Delist.ru

Формирование адаптивного механизма корпоративного управления в отраслях пищевой промышленности (19.08.2007)

Автор: Печеная Людмила Тимофеевна

1. Экономический механизм управления корпоративными образованиями, определяемый формой интеграции предприятий пищевой промышленности;

2. Классификация функций управления корпорацией на основе системных критериев их разграничения;

3. Теоретические подходы к экономической категории «адаптивное развитие» с выделением роли ассортиментной политики и нормирования ресурсов в данном процессе.

4. Модель адаптивного развития предприятий на основе трансформации взаимосвязанной триады элементов «продукт», «товар», «брэнд».

5. Концепция трансформации экономических взаимоотношений субъектов интегрированной структуры на основе выбора состава функций, подлежащих выполнению на возмездной основе;

6. Методический подход определения затрат и расценок за услуги корпоративного характера, направленный на экономию трансакционных издержек;

7. Метод определения синергетического эффекта, позволяющий адекватно оценить трансформацию внутрикорпоративных взаимоотношений;

8. Методика формирования ассортиментной политики на основе выделения кластерных групп по потребительским признакам продукта.

9. Метод оценки влияния ассортиментной политики на адаптивное развитие предприятия.

10. Ключевые направления адаптивного развития предприятий пищевой промышленности с учетом отраслевой специфики и классификации факторов влияния.

Публикации. Основное содержание диссертационной работы опубликовано в 5-х монографиях, учебниках и учебных пособиях, статьях, и других источниках. Публикации в полной мере отражают полученные научные и практические результаты, выводы и предложения.

Объем и структура работы. Диссертация объемом 340 страниц основного текста состоит из введения, 5 глав, выводов и предложений. Работа включает 50 таблиц, 32 рисунка и 430 наименований литературных источников.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, показана степень изученности проблемы, изложена научная новизна и практическая значимость исследования, сформулированы цели и задачи, приведены сведения об апробации и внедрении полученных результатов.

В первой главе – «Теоретические аспекты трансформации механизма корпоративного управления» – представлен генезис корпоративных образований, понятийный аппарат корпоративного управления, обоснован механизм формирования управленческих функций с учетом трансформации взаимоотношений субъектов корпорации.

Ретроспективное исследование корпоративных форм отношений показало отсутствие единого подхода к смысловой сущности понятия «корпорация» вследствие его многогранности и многоаспектности. Ученые и практики делают акценты, как на юридической, так и на экономической специфике данного понятия. В рамках исследования выполнена систематизация и классификация данной экономической категории, представленная на рисунке 1.

Исследование трансформации экономической сущности понятия "корпорация" позволило в диссертации уточнить ее определение. Под корпорацией предложено понимать организационно-управленческую акционированную структуру, включающую управляемую (ряд хозяйствующих субъектов разного статуса и уровня самостоятельности) и управляющую (штат профессиональных менеджеров) подсистемы, механизм взаимодействия которых основан на трансформации управленческих функций в возмездные услуги, что способствует координации взаимоотношений между ними и эффективной деятельности системы в целом.

Рисунок 1 – Классификация основных позиций

корпоративного функционирования

В диссертационной работе выделены ключевые особенности формирования национальной модели корпоративного управления, среди которых: постоянное перераспределение собственности в компаниях; двойственная роль государства, выступающего как в качестве собственника, так и регулирующего органа; недостаточное практическое использование законодательных актов в области защиты прав акционеров; слабость традиционных «рыночных» механизмов корпоративного управления; сосредоточение функций контроля мажоритарными акционерами (большинство контролирующих акционеров являются генеральными директорами акционерных обществ и (или) входят в совет директоров). Проведенное исследование позволило выявить основные тенденции образования корпораций с учетом специфики пищевой промышленности.

Во второй главе – «Концептуальные основы адаптивного развития предприятий на базе ассортиментной политики и совершенствования нормирования ресурсов» – раскрыта экономическая сущность дефиниций «адаптивное развитие предприятий», «ассортиментная политика», «брэндинг», что позволило уточнить понятийный аппарат в данной области и предложить концепцию адаптивного развития предприятия с учетом ассортиментной политики.

