-правовой, кредитно- долговой правовой политики и т.д.)в целях её эффективной реализации. Подробный анализ Бюджетных посланий за последние девять лет (1999-2007г.), осуществленный в диссертационной работе, подтверждает их важное регулирующее значение, поскольку затрагивает область публичного регулирования финансовых отношений. Последнее же (т.е. публичное регулирование), как точно заметил С.В.Запольский – это «тот креативный созидательный элемент, без которого финансовая система такой стать не могла». Развивая мысль названного автора, диссертант отмечает, что без указанного способа регулирования не смогло бы эффективно функционировать и такое звено (институт) российской финансовой системы как публичный долг. При этом позитивным моментом, по мнению автора, является то, что основное содержание Бюджетных посланий Президента РФ Федеральному собранию, безусловно, свидетельствует о повышении внимания руководства страны к проблемам именно долговой финансово-правовой политики, наряду с бюджетно-правовой и налогово-правовой политикой. Одновременно анализ Бюджетных посланий указывает на необходимость и целесообразность привлечения к разработке подобных документов квалифицированных юристов соответствующей специализации (и прежде всего специалистов в области финансового, бюджетного, налогового права), что позволит не только усилить их прикладное значение, но и повысить теоретико –правовой уровень названных документов.

Влияние на государственную долговую правовую политику России глобализационных процессов рассмотрено в рамках третьего параграфа данной главы. Автором отмечено, что в настоящее время актуализируются проблемы усиления места и роли государства в активном влиянии на экономические процессы, происходящие как внутри страны, так и на межгосударственном пространстве. Важная роль здесь в целом, по мнению диссертанта, принадлежит финансово-правовым нормам, поскольку охрана интересов самого государства и его защита в процессе глобализации – это прежде всего сфера финансового права. В связи с изложенным, автор поддерживает высказанное в финансово-правовой литературе предложение о принятии конституционного закона «Об основах финансовой политики». Ведь финансово-правовая политика как разновидность государственной правовой политики требует не только осуществления конкретных мероприятий в обозначенных финансовых сферах, но и разработки - на основе совместных исследований и разработок ученых и практиков, экономистов и юристов - самой теории финансово- правовой политики России (и, с особым выделением, финансовой правовой долговой политики). В условиях финансовой глобализации это позволит государству более активно использовать финансовые инструменты для совершенствования структуры отечественной экономики, стимулирования экономического роста и повышения уровня жизни своих граждан.

Глава восьмая «Современная бюджетная реформа и публичные долги: взаимосвязь целей и основы правового обеспечения» состоит из трех параграфов, первый из которых непосредственно посвящен исследованию сущности бюджетной реформы в Российской Федерации, а также анализу детерминизма целей и правового регулирования современной бюджетной реформы и публичных долгов, второй - социальной составляющей долговой правовой политики России как основе ее эффективности в условиях бюджетного реформирования, третий - правовым проблемам публичного долга в условиях дефицитной и профицитной бюджетной политики государства.

Анализ федеральных законов о федеральном бюджете за последние финансовые годы (2000- 2007гг.) позволил автору сделать вывод о том, что практически все средства от превышения доходов над расходами федерального бюджета РФ (т.е. весь профицит) направляются на цели погашения ранее выпущенных заимствований и государственных долговых обязательств. Определенная часть названных средств используется также на сокращение привлечения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, а также от реализации государственных запасов и резервов. Центральным направлением расходования названных средств является использование их на дополнительное (и, как правило, досрочное) погашение долговых обязательств. Используются указанные ресурсы и посредством увеличения расходов бюджета, в том числе, за счет передачи части доходов бюджетам других уровней. При этом особо отмечено, что в последние годы, учитывая отсутствие каких-либо концептуальных подходов, порядок использования средств превышения доходов над расходами закреплялся в ежегодно принимаемом законе о бюджете ( а в соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ – в законе на очередной финансовый год и плановый период). При этом названные цели, как правило, совпадают с теми целями, которые ранее регламентировались главой 12 БК РФ «Профицит бюджета и порядок его использования», кроме одного исключения. Так, ранее действующее бюджетное законодательство, помимо досрочного погашения долговых обязательств ( например, в случае, когда вышеуказанные меры в силу социально-экономической ситуации, осуществить нецелесообразно) предусматривало и такую цель использования средств профицита бюджета, как сокращение налоговых доходов бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации (ст.88 БК РФ в ред. Федерального закона от 31 декабря 1999г. №227). Автором выдвигается предложение «реанимировать» указанную норму, посредством включения ее в федеральные и региональные законы (соответствующие муниципальные акты) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Кроме того, диссертант считает необходимым закрепить на законодательном уровне концепцию рационального и производительного использования средств публичных (государственных и муниципальных) заимствований и других долговых обязательств в условиях профицита ( а в некоторых случаях- и дефицита) бюджета в целях поддержания стабильной экономической и финансовой системы страны и ее отдельных регионов.

