Delist.ru

Формирование адаптивного механизма корпоративного управления в отраслях пищевой промышленности (19.08.2007)

Автор: Печеная Людмила Тимофеевна

R, ?R – общий и дополнительный объем инвестиций (направляемый из чистой прибыли), необходимых для реализации ассортиментной стратегии, соответственно, тыс. руб.;

По результатам расчета возможны следующие ситуации:

Iа ? 1 – ассортиментная политика адаптивна;

Iа ( 1 – ассортиментная политика неадаптивна. Это может произойти по следующим причинам: неправильно выбранный товар для разработки и продвижения на рынок; превышение объемов предложения продукции над его спросом; недостаток выделенных средств на реализацию ассортиментной стратегии и т.д.

Таким образом, формирование ассортиментной политики предприятия представляет собой конгломерат аналитических и творческих действий, основанных на глубоком знании рынка и возможностей компании.

На основе разработанной методики в диссертации выполнена оценка адаптивности одного из исследуемых предприятий, работающего в среднем ценовом сегменте. Значение индекса рыночной адаптивности - 0,92 свидетельствует, что ассортиментная политика данного предприятия неадаптивна, так как оно не смогло перестроить свой хозяйственный механизм адекватно динамике рыночной среды и ведет политику пассивного реагирования, что наблюдается практически по всем сегментам рынка. Предприятию необходимо более обоснованно подходить к формированию ассортимента своей продукции, выбору ассортиментной стратегии, включая выделение средств на ее практическую реализацию.

Проведенные исследования позволили унифицировать модель, отражающую совокупность влияния выделенных факторов, независимо от, специфики отраслей пищевой промышленности и видов производств, создающую базу для определения приоритетных направлений адаптивной деятельности и развития предприятий, что особенно важно для корпоративных образований.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Рассмотренные теоретические подходы к трактовке понятия «корпорация» позволили раскрыть сущность этой экономической категории, дать уточненное определение, систематизировать область научных понятийных представлений, обосновать классификацию типов корпоративных объединений, установить механизм трансформации экономических отношений субъектов интегрированных образований. Под корпорацией предложено понимать организационно-управленческую структуру акционерного типа, включающую управляемую (ряд хозяйствующих субъектов разного статуса и уровня самостоятельности) и управляющую (штат профессиональных менеджеров) подсистемы, механизм взаимодействия которых основан на трансформации управленческих функций в возмездные услуги, что способствует координации взаимоотношений между ними и эффективной деятельности системы в целом.

2. Выделены ключевые особенности формирования национальной модели корпоративного управления, среди которых: постоянное перераспределение собственности в компаниях; двойственная роль государства, выступающего как в качестве собственника, так и регулирующего органа; недостаточное практическое использование законодательных актов в области защиты прав акционеров; слабость традиционных «рыночных» механизмов корпоративного управления; сосредоточение функций контроля мажоритарными акционерами и др. С целью преодоления негативного влияния факторов внешней среды и внутренних диспропорций обоснован качественно новый механизм взаимоотношений между субъектами объединения, способствующий повышению эффективности управления в условиях конкурентного давления.

3. Исследованы теоретические подходы российских и зарубежных ученых к проблеме экономического развития предприятий, что позволило систематизировать область научных представлений и выделить основные его формы: устойчивое, гибкое и адаптивное. В диссертации дано уточненное определение экономической категории «адаптивное развитие предприятия». Показано, что одним из важнейших направлений адаптивного реагирования предприятия на изменения рыночной среды является совершенствование экономического механизма корпоративного управления с учетом ассортимента выпускаемой продукции, который соединяет элементы его потенциала с рынком.

Доказано, что ассортиментная политика становится одним из определяющих условий в процессе позитивных изменений всех составных элементов предприятия и определяет конечные результаты его текущего и перспективного функционирования. Изучены особенности формирования ассортиментной политики в рыночных условиях и ее влияние на адаптивное развитие предприятия. Это позволило построить модель, в основу которой положена взаимосвязь триады элементов «продукт», «товар» и «бренд», создающая базу для формирования научного подхода к совершенствованию управления ассортиментом продукции компании.

4. Выявлены основные предпосылки образования корпораций в пищевой промышленности, для которой характерны жесткая конкуренция на рынках сбыта, дефицит сырьевых ресурсов, а также недостатки в организации, управлении и планировании совместной деятельности. Анализ показал, что предприятия в составе объединений имеют более высокие результаты хозяйствования по сравнению с самостоятельно функционирующими организациями. Вместе с тем, изменения в аппарате управления без соответствующего методического обоснования приводят к целому ряду негативных последствий (дублированию или, наоборот, исключению функций, необходимых для эффективной работы; снижению квалификации персонала; неоправданному раздуванию аппарата управления и пр.), влекущих за собой рост управленческих затрат. Это подчеркивает необходимость научного подхода к разграничению функций между субъектами объединения. Систематизация совокупности управленческих функций в зависимости от характера действий (централизованные или оперативные) создает методическую основу их рационального альтернативного распределения между управляющей и управляемой подсистемами корпорации.

5. Разработаны методические положения, в рамках которых сформирована модель трансформации управленческого механизма, являющаяся недостающим звеном в развитии централизованной сети услуг. Ее использование позволит улучшить организацию и планирование производства во всех структурных звеньях компании, что повысит эффективность процесса управления объединением в целом.

6. В практике деятельности корпоративных образований пищевой промышленности отсутствуют методические рекомендации по централизованному выполнению управленческих функций (услуг) на возмездной основе. Разработанные методики, включают алгоритмы расчета затрат и установления расценок за услуги. С целью упорядочивания системы взаиморасчетов между субъектами объединения учтены: коэффициент загрузки персонала, индекс трудоемкости, показатель дисконта.

