Delist.ru

Формирование адаптивного механизма корпоративного управления в отраслях пищевой промышленности (19.08.2007)

Автор: Печеная Людмила Тимофеевна

6. Разработана методика определения затрат и расценок на услуги в составе функций управляющего органа корпорации, учитывающая специфику предприятий пищевой промышленности и способствующая упорядочиванию системы взаиморасчетов между субъектами объединения на основе совершенствования нормирования;

7. Обоснован метод определения эффективности централизации управления, позволяющий дать адекватную оценку трансформации внутрикорпоративных взаимоотношений;

8. Разработана универсальная методика формирования ассортиментной политики с выделением кластерных групп по потребительским признакам продукта;

9. Предложен метод оценки влияния ассортиментной политики на адаптивность развития предприятия;

10. Выработаны ключевые направления адаптивного экономического развития предприятий пищевой промышленности.

В качестве объекта исследования в диссертации выбраны предприятия пищевой промышленности, входящие в корпоративные образования.

Предмет исследования составила совокупность теоретических, научно-методических положений по формированию адаптивного механизма управления субъектами корпоративных структур с учетом трансформации экономических взаимоотношений между ними.

Методология исследования. Теоретической и методологической основой проведенного исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики формирования взаимоотношений хозяйствующих субъектов в составе объединения, а также нормативно-правовые и методические документы по вопросам корпоративного управления и экономического развития предприятий.

Информационную базу исследования составили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики; научные публикации периодической печати по исследуемой тематике; уставные документы корпораций; а также показатели деятельности предприятий пищевой промышленности, собранные непосредственно автором.

Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса научно обоснованных теоретических и методологических понятий и рекомендаций в области формирования адаптивного механизма корпоративного управления и определяется следующими результатами:

1. Обоснованы отличные от традиционных подходы к формированию экономического механизма хозяйствования, определяемые формой интеграции и способствующие совершенствованию управления корпоративными образованиями на основе уточнения сущности экономических категорий: «интегрированная структура», «корпорация», «отраслевой союз»;

2. Выполнена систематизация функций управления корпорацией, отличие которой состоит в выборе системных критериев их разграничения по группам «централизованные» и «оперативные», что позволяет исключить дублирование управленческих воздействий по каждому из интегрантов и в целом по корпорации и адаптироваться к условиям изменчивой рыночной среды;

3. Раскрыта экономическая природа адаптивного развития предприятия, отличная выделением особой роли ассортиментной политики в данном процессе, что способствует упорядочиванию теоретических представлений в этой области. Адаптивное развитие предприятия - это процесс позитивных изменений экономических параметров деятельности за счет адекватного реагирования на динамику рыночной среды комплекса всех его подсистем, ведущая роль в котором принадлежит ассортиментной политике, как оператору основной рыночной компоненты - товара;

4. Построена модель адаптивного развития предприятия на основе совершенствования ассортиментной политики, отличительным свойством которой является обоснование производственно-потребительской трансформации взаимосвязанной триады элементов «продукт», «товар» и «брэнд», что позволяет учитывать этот фактор при формировании ассортимента продукции

5. Обоснована концепция трансформации экономических взаимоотношений субъектов интегрированной структуры, в основу которой положен отличный от существующих метод альтернативного выбора интегрантом состава функций, подлежащих выполнению на возмездной основе, что будет способствовать упорядочиванию системы взаиморасчетов между субъектами объединения;

6. Научно обоснован методический подход, в основу которого положены методические положения по определению затрат и расценок за услуги корпоративного характера, отличительной чертой которых является алгоритм, учитывающий специфику выполняемых функций, что создает базу для экономии транзакционных издержек интегрированной структуры на основе совершенствования нормирования;

7. Разработан метод определения синергетического эффекта, полученного в результате централизации управления, отличающийся всесторонней адекватной оценкой трансформации внутрикорпоративных взаимоотношений и позволяющий более точно устанавливать результаты деятельности интегрированной структуры;

8. Разработана методика формирования ассортиментной политики, отличие которой состоит в выделении кластерных групп по потребительским признакам продукта. Основу методики составляет экономико-математическая модель, включающая алгоритм, учитывающий состояние сегментов рынка, что способствует более точному формированию ассортимента продукции, выбору ассортиментных стратегий и планированию производственной программы в целом по объединению;

9. Предложен метод оценки влияния ассортиментной политики на адаптивность развития корпорации. Степень совершенствования ассортиментной политики отражается обобщающим индексом адаптивности, где отличительной особенностью подхода является системность набора показателей, комплексно характеризующих экономическое состояние предприятия во взаимосвязи с изменениями выпуска продукции и колебаниями рыночной среды;

10. Выработаны ключевые направления адаптивного развития корпоративных структур пищевой промышленности с учетом их специфики и обоснованной классификации факторов влияния, в которых в отличие от традиционного подхода определяющая роль отводится ассортиментной политике как фактору, способствующему эффективной реализации их потенциала на рынке, совершенствованию нормирования, планирования и управления компанией.