Заключительный третий раздел диссертации «Публичные кредитно-долговые отношения в Российской Федерации: современные правовые основы регулирования и управления, взаимосвязь с системой финансового права» включает три главы (9-12).

Глава 9 « Публичный долг и кредит в системе финансового права Российской Федерации: вопросы теории» , начинается с параграфа (9.1.), посвященного публичным кредиту и долгу в системе финансового права как отрасли российского права . В результате проведенного исследования автором резюмируется, что если рассматривать публичный кредит в составе системы финансового права как отрасли права, можно констатировать, что это уже не один из крупнейших финансово-правовых институтов, а совокупность самостоятельных институтов финансового права, что позволяет характеризовать публичный кредит как новую сформировавшуюся подотрасль финансового права. Последнее обстоятельство подтверждается уже состоявшимся вхождением в указанную подотрасль таких крупных финансово-правовых институтов как публичный внутренний долг; публичный внешний долг; публичные долговые обязательства; публичные займы; государственные и муниципальные ценные бумаги; бюджетный кредит; публичные гарантии; ответственность за нарушение бюджетного законодательства в сфере публичного долга и др, получивших правовое закрепление в современном бюджетном законодательстве на уровне кодифицированного акта (Бюджетного кодекса РФ) и нуждающихся в самостоятельном научно-теоретическом анализе и развитии. В работе обращено внимание на то, что анализ признаков публично-правовой природы традиционных и новых финансово-правовых институтов и, вытекающих из принципа публичности, особенностей финансовых правоотношений, относящихся к новым самостоятельным финансово-правовым институтам и подотраслям финансового права как базовой отрасли российского права, не получает должного внимания со стороны научного сообщества. Учитывая же, что кредит (государственный, муниципальный), по апробированному мнению большинства исследователей, входит в состав финансовой системы российского государства в качестве самостоятельного звена, автор полагает необходимым выдвинуть тезис о том, что указанная сфера является приоритетной сферой регулирования российского финансового права. Основываясь же на предложении о необходимости переименования указанного звена финансовой системы и применения вместо термина «государственный и муниципальный кредит» термина «публичный кредит», диссертант считает логичным предложить переименовать соответствующее подразделение особенной части финансового права. В связи с чем, вместо такого наименования раздела (подотрасли) финансового права, как «организация государственного и муниципального кредита (долга), вести и использовать термин «организация публичного кредита и публичного долга ». В данном случае следует исходить из того, что нормы финансового права опосредуют правовое оформление структуры звеньев финансовой системы государства. В связи с этим указанный вопрос имеет также и прямое отношение к выявлению особенностей взаимосвязей финансовой системы Российской Федерации и системы финансового права.

Рассматривая во втором параграфе девятой главы публичные долг и кредит в системе финансового законодательства, автор резюмирует, что публичные кредит и долг (кредитно-долговое законодательство) следует рассматривать как комплексную подотрасль российского законодательства.

