Delist.ru

Формирование адаптивного механизма корпоративного управления в отраслях пищевой промышленности (19.08.2007)

Автор: Печеная Людмила Тимофеевна

Упаковка, дифференцированная по видам материала и весу (объемной массе) Цена Всего

низкая

P1 средняя

P2 высокая

Вариант 1, Y1 TX11 TX12 TX13

Вариант 2, Y2 TX21 TX22 TX23

Вариант 3, Y3 TX31 TX32 TX33

Вариант 4, Y4 TX41 TX42 TX43

Вариант 5, Y5 TX51 TX52 TX53

Вариант 6, Y6 TX61 TX62 TX63

Вариант 7, Y7 TX71 TX72 TX73

Вариант 8, Y8 TX81 TX82 TX83

И т.д. вариант i, Yi TX9i TX9i TX9i

При оценке возможностей выхода предприятий на рынок, каждая товарная группа, представляющая собой отдельный сегмент рынка, указывается в таблице (поле матрицы) и подвергается анализу. Системный подход к изучению предложения (присутствия числа определенных марок товара) и спроса на отдельном локальном участке рынка, предполагает разбиение всей совокупности товарных групп на ряд множеств, которые характеризуются определенными признаками.

При исследовании предложения продукции должны быть выяснены не только количество, представленных в конкретном сегменте марок (МZAQYP), но и брэндов (BZAQYP), что позволяет расширить область принятия решений по ассортименту продукции.

Для формирования ассортиментной политики и выбора стратегии развития предприятия из всего множества представленных полей (привлекательных сегментов) производится последовательное составление ряда перечней:

в первом перечне (N1) отбираются «пустые» поля, не содержащие никаких товарных предложений (марок и брэндов): N1 ( ТZAQYP при МZAQYP = 0;

во втором перечне (N2) отбираются поля, имеющие предложения, но не содержащие брэндов:

N2 ( ТZAQYP при МЬZAQYP ( 0 ( ВZAQYP = 0.

в третьем перечне (N3) отбираются поля, имеющие предложения и содержащие брэнды, но удельный вес которых, не превышает заданного порогового значения:

N3 ( ТZAQYP при (0 < МZAQYP ( МП) ( (0 < ВZAQYP ( ВП),

где МП, ВП - пороговые значения соответственно количества марок и брендов в данной товарной группе.

Для выявления наиболее перспективных сегментов (с точки зрения формирования эффективной ассортиментной политики) автором выделен ряд критериев, среди которых приоритетными являются: критерий максимального спроса и два критерия: минимального количества предложений - марок и брэндов.

По результатам проведенных исследований были обоснованы основные концептуальные стратегии адаптивного развития предприятия.

Например, первая стратегия развития предприятия (S1) ориентирована на создание новых продуктов в «пустом» рыночном сегменте перечня N1. Ее реализация связана с выделением ресурсов (с затратами) на производство и продвижение марок. При этом проводится анализ наличия определенного ресурса (RП), то есть возможностей предприятия производить продукцию для каждого сегмента перечня N1, а также дополнительного ресурса ((R). Формально данную процедуру можно представить в следующем виде: S1: RП ( N1 ( ТZAQYP при (R ( min,

где RП – имеющийся ресурс; (R – привлеченный дополнительный ресурс для производства продукта определенной товарной группы и продвижения его в соответствующем рыночном сегменте.

По результатам анализа производится ранжирование сегментов в перечне N1 по критерию минимизации дополнительно привлекаемых ресурсов ((R), необходимых для реализации данной ассортиментной политики: N1 ( Nr1R при (R ( min.

Таким образом, формируется информационная база в виде перечня новой продукции, подлежащей освоению в производстве и продвижению на рынок. Ранжирование по уровню возможных затрат служит основанием аргументированного выбора конкретного ассортиментного набора продуктов, выпуск которых способствует дальнейшему развитию предприятия.

Разработанная методика формирования ассортимента продукции позволяет: выявить и исследовать отдельные целевые рыночные сегменты, наиболее перспективные для освоения; провести анализ возможностей и ресурсов для выхода (освоения); подготовить информационную базу, исходя из выбора оптимального варианта ассортиментной политики для последующего определения стратегического направления адаптивного развития предприятия. Использование методики позволяет предприятию наглядно представить перспективные полярные зоны и избежать ошибок при формировании ассортимента своей продукции.

Для оценки качества экономического развития (результативности деятельности) предприятия рекомендуется использовать обобщающий индекс адаптивности (Iа): Iа = Iра. *Iэа, (15)

индекс рыночной адаптивности предприятия - (Iра) определяется по формуле: Iра = kрн * kрc, (16)

где kрн - показатель, учитывающий динамику объемов продаж товара предприятием (корпорацией) на рынке (в сегменте) до и после разработки и реализации ассортиментной политики:

kрн = ??( Уijас / Уij), (17)

где Уijас, Уij – доля рынка, занимаемая i–м товаром в j–ом сегменте, соответственно до и после реализации ассортиментной стратегии.

Показатель, учитывающий объем продаж i–го товара в j–ом сегменте рынка в стоимостном выражении до и после разработки и реализации ассортиментной политики предприятия (kрc) определяется по формуле:

kрc = ? (Срijс / Сij), (18)

где Срijс, Сij – объем продаж на рынке товара i–го вида в j–ом сегменте в стоимостном выражении, соответственно до и после реализации ассортиментной стратегии, тыс. руб.

Показатель экономической адаптивности (Iэа), характеризует способность предприятия (в соответствии с его возможностями) реализовать стратегию на практике и при этом не потерять прибыль от реализации продукции:

Iэа = ??Пijас ( R – ?R /??Пij, (19)

где ??Пijас, ??Пij – общая (суммарная) прибыль, полученная от реализации i–го вида продукции в j–ом сегменте, тыс. руб.;

загрузка...