Рынок инициирует развитие процессов дифференциации товаров и, соответственно, рост многообразия форм управленческой деятельности. Одним из основных факторов в этих условиях становится ассортимент, который во многом определяет успех корпоративной структуры на рынке и, тем самым, качество ее экономического развития. Критическое осмысление научных подходов к исследуемой проблематике позволило определить авторскую позицию по сущности, содержательным аспектам и целевой ориентации в области альтернативных форм развития корпораций и формирования их ассортиментной политики, а также выполнить систематизацию и классификацию круга понятий, отражающих их поэлементное наполнение.

Изучение семантики и дефиниций понятий «адаптивное развитие» и «ассортиментная политика» в высказываниях ученых-экономистов, показало общность идеи, что данным категориям свойственна тесная зависимость, и замыкаются они на эффективности деятельности организации в целом.

Корпорации, как сложной системе, присуще свойство адаптивного поведения, то есть приспособления к окружающей среде. Это означает, что хозяйствующий субъект способен реагировать на внешнюю (конкурентную) среду таким образом и набором своих возможностей (инструментарием), включая ассортимент продукции, чтобы в результате получить благоприятные результаты деятельности. Следовательно, в экономическом понимании, адаптация – это не просто приспособление хозяйствующего субъекта, а, прежде всего, его развитие, направленное на достижение максимально возможного результата, который может быть получен за счет выпуска востребованной продукции (по широте ассортимента и качеству) и образования дополнительных внутренних и внешних импульсов дальнейшей деятельности. Предприятиям, обладающим свойством адаптивности, присущи запланированное конечное состояние, которого достигают независимо от условий окружающей среды, и способность оказывать влияние на изменение этой среды. Таким образом, адаптивное развитие корпораций может быть представлено как процесс достижения определенного (запланированного) результата путем адекватного реагирования на изменения внешней среды всеми возможными средствами и методами, включая ассортиментную политику, таким образом, чтобы трансформировать влияние внешних факторов в свою пользу.

Относительно объекта исследования – предприятий и интегрированных образований пищевой промышленности, ассортимент продукции которых отличается чрезвычайным разнообразием, данное определение позволяет акцентировать внимание на наиболее значимых направлениях, определяющих качество их экономического развития.

Вместе с тем, исследованием установлено, что в современных условиях недостаточно используется такой эффективный экономический инструмент как нормирование, что обусловлено целым рядом объективных и субъективных причин. Особенно остро ощущается дефицит норм и нормативов в условиях интеграции товаропроизводителей и диверсификации их деятельности. В диссертации обоснована концепция формирования нормативной базы, как недостающее звено в системе корпоративного управления, ключевыми направлениями которой является разработка управляющей структурой норм расхода ресурсов (материальных, технических, финансовых и трудовых) для субъектов корпорации, выявление отклонений от фактических расходов и контроль выполнения.

Любое объединение (предприятие) и выпускаемый им товар оцениваются исходя из позиции, занимаемой на рынке. В этой связи ассортиментная политика рассматривается как комплекс действий, направленных на обеспечение товару конкурентоспособного положения на определенном рыночном сегменте. В составе этих действий необходимо выделить: оценку возможных путей совершенствования традиционной продукции в уже состоявшихся рыночных сегментах, определение вариантов реального выхода на рынок новых товаров, выявление позиции нового продукта в ряду существующих, разработку ценовой политики. Комплексное формирование ассортиментной политики по элементам рыночной экономики отражено на рисунке 2.

Рисунок 2 – Модель взаимодействия факторных полей

ассортиментной политики корпорации

Выделенная триада элементов "товар" – "коммуникативная система" – "покупательская аудитория" составляют брэндинговый фундамент ассортиментной политики, а "имидж" и "технология" являются опорными элементами функционирования компании.

Одним из эффективных инструментов в процессе формирования ассортимента является системный подход, основанный на моделировании рыночных ситуаций, основу которого обеспечивает проведение кластерного анализа. Выбирая тот или иной метод к формированию ассортимента, можно руководствоваться следующими критериями: важность сегмента для предприятия; количественные показатели (емкость данного сегмента рынка в натуральном и стоимостном выражении); доступность освоения сегмента предприятием; прибыльность продукции; защищенность от конкуренции (уже завоеванные позиции, положительный имидж предприятия); возможность эффективной работы в перспективе и другими.

Третья глава – «Анализ состояния и перспективы развития корпоративных образований в пищевой промышленности России» – содержит результаты исследования о состоянии ряда отраслей пищевой промышленности в целом и отдельных предприятий, а также выявленных тенденций формирования корпоративных структур в условиях рыночной конкуренции.