Принцип координации правовых норм в сфере публичного кредита и долга реализован в горизонтальном расположении норм как финансового, так и смежных отраслей российского законодательства, регулирующих различные аспекты отношений, возникающих в указанной сфере. Поэтому само регулирование отношений, возникающих в сфере публичного кредита и долга, относится к одной из сложных и одновременно важнейших проблем как финансового, так и смежных отраслей права. Кроме того, сама категория публичного кредита (также как и публичного долга) явление полифункциональное и многомерное, функционирование которой порождает целый ряд отношений, регулируемых одновременно нескольким отраслями законодательства, в том числе конституционным, финансовым, административным, гражданским, а также международным. Например, отдельные вопросы, касающиеся конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются, гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако, автор констатирует, что указанный факт не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный (муниципальный) кредит и его организация является самостоятельным финансово-правовым институтом (а точнее – подотраслью финансового права). При этом в работе отмечается, что одной из причин формирования комплексных правовых институтов (подотраслей), регулирующих финансовые отношения и их разбросанности в разных федеральных кодексах, федеральных и региональных законах, иных документах обусловливается, как справедливо считают ведущие специалисты в области финансового права, «концепциями (моделями) этих правовых актов, не связанных едиными принципами функционирования и обеспечения стабильности финансовой системы Российской Федерации». Указанный вывод в полной мере, как считает диссертант, можно отнести и к причинам регулирования отношений в сфере публичных кредита и долга одновременно правовыми нормами сразу нескольких разноотраслевых кодексов и законов.

В целях подтверждения вывода о разнохарактерности правового регулирования кредитно-долговых отношений, в работе проведен анализ регионального законодательства, применяемого в сфере субфедерального долга, что позволило констатировать отсутствие единого подхода у субъектов РФ к выбору форм и методов правового регулирования публичных долговых отношений субфедерального уровня. Сделан вывод о том, что терминологическая неточность, различная степень детализации различных аспектов публичных долговых обязательств субъектами РФ, может отрицательно сказаться не только на реализации принципа федерализма, но и принципа единства финансово-бюджетной деятельности на территории Российской Федерации, а также на соблюдении прав инвесторов на российском рынке капиталов, в связи с чем диссертантом выдвинуто предложение об унификации регионального законодательства в сфере публичных долговых обязательств.

В заключительном параграфе указанной главы (9.3.) публичный долг и кредит рассмотрены в системе российского финансового права как отраслевой юридической науки и учебной дисциплины, где отмечается рост научного внимания к проблемам публичных долговых обязательств, а также проанализированы действующие нормативные акты(и, прежде всего, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность - Юриспруденция), применяемые в указанной области и выдвинуты предложения об их усовершенствовании.

В главе десятой «Основы правового регулирования государственного и муниципального долга и кредита в Российской Федерации и его форм (видов)» автором исследуются особенности современного правового регулирования федерального, регионального и муниципального долга и кредита в Российской Федерации, чему посвящен первый параграф данной главы(10.1.). Второй параграф десятой главы (10.2.) «Формы (виды) публичного долга Российской Федерации» подразделен, в целях комплексного и тщательного анализа указанного вопроса , на несколько подпараграфов . В первом подпараграфе раскрываются общие положения и основания дифференциации публичного долга, во втором - порядок отражения в бюджете средств, привлеченных от различных форм (видов) долговых обязательств.

Далее в самостоятельных подпараграфах рассматриваются различные формы (виды) публичного долга Российской Федерации, закрепленные Бюджетным кодексом РФ. Особо выделены и рассмотрены формы (виды) публичного (государственного) долга, имеющие распространение на всей территории Российской Федерации. Подробно охарактеризованы кредитные соглашения и договоры (10.2.3.). В целях комплексного исследования государственных (муниципальные) займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, рассмотрены не только их понятия и сущность, но и раскрыты особенности эмиссии указанных ценных бумаг, особенности и содержание Программ государственных внешних и внутренних заимствований. Также подробно и обстоятельно исследуются понятие государственного займа, его особенности, а также виды облигаций государственного займа, в т.ч. государственных займов, опосредуемых выпуском казначейских обязательств.

В отдельных параграфах десятой главы раскрываются проблемы, возникающие при заключении договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов (10.2.5.); выдаче и оформлении государственных и муниципальных гарантии (10.2.6 ); заключении соглашений и договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет (10.2.7.), а также иных форм (видов) государственных долговых обязательств, распространенных на территории Российской Федерации (10.2.8.) .

Отдельного рассмотрения потребовал вопрос о системе учета и регистрации публичных заимствований в Российской Федерации(10.3.).

Глава одиннадцатая « Правовое регулирование внутренних займов в Российской Федерации. Управление публичным долгом» включает четыре самостоятельных параграфа, где в системном анализе раскрываются особенности правового регулирования внутренних государственных и муниципальных займов в Российской Федерации (параграф11.1.); управление государственным (федеральным, региональным) и муниципальным долгом в Российской Федерации: понятие, задачи и принципы, называются основные компоненты управления публичным долгом (11.2.).