7. Обоснован метод оценки экономической эффективности, полученной в результате трансформации взаимоотношений субъектов корпоративных структур, который состоит в определении экономии за счет централизации функций управления. Комплекс расчетов, выполненный на примере корпорации «ЭФКО», показал, что годовая экономия управленческих затрат составит около 15,6 млн. руб. ежегодно.

8. Исследование методических подходов к формированию ассортиментной политики предприятия показало, что разработанные модели не позволяют в едином комплекс учитывать весь спектр товаров, выпускаемых как корпорациями, так и отдельными предприятиями пищевой промышленности. Большинство товаропроизводителей при планировании ориентируются на традиционно сложившиеся сегменты за прошлый период. В прогнозировании ассортимента не используются экономико-математические методы, позволяющие учесть весь спектр характеристик продукции в едином комплексе. Для совершенствования методического обеспечения разработана универсальная методика, в основу которой положена дифференциация ассортиментных признаков товаров, что позволило формализовать процедуру формирования ассортиментной политики предприятия как инструмента его адаптивного развития.

9. Установлено, что существующие методы оценки деятельности корпораций в аспекте взаимосвязи с его ассортиментной политикой не отражают происходящие на рынке изменения. Для более точного учета возможностей предприятия в совокупности с факторами влияния рыночной среды предложен индексный метод с выделением критериев адаптивности внутренних элементов предприятия к динамике внешней (рыночной) среды, апробированный на примере компании «Эфко». Сделан вывод, что позитивные результаты от внедрения предложенных в диссертации рекомендаций могут быть достигнуты только при условии, что предприятия предпримут стратегические действия, направленные на совершенствование своего потенциала.

10. Ассортимент продукции предприятий пищевой промышленности формируется под воздействием внешних и внутренних факторов. Исследование позволило выделить и проанализировать всю факторную совокупность и разработать классификацию факторов, влияющих на эффективность ассортиментной политики. Данная классификация учтена при обосновании адаптивного механизма корпоративного управления предприятиями пищевой промышленности.

Разработанные в диссертации методики определения затрат и расценок, а также метод оценки эффективности централизованного оказания услуг внедрены в деятельность информационно-консультационных центров, а также приняты руководством финансового управления для практического использования на предприятиях группы компаний «ЭФКО».

По теме диссертации были опубликованы следующие работы:

МОНОГРАФИИ, РАЗДЕЛЫ МОНОГРАФИЙ

1. Замковая О.А., Печеная Л.Т. Формирование экономического механизма корпоративного управления в масложировой промышленности. - М.: Издательский комплекс МГУПП, 2006. - 156 с.

2. Кузнецов А.С., Печеная Л.Т. Методические и практические аспекты повышения эффективности производства премиксов. - М.: Издательский комплекс МГУПП, 2006. - 110 с.

3. Школьная Т.Б., Пахомов В.И., Печеная Л.Т. Адаптивное развитие предприятий пивоваренной промышленности на основе совершенствования ассортиментной политики: теория, методология, практика. - М.: Издательский комплекс МГУПП, 2006. - 110 с.

4. Печеная Л.Т. Богомолова И.П. Механизмы адаптивного управления корпоративными структурами. Воронеж: ИСТОКИ, 2007. - 240 с.

5. Печеная Л.Т. Формирование адаптивного механизма управления корпорацией: теория, методология, практика. Воронеж: ИСТОКИ, 2007. - 170 с.

СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

1.Печеная Л.Т. По пути технического прогресса //Мукомольно-элеваторная промышленность», 1984г. № 7, С. 7

2. Богомолова И.П., Печеная Л.Т. Факторы роста. //Мукомольно-элеваторная промышленность», 1987, № 11, С. 28 – 30.

3. Печеная Л.Т., Александрова М.В. Исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка комбикормовой продукции //Пищевая промышленность, 1999, № 12, С. 24- 27.

4. Печеная Л.Т., Александрова М.В. Основные факторы влияния на конъюнктуру рынка комбикормов //Пищевая промышленность, 2000, № 2, С. 16 -19.

5. Печеная Л.Т., Александрова М.В., Блюмин А.М. Моделирование и анализ рынка комбикормов //Комбикорма, 2000, № 5, С. 14.

6. Печеная Л.Т., Замковая О.А. Развитие конкурентных стратегий (на примере ЗАО «Корнет») //Виноделие, 2003, № 1, С. 10 -11.

7. Печеная Л.Т., Богомолова И.П. Совершенствование механизмов корпоративного управления в современных условиях //Менеджмент в России и за рубежом, изд. истоки, 2007, № 5, С. 36 -39.

УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

1. Рябова Т.Ф., Куделя А.Д. Организация и управление рынком зерна и хлебопродуктов. Учебное пособие для ВУЗов (п. 2,14, 2.15, 6.3, 6.4, ) /под общ. ред. Т.Ф. Рябовой. - М.: Хлебпродинформ, 1998. - 848 с.

2. Рябова Т.Ф., Чешинский Л.С. Экономика предприятий по хранению и переработке зерна. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник для вузов (с грифом Минвуза). М.: Гуманит. центр «Монолит», 2000. - 696 с.

3. Печеная Л.Т., Александрова М.В., Блюмин А.М. и др. Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара. Учебное пособие. - М.: Издательский комплекс МГУПП, 2003. - 107 с.

4. Печеная Л.Т., Александрова М.В., Шахова Е.А., Школьная Т.Б. Страховая деятельность в пищевой промышленности. Учебное пособие. - М.: Издательский комплекс МГУПП, 2003 - 116 с.

загрузка...