Социальная значимость продовольственного комплекса состоит в обеспечении населения основными продовольственными товарами (хлеб, мука, растительное масло, мясо, молоко и др.). Вместе с тем, пищевая промышленность определяет условия функционирования и развития, связанных с ней отраслей: сельского хозяйства, консервной, микробиологической и других.

Анализ объемов производства продукции за период рыночных преобразований (в 2004г. по сравнению с 1990г.) показал, что наиболее благоприятная ситуация сложилась в масложировой промышленности (рост выпуска растительного масла составил 161 %), пивоваренной промышленности (рост в 2,5 раза). В большинстве других отраслей пищевой промышленности, несмотря на увеличение объемов выпуска продукции не удалось достичь дореформенных показателей. В наиболее сложном положении оказались отрасли, зависящие от животноводческого сектора АПК. Стремление отечественных предприятий-производителей увеличивать свою долю на рынке обусловило обострение конкурентной борьбы, а также сокращение импортных поставок продовольственных товаров. Однако положительные тенденции в развитии пищевой промышленности не смогли сдержать рост импорта продовольствия, который достиг около 8,7 трилл. долл. против экспорта немногим более 1,1 трилл. долларов.

В России производством продовольственных товаров заняты свыше 23,3 тыс предприятий, среди которых можно выделить две группы: ориентированные, в основном, на переработку сельскохозяйственного сырья и специализирующиеся на выпуске высокорентабельной продукции. При этом специалисты отмечают тенденцию роста корпоративных структур: если на начало 2000г. в стране функционировал 21 агрохолдинг, то в 2004г. их стало более 40. Главными причинами консолидации товаропроизводителей являются сложные экономические условия.

Анализ использования производственных мощностей предприятий показал различные уровни реализации их потенциала от 25% до 80 % и выше. Главными причинами неполного использования мощностей являются: дефицит сельскохозяйственного сырья, недостаток финансовых средств для его закупки, физический и моральный износ оборудования (в некоторых отраслях свыше 70%) и др. В настоящее время только 30% импортного и 4% отечественного оборудования соответствуют современным техническим требованиям. В условиях жесткой конкуренции отечественные товаропроизводители - субъекты национального рынка продовольственных товаров не в состоянии самостоятельно преодолеть сложившуюся ситуацию, что также стало одной из причин формирования корпораций. При этом уровень использования производственных мощностей заводов, входящих в объединения, зачастую выше, чем у самостоятельных предприятий. Соответственно, эффективность деятельности предприятий в составе корпоративных структур, выше, чем самостоятельных субъектов хозяйствования, выпускающих товары аналогичного ассортимента. В такие объединения, кроме промышленных предприятий, включая заводы по переработке сырья (зерна, маслосемян и пр.), могут входить сельскохозяйственные организации, элеваторы для хранения зерна, склады и магазины для реализации готовой продукции и другие субъекты хозяйствования.

Ввиду широкого ассортимента пищевой продукции и различных видов профильной деятельности рассмотреть процессы интеграции по всем отраслям пищевой промышленности не представляется возможным. В этой связи, для обоснования методических подходов, основной акцент сделан на масложировой промышленности, в которой достигнуты позитивные результаты.

Так, специализирующиеся на производстве одинаковых видов продукции Московский и Нижегородский жировые комбинаты имеют разные экономические результаты (таблица 1). Сравнительно низкая эффективность деятельность ОАО «МЖК» обусловлена более поздним вхождением в корпоративную структуру (конец 2004г.). Функционирующее самостоятельно ОАО «Чишминское», и преимущественно занятое переработкой маслосемян, по результатам уступает аналогичным заводам, входящим в состав объединений (ОАО «МЖК «Краснодарский» и ОАО «Эфирное»). Самостоятельная производственная компания «МАКА», специализирующаяся на производстве майонеза, действует менее эффективно в сравнении с другими масложировыми комбинатами, входящими в состав объединений (ОАО «НЖК», ОАО «ЖК» г. Екатеринбург).

Таблица 1 – Показатели деятельности основных производителей масложировой продукции на Российском рынке в 2004 году

Наименование показателя Ед. изм. МЖК НЖК МЖК Краснодарский ЖК

г. Екатеринбург Эфирное ИМЖК Чишминское МАКА

загрузка...