Практическая значимость результатов исследования. Выводы и рекомендации, а также методики, обоснованные в диссертации способствуют созданию методической базы для управления корпоративными структурами в пищевой промышленности. В частности, разработанная модель взаимоотношений субъектов в составе корпорации, методики управления основными параметрами хозяйственного функционирования данных структур и оценки их эффективности позволяют объективно разграничить полномочия субъектов корпорации, определить систему денежных взаимоотношений, что необходимо для формирования адаптивного механизма функционирования предприятий. Практическое значение имеют научные и прикладные разработки, в которых содержатся: методика построения матричной модели выбора ассортимента продукции; модель адаптивного развития предприятия на основе совершенствования ассортиментной политики; основные направления адаптивного развития предприятий пищевой промышленности. Использование методических положений, изложенных в диссертационной работе, обеспечит рост эффективности управления субъектами корпораций пищевой промышленности.

Обоснованный в диссертации комплекс методических рекомендаций был разработан в рамках Государственного контракта Минсельхоза РФ и нашел отражение в государственных научных отчетах о НИР. Научно-методические разработки, выводы и предложения также могут быть использованы для дальнейших научных исследований.

Апробация работы. Основные выводы и рекомендации, сделанные в диссертационной работе, были представлены:

- на научно-практической конференции «Проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК», Москва, МГУПП, 2002;

- на Международной научно-практической конференции "Роль региональной экономики в становлении развитого экономического пространства", Киров, 2002;

- на I - V Всероссийских научно-технических выставках-конференциях с международным участием «Высокоэффективные пищевые технологии, методы и средства для их реализации», Москва, МГУПП, 2003 - 07 гг.;

- на научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК», Москва, МГУПП, 2004;

- на научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК», Москва, МГУПП, 2005;

- в отчете о НИР «Разработать нормы расхода материалов и нормы потребности оборудования по номенклатуре Госплана СССР и Госснаба СССР» № 9,11. 01;

- в отчете о НИР «Разработать нормы расхода основных рабочих органов машин для крупозаводов» № Д 8;

- в отчете о НИР «Разработать отраслевую систему прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам работ и затрат (экономии) труда, сырья материалов и топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей и удельных капитальных вложений, норм и нормативов определения потребности в оборудовании и кабельных изделиях". Утв. Минзагом СССР в 1984;

- в отчете о НИР «Разработать и представить на утверждение отраслевые технико-экономические нормы и нормативы по труду для предприятий системы Министерства хлебопродуктов СССР» № 11.02.18;

- в отчете о НИР «Разработать и подготовить к утверждению отраслевые методические указания по применению нормативного метода учета материальных затрат на производство и калькулирование нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции» № 9. 01. 30;

- в отчетах о НИР «Разработать методику оценки технико-экономического уровня предприятий хлебопродуктов». М.: ВНПО «Зернопродукт» Утв. 1991, 1992;

- в отчете о НИР «Создать систему маркетинга для производственных объединений и предприятий хлебопродуктов № 6.03. 25, от 25. 12. 1992г. ВНПО «Зернопродукт» Утв. 1992

- в отчете о НИР № 2367 от 19.12.2001г. «Проведение научных исследований и разработка организационно-экономической модели центров ИКС и мероприятий по формированию рынка информационно-консультационных услуг в АПК», выполненной в рамках Государственного контракта Минсельхоза РФ;

- в отчете по НИР № 1628 от 22. 10. 2002 г. «Проведение научных исследований по разработке рекомендаций по оказанию платных услуг, предоставляемых информационно-консультационными службами сельхозтоваропроизводителям», выполненной в рамках Государственного контракта Минсельхоза РФ;

- в отчете о НИР в рамках договора с Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы» (ГНИИ РНС) № 9 - ФА от 22. 05. 2006г. «Исследование вопросов организации работы отделов учета и отчетности местного и регионального уровней и их взаимодействие с другими подразделениями соответствующего территориального налогового органа в целях обеспечения своевременного наполнения информационного ресурса "Расчеты с бюджетом регионального уровня и подготовка предложений по ее совершенствованию". Утв. 2006г.

Обоснованные в диссертации методики определения затрат на услуги и оценки эффективности были приняты для практического использования на ЗАО «Воронежская хлебная компания», ЗАО «Семилукихлеб», ЗАО «Управляющая компания ЭФКО», ОАО Мукомольный комбинат «Воронежский», ООО «ОЛСАМ», ОАО «Разгуляй», Научно-производственное объединение ЗАО «Витасоль», ОАО «Ярпиво», ОАО «Московское областное объединение хлебопродуктов». Отдельные разработки автора используются в учебном процессе Московского государственного университета пищевых производств при изучении дисциплин: «Экономика и планирование производства», «Экономика и организация производства», «Менеджмент и маркетинг», «Маркетинг», «Управление затратами» и отражены в отчетах о НИР.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие теоретические и методологические положения:

загрузка...