В параграфе третьем одиннадцатой главы обращается особое внимание на проблему обслуживания публичного долга, которую, как отмечается в работе, следует отличать от управления, а также исследуются вопросы учета долговых обязательств в составе доходов и расходов бюджета (11.2.1,11.2.2, 11.2.3.).

Четвертый параграф названной главы посвящен проблемам бюджетной классификации внутренних и внешних долговых обязательств Российской Федерации, а также раскрытию условий выпуска и обращения основных видов современных российских государственных долговых ценных бумаг.

Особенностям финансовых правоотношений в области публичного долга и кредита посвящена глава двенадцатая, где в четырех параграфах, в рамках логической взаимосвязи первоначально выявляются отличительные черты финансовых правоотношений, возникающих в сфере публичного долга (кредита) (12.1.), устанавливается и анализируется субъектный состав правоотношений по публичному внешнему и внутреннему долгу (кредиту) (12.2.), исследуются особенности публичных долговых отношений в сфере сберегательного дела (12.3.). Рассмотрение правового регулирования сберегательного дела осуществлено в аспекте взаимосвязи с финансовыми кредитно-долговыми отношениями. В этих целях в работе рассматривается понятие и содержание сберегательного дела, а также исследуются субъекты сберегательных правоотношений. Анализ указанных вопросов обусловил необходимость раскрытия роли и особого положения Сберегательного банка Российской Федерации на рынке сберегательных услуг и долговых обязательств государства, анализа особенностей отдельных видов сберегательных вкладов (12.3.2.). В качестве самостоятельного вопроса в последнем параграфе двенадцатой главы рассмотрена государственная система мер по обеспечению сохранности вкладов и гарантированности долговых обязательств (12.3.3.). Выявление позитивных моментов в практике работы государственной корпорации – Агентства по страхованию вкладов позволило автору сформулировать и выдвинуть предложение о введении обязательного страхования возврата публичных займов, для чего по аналогии с вышеуказанным агентством создать Агентство по страхованию государственных займов (с предоставлением права муниципальным органам создавать аналогичные агентства на местном уровне).

В заключении диссертационного исследования резюмируются основные выводы проведенного исследования, формулируются важнейшие теоретические и практические выводы, касающиеся сферы публичных долговых отношений и их правовой регламентации, определяются основные элементы концепции финансово-правовой природы публичного долга и публичного кредита.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Монографии,

учебники и учебные пособия

Покачалова Е.В, Химичева Н.И. Правовая политика России: теория и практика: монография. Колл. авт. / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. (глава «Финансово-правовая политика». (1,1 п.л.);

Покачалова Е.В. Становление и развитие публичного долга и его форм (финансово-правовые аспекты). Монография /Е.В.Покачалова; под ред. д.ю.н.,проф.академика МАН ВШ., заслуженного работника высшей школы РФ Н.И.Химичевой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права, 2007. (19,7 п.л.);

Покачалова Е.В. Публичный долг в Российской Федерации: вопросы теории финансового права. Монография / Е.В. Покачалова; под ред. д.ю.н., проф.академика МАН ВШ., заслуженного работника высшей школы РФ Н.И. Химичевой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2007. (10 п.л.);

Покачалова Е.В., Химичева Н.И., Крохина Ю.А. Правовые проблемы финансовой деятельности государства и муниципальных образований //Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. Сборник рефератов избранных работ. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. 2001. (0,5п.л.);

Покачалова Е.В. Финансовое право Российской Федерации : Учебно-методическое пособие / Составители: проф., докт. юрид. наук Н.И.Химичева, канд. юрид. наук Л.А. Давыдова, препод. Ю.В. Брызгалин, канд. юрид. наук Е.В. Покачалова. /Отв. ред. Н.И.Химичева. Саратов: Изд-во СГАП, 1992. (1,8п.л.);

Покачалова Е.В. Финансовое право: Учебно-методическое пособие /Под ред. Н.И.Химичевой. Саратов: Изд-во СГАП.1996. (2,4.п.л.);

Покачалова Е.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Отв. редакторы Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова. Саратов: Изд-во СГАП, Юридический колледж СГАП.1996. (2,2 п.л.);

загрузка...